Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 7
Leopard 2A5
Первое появление: 1995 год
Новые технологии, проверенные на платформах IVT, KVT и ТVM, были использованы на втором этапе проекта по улучшению боевых возможностей танка Leopard 2. Поскольку список возможных усовершенствований был довольно длинным, а доступность их становились все более ограниченной в 90-х годах, Германия, Нидерланды и Швейцария пришли к общей конфигурации, получившей название «мангеймская конфигурация». Она содержала изменения, которые предполагалось реализовать в варианте Leopard 2А5. Они охватывали системы командования и управления, a также защиты.
Второй этап проекта по совершенствованию боевых возможностей танка Leopard 2 проводился в 1995-1998 годы и был направлен на перевооружение сил постоянной готовности Бундесвера. В общей сложности в первой партии под обозначением Leopard 2А5 было изготовлено 225 машин. Во вторую партию вошло 125 машин, что довело общее количество танков А5 до 350 штук. Доработки коснулись не всех машин, а башен из партий №1-4 и корпусов из партий №6-8. Это было абсолютно рационально, поскольку устаревшие башни были существенно доработаны, тогда как более новые корпуса остались почти неизмененными.
Вариант А5 был разработан сразу после окончания Холодной войны. Как и последующий вариант А6, на него существенное влияние оказала тактика предыдущих моделей танков. Ожидания армии в новом танке были реализованы лишь частично. Такие разумные изменения, как например, электроприводы башни и тепловизор командира получили в армии положительную оценку. Однако, оснащение башни несъемной дополнительной броней было с эксплуатационной точки зрения объяснимо лишь частично. Это не дало каких-либо преимуществ и не улучшило процесс ежедневной боевой подготовки. Наоборот, дополнительное бронирование ухудшило характеристики танка и ускорило износ его системы подвески, а также затруднило работу экипажа. Лучшим бы решением стала подготовка танков для быстрого переоборудования и хранение бронекомплектов до часа «Икс».
Конструкция
Танк Leopard 2А5 аналогичен предыдущим вариантам Leopard 2, но может быть идентифицирован по броне особой формы и передней части башни. Она имеет V-образную форму с небольшим уклоном в сторону башни. Дополнительные модули бронирования были также установлены на передние боковые поверхности башни. Остальная часть башни может быть четко определена как типично «леопардовская», но с дополнительными модификациями. Корпус основного прицела наводчика был поднят выше и теперь размещен наверху башни. Вспомогательный прицел также был перенесен с правой стороны пушки на верхнюю часть ее бронемаски. Это, соответственно, повлекло за собой перенос устройства имитации выстрела пушки KADAG (служит для увеличения ресурса пушки); оно было сдвинуто и установлено на опору в левой верхней части башни (два фото ниже).
Башня танка Leopard A5 со снятыми модулями бронирования
Большие размеры модулей заставляют кумулятивные средства поражения детонировать на большей дистанции от основной брони. Сформированная кумулятивная струя должна пройти большее расстояние и преодолеть слои стали и пустой объем. Слои стали оказывают влияние на формирование струи, тогда как пустое пространство увеличивает ее диаметр. В конце концов, при достижении основной брони танка форма ее нарушается, что ведет к уменьшению бронепробивной способности. В основе работы брони лежит совместное использование различных материалов и увеличенная толщина, которая превосходит бронепробивную способность большинства снарядов. Кинетические снаряды пробивают по-разному. При пробивании итоговая энергия заставляет броневые плиты смещаться. Поскольку эти плиты изготавливаются из разных материалов, они не могут двигаться с одинаковой скоростью, и движение внутри брони будет происходить на разных скоростях. Это приводит к значительному увеличению поперечных сил, и как следствие, ведет к большим напряжениям в сердечнике. В идеальном случае это может привести даже к разламыванию сердечника. Но по большей части скорость сердечника падает и он получает повреждения еще до удара в основную броню.
