Тип 95 «Ха-Го»: японский предвоенный лёгкий танк нового поколения

Тип 95 — это японский легкий танк 1930-х годов, также широко известен под обозначением «Ха-Го». Боевая машина была разработана в 1933-1934 годах, став первым японским танком нового поколения. Танк изначально создавался для сопровождения механизированных кавалерийских соединений японской императорской армии. В «Ха-Го» была заложена концепция быстроходного танка с достаточно низким корпусом, подвеской разработки Томио Хара и дизельным двухтактным двигателем. Данная концепция стала основополагающей для всех японских танков этого временного периода. Простота и удачность конструкции, а также неприхотливость сделали этот легкий танк самым массовым в японской армии периода Второй мировой войны.

Тип 95 «Ха-Го» серийно производился в Японии с 1936 по 1943 гг., он активно использовался на полях сражений Второй мировой войны и наряду со средним танком Тип 97 «Чи-Ха» был основным танком Японии. Всего было выпущено 2348 танков данного типа (по другим данным значительно меньше — до 1161). Являясь достаточно удачной боевой машиной на момент разработки и середину 30-х годов прошлого века, в ходе войны Тип 95 безнадежно устарел, но нехватка бронетехники вынудила японских военных использовать этот легкий танк до самого окончания Второй мировой войны, при этом «Ха-Го» использовался на всех театрах военных действий.

Так как новый танк изначально должен был обладать высокими динамическими характеристиками, японские конструкторы рассматривали вариант с полностью гусеничным ходом и шасси на сменном колесно-гусеничном ходу. Вторая идея казалась им привлекательнее, но проведенные испытания опытных образцов «кавалерийских боевых машин» показали, что полноценный гусеничный танк будет более надежным и технологичным.

Японский танк Тип 95 «Ха-Го», подбитый союзниками на острове Тиниан, waralbum.ru


Необходимо отметить, что легкий танк «Ха-Го» имел ряд интересных особенностей конструкции. Несмотря на тот факт, что японская танковая промышленность в годы Второй мировой войны все время находилась в роли отстающего, танк нельзя было назвать примитивным. Все его вооружение имело оптические прицелы, что в те годы практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах мира. Вопреки расхожему мнению, не были примитивными и японские приборы наблюдения. Хотя снаружи они были похожи на обыкновенные смотровые щели, изнутри часть из них была прикрыта стеклоблоками, что в те годы также можно было встретить далеко не на всех танках, отмечает Юрий Пашолок. Более подробно с испытаниями и приключениями танка «Ха-Го» в СССР вы можете познакомиться в статье «
Маньчжурский пленник» на сайте warspot.ru.

К плюсам танка можно было отнести его эргономику. Маленький внешне, внутри Тип 95 был неожиданно просторным для своих размеров. Особенно это касалось места командира танка, который одновременно был и заряжающим, и наводчиком орудия. Боеукладка внутри танка была расположена так, что до нее всегда можно было удобно дотянуться. С места мехвода обеспечивалась вполне неплохая обзорность. Изнутри танк был обшит асбестом, не только в моторном отделении, но и в отделении управления. Однако советские испытатели обращали внимание в первую очередь не на эргономику и удобство работы экипажа, а на конструктивные особенности легкого японского танка, который, по их мнению, был компоновочно близок Т-26.

Отдельный отчет испытатели сделали по силовой установке. Конструкция японского дизельного двигателя оказалась достаточно оригинальной, отмечает Юрий Пашолок. Блок двигателя не отливался, а сваривался. Помимо этого, дизель был двухтактным, с воздушным охлаждением. Тип 95 «Ха-Го» стал первым в Японии серийным танком, оснащенным двухтактным дизельным двигателем. Довольно крупная по размерам силовая установка обеспечивала танку высокую удельную мощность. Решение установить столь мощный двигатель на легкий танк обуславливалось тем, что изначально он разрабатывался для кавалерии.

Танк Тип 95 «Ха-Го» в краеведческом музее Южно-Сахалинска


Советские исследователи отмечали наличие на 7-тонном танке мощного дизеля воздушного охлаждения, что нужно расценивать как положительное во всех отношениях явление: улучшаются динамика, пожарная безопасность, радиус действия, экономика. В то же время по своим габаритам дизель был громоздким для данного легкого танка, что было заметно из его установки. По габаритам японский дизель не помещался вертикально в моторном отделении, поэтому для его установки была сделана специальная подмоторная рама и устанавливался двигатель в корпус с некоторым наклоном влево.

По приборам наблюдения указывалось, что благодаря наличию большого числа смотровых щелей обеспечивается хороший круговой обзор. С другой стороны, отсутствие защиты от свинцовых брызг при попадании в них пуль делает экипаж танка уязвимым. Тот факт, что на смотровых лючках щели могли прикрываться бронезаслонками, а у мехвода имелись стеклоблоки, похоже, был проигнорирован членами комиссии.

Проведенные в Кубинке испытания показали, что танк нельзя было отнести к современным образцам. Советские испытатели сравнили его с Т-18. Отметив, что Тип 95 находится на уровне танка Т-18 с преимуществом у Т-18 по броне и у «Мицубиси» по удельному запасу мощности. Сравнение японца с Т-18, который был первенцем советской танковой промышленности, было не совсем корректным, так как Т-18 обладал массой недостатков, часть из которых являлась неустранимыми. Однако по уровню бронезащиты «Ха-Го» на тот момент был уже безнадежно устаревшим. Его броня не могла защитить экипаж и узлы танка даже от крупнокалиберных пулеметов. Выводы советских специалистов были неутешительными для детища японского танкостроения: «В общей оценке танк относится к группе легких неплавающих танков со слабым вооружением и бронированием и заниженной скоростью движения».

Толщина брони оказалась на уровне кавалерийского танка Тип 92. Бронирование «Ха-Го» было рассчитано лишь на защиту от пуль винтовочного калибра. Такая защита для танка разработки середины 1930-х годов была приемлемой, но на дворе на момент проведения испытаний стоял уже март 1940 года. В Советском Союзе на вооружение были приняты средний танк Т-34 и тяжелые танки КВ, велась разработка новых боевых машин, которые должны были прийти на смену Т-26. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уровень броневой защиты танка «Ха-Го» разочаровал советских испытателей.

Тактико-технические характеристики Тип 95 «Ха-Го»:
Габаритные размеры: длина — 4,38 м, ширина — 2,06 м, высота — 2,28 м.
Боевая масса — 7,4 тонны.
Бронирование — 12 мм (лоб корпуса, борта и башня).
Вооружение — 37-мм пушка и 2х6,5-мм пулемета.
Боекомплект — 75 выстрелов и 3300 патронов.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения.
Мощность двигателя — 120 л.с.
Максимальная скорость — 45 км/ч (по шоссе), 26 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 250 км (по шоссе).
Экипаж — 3 человека.

Источники информации:
http://warspot.ru/5908-manchzhurskiy-plennik
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/japan/ha-go.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/ha-go
Автор: ZloyStrelok