Инженерный танк T31 Demolition Tank (США)

С 1942 года американская военная промышленность работала над созданием перспективных инженерных танков с ракетным вооружением. Предполагалось, что такие бронемашины смогут перемещаться по полю боя и уничтожать выставленные противником заграждения при помощи неуправляемых ракет со сравнительно тяжелой боевой частью. В 1942-44 годах были созданы несколько проектов такой техники, имевшие заметные различия. Тем не менее, ни одна из этих разработок не продвинулась дальше полигонных испытаний. Следующая попытка создания танка с ракетным оружием была предпринята в конце 1944 года. Этот проект получил известность под обозначением T31 Demolition Tank.

Неудачи предыдущих проектов не остановили военных и конструкторов, которые по-прежнему планировали создать и поставить на вооружение новую инженерную машину с пусковой установкой для ракет. Очередной этап работ в этом направлении начался в ноябре 1944 года. В начале месяца состоялось специальное заседание с участием представителей нескольких структур армии США, в том числе Комитета инженерных войск и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board или сокращенно JANET). По результатам заседания была определена необходимость разработки нового проекта инженерной машины со специальным вооружением.


Общий вид инженерного танка T31. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com


11 ноября руководство Объединенного совета JANET направило в Службу обеспечения армии запрос о создании перспективной техники. В документе оговаривались основные требования к будущему инженерному танку, от типа базового шасси и до состава вооружения или специального оборудования. На основе имеющегося опыта специалисты вооруженных сил сформировали оригинальный облик перспективной бронемашины, который теперь требовалось воплотить в виде конструкторской документации и опытной техники.

Изначально проект перспективной машины класса Demolition Tank («Разрушающий танк») получил рабочее обозначение T2. Позже проект переименовали в T31 с сохранением «имени», указывающего на его роль во время сражения. Уже на стадии составления запроса специалистами инженерных войск и JANET были оговорены темпы и объемы требуемых работ. В минимально возможные сроки они требовали построить и представить на испытания три опытные машины нового типа. Позже заказ скорректировали, затребовав четыре прототипа.

Известно, что требования к проекту T2 / T31 были изложены достаточно подробно. Основой новой машины должно было стать доработанное шасси среднего танка M4A3 Sherman. Шасси должно было получить усиленную защиту и возможность применения некоторого инженерного оборудования. Специально для перспективного танка требовалось разработать новую башню с пулеметным вооружением и сразу двумя пусковыми установками для неуправляемых ракет. Также инженерный танк должен был оснащаться струйным огнеметом.

Предъявляемые требования к новому инженерному танку не позволяли просто применить готовую технику, установив на нее некоторое новое оборудование. В соответствии с имеющимся техническим заданием требовалось внести заметные изменения в конструкцию танкового шасси, а также разработать для него совершенно новую башню. Несмотря на явную сложность подобного проекта, все работы были завершены в кратчайшие сроки. Проектирование началось в январе 1945 года, и уже в феврале необходимую документацию передали компании Heinz Manufacturing Company, которой предстояло построить четыре опытных машины.


Вид спереди. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com


По некоторым данным, в течение определенного времени авторам проекта и компании-подрядчику пришлось вести совместные работы, целью которых были сборка и изучение натурных макетов. В ходе таких работ предполагалось уточнить некоторые особенности проекта, в частности, определить наиболее удобную компоновку внутренних агрегатов и т.д. Внутри корпуса и башни требовалось разместить набор разнообразного вооружения и оборудования, ранее не использовавшегося на танках семейства «Шерман». Тем не менее, подобные работы не заняли много времени, благодаря чему вскоре была найдена оптимальная компоновка танка.

В качестве основы для инженерного танка T31 Demolition Tank требовалось использовать шасси бронемашины типа M4A3 Sherman. Эта модификация среднего танка имела сварной броневой корпус с лобовыми деталями толщиной 51 мм и 38-мм бортами. Техническим заданием оговаривалась необходимость усиления защиты бронемашины от мин противника. Из-за этого имеющийся корпус серийного танка получил усиленное днище толщиной 38 мм. Кроме того, в этих же целях предлагалось использовать более широкую гусеницу. На корпусе появились крепления для бульдозерного отвала или иного подобного навесного оборудования.

Компоновка корпуса была переработана в соответствии с требованиями заказчика. В передней части корпуса, под броневой крышкой характерной формы, находились агрегаты трансмиссии. За ними помещалось отделение управления, в котором также разместили часть элементов огнеметного вооружения. В центре корпуса сохранялось боевое отделение, часть которого выделялась под укладки боекомплекта. Корма вмещала моторный отсек, под боевым отделением проходил вал для соединения двигателя и трансмиссии.


Танк получил узнаваемую башню. Фото Zaloga S. "Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany's Surrender"


Танки модификации M4A3 оснащались бензиновыми двигателями Ford GAA мощностью 500 л.с. При помощи карданного вала сравнительно большой длины двигатель соединялся с трансмиссией, помещенной в передней части корпуса. Механическая коробка передач имела пять скоростей переднего хода и одну заднего.