Дополнительные модули бронирования также установлены по бортам башни, но они имеют менее сложную структуру. Они сварены из листов закаленной стали и также образуют между лицевой стороной и броней пашни небольшую полость.
Все модули устанавливаются на основную броню при помощи винтов или болтов, что упрощает их снятие и замену. Moдули на бортах башни могут быть повернуты вперед, так как они должны быть открыты для обслуживания и ремонта. Для доступа к двигателю башня должна быть повернута на 3 или 9 часов (на 90 градусов влево или вправо). Далее борт башни и крышка МТО выравниваются по одной линии и тогда крышку уже можно открыть. Дополнительные модули бронирования не позволяют это сделать и поэтому их необходимо снимать. В то же время пустой заброневой объем может быть использован для хранения личного снаряжения.
В связи с установкой дополнительной брони на башню корпус прицела наводчика был перенесен на крышу башни. Образовавшийся пустой объем был закрыт за счет перекомпоновки основной брони. На оба борта башни в передней ее части были установлены новые броневые модули, заменившие прежнюю разнесенную броню.
Изначально планировалось оборудовать крышу башни специальной броней для защиты от атак сверху и установить новые сдвижные крышки люков для командира и заряжающего. Но из-за финансовых ограничений от этих изменений отказались. Единственное, что было сделано - добавлена дополнительная броня перед люком заряжающего, а крыша башни была покрыта противоскользящим покрытием.
Внутренние стенки башни были покрыты так называемым противоосколочным подбоем. Это мягкий в своей сердцевине материал ни основе материалов из Кевлара. Предполагалось, что в случае попадания снаряда или пробивания он сможет останавливать осколки или отколы, которые могут вывести из строя экипаж и оборудование.
И даже на корпусе были проведены некоторые изменения, связанные с совершенствованием защиты. Теперь в передней части корпуса установлен новый водительский люк. Крышка большего размера сдвигается в сторону, она предлагает лучшую защиту от атакующих снарядов. Призменные приборы водителя были заменены новой зеркально-призменной системой. Прежние призменные приборы были тяжелыми и могли в случае нештатной ситуации упасть внутрь и нанести травму водителю.
Легкие бортовые экраны были заменены новыми экранами, изготовленными из закаленной стали. Подобная доработка была реализована также на варианте Leopard 2A4.
Наконец, последнее изменение коснулось опорных катков. Крышки ступиц опорных катков, обычно изготавливаемые из алюминия, были заменены стальными, но практические преимущества подобной замены весьма спорны.
Средства связи
Средства связи танка Leopard 2А5 практически не изменились. В танке установлены радиостанции SEM 80/90, а экипаж оснащен теми же гарнитурами. Единственное видимое изменение - перенос разъема «танк-танк» еще дальше влево в корму башни, что упростило к нему доступ.
Характеристики
Основные характеристики Leopard 2A5 идентичны тактико-техническим характеристикам предыдущих вариантов. Силовой блок достаточно мощный, чтобы справиться с дополнительной массой без проблем. Максимальная скорость и ускорение ограничены максимальными оборотами двигателя и также идентичны скорости и ускорению предыдущих моделей.
Но в связи с нововведениями были затронуты довольно важные области. Прежде всего, в связи с установкой дополнительной брони в передней части башни и исключением гидравлической системы в корме башни центр тяжести сместился ближе к носу. Ранее он находился сразу за башней. Это привело к ухудшению подвижности, поскольку снизилась скорость движения по пересеченной местности и существенно нагрузились передние узлы подвески. Передняя часть танка стала перемешаться иначе, чем она перемещалась ранее. Эта проблема частично была решена за счет доработки торсионных валов, но окончательно от нее так и не избавились.
Корзина башни у танка Leopard 2A5 более не имеет герметизации, но, тем не менее, он может по-прежнему форсировать водные преграды. Подготовка и сам процесс преодоления водных преград изменений не претерпели.
Продолжение следует...
