Свой среди чужих. Качественный французский круассан
Automitrailleuse legere de contact tout terrain
В 1936 была еще одна попытка вооружить бронированный транспортер. По просьбе правительства Китая Франция должна была поставить 10 танкеток, вооруженных пулеметами, и несколько танков. Машины были благополучно отправлены, но до заказчика так и не дошли.
Уже во время боевых действий против немцев в мае 1940 года, DI (Direction de l'Infanterie, руководство французской армией) распорядилось сообразить аж 200 транспортеров по китайскому типу с небольшой бронированной рубкой и одним 7,5-мм пулеметом Reibel.
31 мая 1940 года прототип был готов, и по имеющейся информации, успешно выдержал испытания. В связи с чем был выдан заказ на 150 машин данного типа. Сколько их выпустили до капитуляции Франции, сказать сложно, есть лишь несколько снимков: немецких трофеев, и уже трофеев союзников. Информацией о применении данных импровизированных САУ на Восточном фронте автор не располагает, но считает уместным упомянуть о них.
Но самая известная модификация машины — транспортер 37-мм противотанковой пушки Pak 36/37. Полное название машины: Selbstfahrlafette 3,7 cm Pak 36 auf Infanterieschlepper Renault UE 630(f).
Решение о переоборудовании 700 машин в САУ было принято 17 декабря 1940 года для последующего использования в противотанковых подразделениях пехотных дивизий. Сколько из вышеназванного количества воевало на Восточном фронте, сказать трудно. Есть информация, что, помимо пехотных частей, ими были укомплектованы шесть танкоистребительных дивизионов РГК (216 машин по 36 в дивизионе):
— 463-й (горнострелковый корпус «Норвегия» армии Норвегии);
— 525-ый (49-й горнострелковый корпус 17-ой полевой армии Группы армий «Юг»);
— 652-й (3-й механизированный корпус 1-ой танковой группы ГА «Юг»);
— 654-й (12-й армейский корпус 2-ой танковой группы ГА «Центр»);
— 560-й (11-й армейский корпус 11-й полевой армии ГА «Юг»);
— 563-й (1-я рота в 18-ой армии; 2-я, 3-я роты в 26-ом армейском корпусе 18-ой полевой армии ГА «Север»).
Можно выделить две разновидности машины. Собственно, использование транспортера как стационарного лафета для 37-мм пушки (о чем говорится выше).
Временной период использования данных САУ автору выяснить не удалось. Но логично предположить, что с появлением более мощных САУ типа «Мардер», вооруженных длинноствольными танковыми орудиями, применение данных машин было признано нецелесообразным, и они были выведены с первой линии.
В 1941 году небольшой партией в 40 единиц была выпущена машина для артиллерийских наблюдателей под аббревиатурой Kleiner Funk- und Beobachtungspanzer auf Infanterie-Schlepper UE(f).
Доработкой занималась фирма Alfred Becker (специализация — трофейная техника). На месте транспортного отсека соорудили рубку для двух человек. Машина применялась в качестве подвижного наблюдательного пункта в дивизионах полевой артиллерии (150-мм гаубицы). По одной из версий, чуть ли не все машины данного типа поступили в 21-ю ТД, но для такого подразделения это слишком много. Поэтому можно достаточно смело утверждать, что данные “ноу-хау” состояли на вооружении и других подразделений.
Kleiner Funk- und Beobachtungspanzer auf Infanterie-Schlepper UE(f)
Еще одним, весьма полезным и простым, как пара домашних тапочек, улучшением, сделанным фирмой Becker, стала машина для прокладки кабеля Fernmeldekabel-Kraftwagen UE. Отличие от базового тягача Renault UE заключалось в монтаже в кормовой части оборудования для прокладки кабеля. Дешево, практично и довольно безопасно (для связистов). Использование данной модели позволило заменить БТРы Sd. Kfz.251/11 (также машина для укладки кабеля). Количество выпущенных машин, так и сколько их было на Восточном фронте выяснить, не удалось.
Mannschaftstransportwagen UE (f).
…и танкеток под названием Gepanzerte-MG-Trager UE (f), вооруженных одним 7,92-мм пулеметом МG-34. Стопроцентно утверждать, что машина применялась на Восточном фронте, нельзя, ввиду того что танкетка окрашена в песочный цвет. А это могло произойти в 1942 году в Африке, летом 1943 года на Восточном фронте или в Германии в это же время.
Sicherungsfahrzeug UE(f)
Куда более радикальной и сумасбродной была вторая версия. Фактически это был все тот же Sicherungsfahrzeug UE(f), но с установленной вместо грузовой платформы вертикальной бронированной рубкой с 13-мм пулеметом.