В составе ходовой части на каждом борту имелось по три тележки с двумя опорными катками. Прототипы танка T31 следовало строить на основе шасси с подвеской типа HVSS. Упругим элементом такой подвески была витая пружина горизонтального расположения. Над промежутками между тележками на корпусе монтировались поддерживающие ролики. Ведущие колеса цевочного зацепления находились в передней части корпуса, в корме – направляющие.

Танки базовой модификации имели пулемет в шаровой установке лобового листа корпуса. Вместо этого оружия в новом проекте требовалось использовать огнемет. На рабочем месте помощника водителя в существующей установке теперь помещался брандспойт струйного огнемета. В правой передней части корпуса также установили бак для огнесмеси емкостью 50 галлонов (около 190 л) и баллоны для сжатого воздуха, необходимого для выброса горючей жидкостью. Применять огнемет должен был помощник водителя.

В рамках проекта T2 / T31 была разработана совершенно новая башня, оснащенная всем необходимым оборудованием, но совместимая с имеющимся погоном. Требования к проекту не позволяли использовать существующий агрегат, из-за чего авторам проекта пришлось создать новую конструкцию, полностью соответствующую техническому заданию и пригодную для размещения указанного вооружения. Необходимо отметить, что именно разработка новой башни с необычным вооружением привела к формированию необычного внешнего вида «Разрушающего танка», благодаря которому эту машину очень трудно спутать с другими образцами бронетехники.


Вид сверху. Фото Zaloga S. "Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany's Surrender"


По имеющимся данным, со ствольным вооружением никаких проблем не возникло. Для самообороны инженерный танк должен был использовать сравнительно старые и хорошо освоенные пулеметы, давно избавленные от недостатков. Проблемы начались при проверках пусковых установок T94, являвшихся основным оружием бронемашины. По задумке авторов проекта, экипаж танка должен был загружать ракеты в два барабана, после чего последовательно мог сделать десять выстрелов (одиночными или залпами по два). За этим следовала перезарядка. Размеры укладок боекомплекта позволяли трижды опустошить оба барабана.

На практике все оказалось гораздо сложнее. С самого начала испытаний возникли проблемы с приводами поворота барабанных пусковых установок. Имеющиеся механизмы не справлялись с нагрузкой, что требовало вмешательства экипажа на разных стадиях подготовки к стрельбе. Наконец, во время очередной проверки барабан левой пусковой установки заклинило, после чего одно из изделий T94 потеряло возможность решения поставленных задач. Правая установка к моменту завершения испытаний тоже осталась без штатного привода. Ее барабан все еще можно было поворачивать, однако теперь это приходилось делать вручную. Подобные поломки основного оружия не позволили продолжать испытания. Ремонт и доводка установок T94 – если и велись – не были завершены.

Испытания перспективного инженерного танка начались буквально за пару недель до окончания Второй мировой войны. Завершение боевых действий привело к закономерному сокращению финансирования, из-за чего американскому военному ведомству пришлось закрывать часть разрабатываемых проектов новых боевых машин, а также урезать расходы на другие. Первым следствием этих событий в контексте проекта T31 стал отказ от строительства трех дополнительных прототипов, требовавшихся исходным заказом. Испытания показали, что строительство такой техники не имеет смысла: с задачей демонстрации имеющихся недостатков и проблем неплохо справился и первый прототип.


Башня с двумя пулеметами и пусковыми установками T94. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com


Поломки пусковых установок привели к фактическому окончанию испытаний. В течение некоторого времени заказчик и исполнители решали дальнейшую судьбу проекта. Специалисты справедливо сочли, что предложенная конструкция бронированной инженерной машины имеет ряд проблем, исправление которых требует времени. Кроме того, инженерный танк основывался на шасси бронемашины M4A1 Sherman, которая уже была снята с серийного производства. В существующем виде проект T31 не имел реальных перспектив и не представлял интереса для армии. 14 января 1946 года. Вышел приказ о полном прекращении работ по проекту T31 Demolition Tank.

К моменту официального закрытия проекта предприятием-подрядчиком был построен только один опытный образец перспективного инженерного танка с ракетным, пулеметным и огнеметным вооружением. Другие машины не собирались и, с определенного времени, даже не планировались. После завершения испытаний единственный прототип T31 отправился на хранение, а затем был разобран за ненадобностью.

В течение Второй мировой войны промышленность Соединенных Штатов предприняла несколько попыток создания инженерных танков, способных разрушать заграждения и укрепления противника при помощи неуправляемых ракет с относительно тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Несколько версий такой техники, построенной на базе среднего танка M4 Sherman, дошли до испытаний, однако не смогли показать приемлемые характеристики и заинтересовать потенциального эксплуатанта. Ряд интересных проектов так и остался в истории в качестве любопытного технического курьеза. Необычный инженерный танк T31 Demolition Tank тоже не смог избежать подобной печальной участи.


По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971
Zaloga S. Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany's Surrender, Stackpole Books, 2012