Первое появление: 1995 год
Новые технологии, проверенные на платформах IVT, KVT и ТVM, были использованы на втором этапе проекта по улучшению боевых возможностей танка Leopard 2. Поскольку список возможных усовершенствований был довольно длинным, а доступность их становились все более ограниченной в 90-х годах, Германия, Нидерланды и Швейцария пришли к общей конфигурации, получившей название «мангеймская конфигурация». Она содержала изменения, которые предполагалось реализовать в варианте Leopard 2А5. Они охватывали системы командования и управления, a также защиты.
Второй этап проекта по совершенствованию боевых возможностей танка Leopard 2 проводился в 1995-1998 годы и был направлен на перевооружение сил постоянной готовности Бундесвера. В общей сложности в первой партии под обозначением Leopard 2А5 было изготовлено 225 машин. Во вторую партию вошло 125 машин, что довело общее количество танков А5 до 350 штук. Доработки коснулись не всех машин, а башен из партий №1-4 и корпусов из партий №6-8. Это было абсолютно рационально, поскольку устаревшие башни были существенно доработаны, тогда как более новые корпуса остались почти неизмененными.
Вариант А5 был разработан сразу после окончания Холодной войны. Как и последующий вариант А6, на него существенное влияние оказала тактика предыдущих моделей танков. Ожидания армии в новом танке были реализованы лишь частично. Такие разумные изменения, как например, электроприводы башни и тепловизор командира получили в армии положительную оценку. Однако, оснащение башни несъемной дополнительной броней было с эксплуатационной точки зрения объяснимо лишь частично. Это не дало каких-либо преимуществ и не улучшило процесс ежедневной боевой подготовки. Наоборот, дополнительное бронирование ухудшило характеристики танка и ускорило износ его системы подвески, а также затруднило работу экипажа. Лучшим бы решением стала подготовка танков для быстрого переоборудования и хранение бронекомплектов до часа «Икс».
Конструкция
Танк Leopard 2А5 аналогичен предыдущим вариантам Leopard 2, но может быть идентифицирован по броне особой формы и передней части башни. Она имеет V-образную форму с небольшим уклоном в сторону башни. Дополнительные модули бронирования были также установлены на передние боковые поверхности башни. Остальная часть башни может быть четко определена как типично «леопардовская», но с дополнительными модификациями. Корпус основного прицела наводчика был поднят выше и теперь размещен наверху башни. Вспомогательный прицел также был перенесен с правой стороны пушки на верхнюю часть ее бронемаски. Это, соответственно, повлекло за собой перенос устройства имитации выстрела пушки KADAG (служит для увеличения ресурса пушки); оно было сдвинуто и установлено на опору в левой верхней части башни (два фото ниже).
Башня танка Leopard A5 со снятыми модулями бронирования
Большие размеры модулей заставляют кумулятивные средства поражения детонировать на большей дистанции от основной брони. Сформированная кумулятивная струя должна пройти большее расстояние и преодолеть слои стали и пустой объем. Слои стали оказывают влияние на формирование струи, тогда как пустое пространство увеличивает ее диаметр. В конце концов, при достижении основной брони танка форма ее нарушается, что ведет к уменьшению бронепробивной способности. В основе работы брони лежит совместное использование различных материалов и увеличенная толщина, которая превосходит бронепробивную способность большинства снарядов. Кинетические снаряды пробивают по-разному. При пробивании итоговая энергия заставляет броневые плиты смещаться. Поскольку эти плиты изготавливаются из разных материалов, они не могут двигаться с одинаковой скоростью, и движение внутри брони будет происходить на разных скоростях. Это приводит к значительному увеличению поперечных сил, и как следствие, ведет к большим напряжениям в сердечнике. В идеальном случае это может привести даже к разламыванию сердечника. Но по большей части скорость сердечника падает и он получает повреждения еще до удара в основную броню.