Данные чудеса инженерной мысли немецкие техники делали не от хорошей жизни. Партизаны досаждали основательно, и часто нахождение аэродрома в прифронтовой полосе их нисколько не смущало. И, чтобы оперативно реагировать на возникшую угрозу, а не ставить через каждые 100-200 метров пулеметы (которых в 1943-1944 году местами уже сильно не хватало), и были созданы подобные передвижные огневые точки. А вы говорите, НИ-1…
Sicherungsfahrzeug UE(f)
Самым невероятным, наверное, является применение данных транспортеров в качестве ходовой части для РСЗО. Одно дело использовать блоки Wurfrahmen 40 на трофейных танках R-35, или родных немецких БТРах Sd. Kfz. 251, там ходовая покрепче, да и сами машины побольше будут. Совсем иное дело на Renault UE. И все же в 1943 году была создана пусковая установка 28/32cm Wurfrahmen (Sf) auf Infanteriaschlepper UE (f), состоящая из четырех ракет калибра 280 мм (фугасный заряд) или 320 мм (зажигательный заряд).
Устройство для запуска реактивных снарядов изнутри машины были смонтированы на месте командира, а на лобовом бронелисте была установлена штанга с прицельным приспособлением. Но немецкие инженеры не позаботились об усилении ходовой части. Поэтому при совершении длительных маршей случались поломки ходовой. На вооружение поступило два варианта: на первом 4 реактивных снаряда размещались в рамах на крыше рубки, а на втором подвешивались по бортам (по два заряда на борт).
Panzerkampfwagen-Attrappe auf UE(f)
А вот данный агрегат в большинстве интернет-источников фигурирует как “Однобашенная бронированная патрульная машина на базе Renault UE”, хотя при ближайшем рассмотрении закрадываются сомнения.
Машина больше похожа на учебную, чем на боевую. К сожалению, прояснить данную ситуацию не удалось.
Помимо немцев, на Восточном фронте Renault UE активно применяли румыны. Еще в 1938 году Румыния приобрела у Франции лицензию на производство данного транспортера. Производство наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте. А машина получила название Senileta Malaxa Tip UE.
Senileta Malaxa Tip UE
По плану хотели сделать 300 единиц. Но ввиду поражения Франции и прекращении поставок ряда деталей концерном АМХ, успели выпустить только 126 штук. В распоряжении румынской армии также были и 52 машины чисто французского производства: 13 штук были куплены у французов еще до войны, а 39 переданные немцами трофеи.
Senileta Malaxa Tip UE находились на вооружении механизированных кавалерийских полков, где выполняли роль тягачей 47-мм противотанковых пушек Schneider Modèle 1936. Большинство тягачей было уничтожено или захвачено частями Красной Армии в первые полтора года войны.
В начале 1943 года Румыния располагала еще как минимум 50 транспортерами, 33 из которых использовались для обучения экипажей, а 17 были доработаны фирмой Malaxa, что позволило буксировать немецкие 50 мм орудия Pak 38/L60.
В заключение хотелось бы сказать, что транспортер Renault UE оказался довольно удачной машиной. Полный её потенциал, как ни странно, смогли раскрыть немцы, создав порядочное число вспомогательных машин, полностью подтвердив фразу “Вторая мировая война — это война моторов”. А обратные трофеи, доставшиеся французам летом 1944 года, и машины вишистской Франции использовались вплоть до начала 50-х годов.
Источники:
Танки Франции 1920-1940-х гг. // Бронеколлекция. 2009. №6.
«Рено UE» в Вермахте // Танкомастер. 2006. №2.
Walter J. Spielberger. Beute-Kraftfahrzeuge und-Panzer der deutschen Wehrmacht (Band 12 der Reihe «Militarfahrzeuge»). 1992.
http://ost-front.ru/2011/08/12/renaultue/
http://ost-front.ru/2013/12/17/renault_ue_indochine/
http://www.tanks-encyclopedia.com/ww2/france/Renault_UE.php
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/renault_ue.htm
http://warspot.ru/1715-frantsuzskaya-tanketka-renault-ue
http://tank-photographs.s3-website-eu-west-1.amazonaws.com/renault-ue-bastogne-barracks-belgium.html
http://www.rulit.me/books/bronetankovaya-tehnika-germanii-1939-1945-chast-ii-broneavtomobili-bronetransportery-tyagachi-i-spec-read-431412-23.html
http://photo.qip.ru/users/modeller11.photofile/200737460/209994214/#mainImageLink
http://www.nemectanki.ru/html/pzfoto/maket.html
Автор: Роман Скоморохов