Дополнительные модули бронирования также установлены по бортам башни, но они имеют менее сложную структуру. Они сварены из листов закаленной стали и также образуют между лицевой стороной и броней пашни небольшую полость.
Все модули устанавливаются на основную броню при помощи винтов или болтов, что упрощает их снятие и замену. Moдули на бортах башни могут быть повернуты вперед, так как они должны быть открыты для обслуживания и ремонта. Для доступа к двигателю башня должна быть повернута на 3 или 9 часов (на 90 градусов влево или вправо). Далее борт башни и крышка МТО выравниваются по одной линии и тогда крышку уже можно открыть. Дополнительные модули бронирования не позволяют это сделать и поэтому их необходимо снимать. В то же время пустой заброневой объем может быть использован для хранения личного снаряжения.
В связи с установкой дополнительной брони на башню корпус прицела наводчика был перенесен на крышу башни. Образовавшийся пустой объем был закрыт за счет перекомпоновки основной брони. На оба борта башни в передней ее части были установлены новые броневые модули, заменившие прежнюю разнесенную броню.
Изначально планировалось оборудовать крышу башни специальной броней для защиты от атак сверху и установить новые сдвижные крышки люков для командира и заряжающего. Но из-за финансовых ограничений от этих изменений отказались. Единственное, что было сделано - добавлена дополнительная броня перед люком заряжающего, а крыша башни была покрыта противоскользящим покрытием.
Внутренние стенки башни были покрыты так называемым противоосколочным подбоем. Это мягкий в своей сердцевине материал ни основе материалов из Кевлара. Предполагалось, что в случае попадания снаряда или пробивания он сможет останавливать осколки или отколы, которые могут вывести из строя экипаж и оборудование.
И даже на корпусе были проведены некоторые изменения, связанные с совершенствованием защиты. Теперь в передней части корпуса установлен новый водительский люк. Крышка большего размера сдвигается в сторону, она предлагает лучшую защиту от атакующих снарядов. Призменные приборы водителя были заменены новой зеркально-призменной системой. Прежние призменные приборы были тяжелыми и могли в случае нештатной ситуации упасть внутрь и нанести травму водителю.
Легкие бортовые экраны были заменены новыми экранами, изготовленными из закаленной стали. Подобная доработка была реализована также на варианте Leopard 2A4.
Наконец, последнее изменение коснулось опорных катков. Крышки ступиц опорных катков, обычно изготавливаемые из алюминия, были заменены стальными, но практические преимущества подобной замены весьма спорны.
Средства связи
Средства связи танка Leopard 2А5 практически не изменились. В танке установлены радиостанции SEM 80/90, а экипаж оснащен теми же гарнитурами. Единственное видимое изменение - перенос разъема «танк-танк» еще дальше влево в корму башни, что упростило к нему доступ.
Характеристики
Основные характеристики Leopard 2A5 идентичны тактико-техническим характеристикам предыдущих вариантов. Силовой блок достаточно мощный, чтобы справиться с дополнительной массой без проблем. Максимальная скорость и ускорение ограничены максимальными оборотами двигателя и также идентичны скорости и ускорению предыдущих моделей.
Но в связи с нововведениями были затронуты довольно важные области. Прежде всего, в связи с установкой дополнительной брони в передней части башни и исключением гидравлической системы в корме башни центр тяжести сместился ближе к носу. Ранее он находился сразу за башней. Это привело к ухудшению подвижности, поскольку снизилась скорость движения по пересеченной местности и существенно нагрузились передние узлы подвески. Передняя часть танка стала перемешаться иначе, чем она перемещалась ранее. Эта проблема частично была решена за счет доработки торсионных валов, но окончательно от нее так и не избавились.
Корзина башни у танка Leopard 2A5 более не имеет герметизации, но, тем не менее, он может по-прежнему форсировать водные преграды. Подготовка и сам процесс преодоления водных преград изменений не претерпели.
Продолжение следует...
Автор: Alex Alexeev