Экспериментальный тактический бомбардировщик BAC TSR.2
Разработка экспериментального тактического бомбардировщика-разведчика TSR.2 велась британскими фирмами English Electric и Vickers-Armstrongs, объединившимися в 1960 году в British Aircraft Corporation (BAC). Согласно техзаданию, полученному от британских военных, новый самолет должен был прийти на смену устаревающим бомбардировщикам English Electric Canberra. Практические работы по изготовлению самолета TSR.2 начались в 1960 году, при этом работы по созданию нового бомбардировщика несколько затянулись. В результате новая машина впервые поднялась в воздух только 27 сентября 1964 года. Затягивание работ по созданию бомбардировщика, а также их высокая стоимость стали причиной того, что в 1965 году правительство Великобритании решило прекратить работы над самолетом TSR.2. Снятые с вооружения бомбардировщики Canberra в итоге были заменены на американские истребители-бомбардировщики F-4M «Фантом» (FGR.2).
История самолета TSR.2 (расшифровывается как Tactical Strike and Reconnaissance) началась в марте 1957 года, когда Воздушное командование Великобритании выпустило требования, предъявляемые к самолету, который должен были прийти на смену бомбардировщику Canberra. Для конца 1950-х годов это был очень амбициозный проект. Проектируемый бомбардировщик должен был летать со сверхзвуковой скоростью как на большой высоте, так и у поверхности земли. Самолет должен был быть всепогодным, обладать большим радиусом действия, являться носителем тактического ядерного оружия. Помимо всего прочего, машина должна была взлетать и с грунтовых взлетно-посадочных полос, обладая небольшой длиной разбега при взлете и пробега при посадке. В варианте разведчика данную машину планировалось оснастить самыми современными на тот момент времени средствами радиоэлектронной разведки.
BAC TSR.2 представлял собой спроектированный и построенный по классической схеме высокоплан, обладающий треугольным крылом, характеризуемым большой удельной нагрузкой (малая чувствительность к атмосферным возмущениям при совершении полетов на небольшой высоте). Трапециевидное крыло малого удлинения со стреловидностью по передней кромке 60° имело отклоненные вниз консоли, которые позволяли бомбардировщику увеличить запас путевой устойчивости, а также обеспечивали дополнительный прирост подъемной силы на сверхзвуковой скорости полета. Для улучшения характеристик взлета и посадки самолета на нем были применены закрылки со сдувом пограничного слоя (вдоль всего размаха крыла), а также плоская форма нижней части фюзеляжа. Новаторским называли хвостовое оперение бомбардировщика, которое состояло из цельноповоротных киля и стабилизаторов, оснащенных небольшими по размерам рулями высоты.
Сам фюзеляж сверхзвукового бомбардировщика был выполнен в соответствии с правилом площадей, в сечении он обладал прямоугольной формой. Кабина с креслами пилота и штурмана (расположены друг за другом) была оборудована системой обдува лобового стекла. Это должно было предотвратить его загрязнение насекомыми при совершении полетов на небольших высотах. При этом остекление фонаря кабины имело повышенную прочность, что также позволяло избежать неприятных последствий при возможном столкновении с птицами. В кабине были установлены катапультируемые кресла класса «0-0».
Шасси самолета трехстоечное. Передняя стойка имела спаренные колеса, главные стойки сдвоенные колеса, расположенные тандемно. Кинематика передней стойки шасси бомбардировщика BAC TSR.2 позволяла удлинять главную балку во время совершения взлета, это, в свою очередь, позволяло увеличить угол атаки планера без отклонения руля высоты (в результате уменьшалось сопротивление). Для уменьшения пробега при посадке самолет был оснащен тормозным парашютом и четырехсекционными тормозными щитками.
Сердцем самолета стали два турбореактивных двигателя «Olympus» 22R компании «Bristol-Siddeley», на форсаже они могли выдавать тягу 2х136,7 кН. Проблема выбора двигателей для самолета была одной из самых сложных в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями экономичности. Отсутствие на тот момент времени соответствующего двухконтурного турбореактивного двигателя предопределило использование на бомбардировщике одноконтурных турбореактивных двигателей. Боковые регулируемые воздухозаборники экспериментального самолета BAC TSR.2 с подвижными полуконусами обладали эллиптическим поперечным сечением.
Встроенного вооружения самолет не имел. При этом максимальная бомбовая нагрузка составляла 4500 кг. Бомбы массой до 2700 кг, в том числе тактические ядерные боеприпасы, могли быть расположены в бомбоотсеке: одна стратегическая бомба Red Beard или до 4-х тактических WE. 177 (по 2 в бомботсеке и на наружных пилонах). В обычном варианте бомбардировщик мог оснащаться свободнопадающими бомбами и НАРами, а также УР AJ.168 «Мартель». Все это, в том числе дополнительные топливные баки, могло быть установлено на 4-х точках подвески под крылом самолета.
Разведывательная версия самолета должна была получить 3 встроенных фотоаппарата, размещенных в носовой части машины: одного для перспективной съемки и двух, расположенных по бокам фюзеляжа. Также TSR.2 должен был получить ИК-станцию с линейным сканированием, РЛС бокового обзора и другое оборудование. Новинкой разведывательного комплекса должна была стать оптико-электронная сканирующая система «Лайнскэн», которая могла «видеть» поверхность земли днем и ночью. По телеканалу данные этой системы могли передаваться на наземный КП в масштабе времени, который был близок к реальному.
Летно-технические характеристики BAC TSR.2:
Габаритные размеры: длина — 27,13 м, высота — 7,25 м, размах крыла — 11,32 м, площадь крыла — 65,3 м2.
Масса пустого самолета — 24 834 кг.
Нормальная взлетная масса — 36 169 кг.
Максимальная взлетная масса — 46 980 кг.
Запас топлива — 13 500 кг.
Силовая установка — 2 ТРД Bristol-Siddeley Olympus B.0I.22R.
Тяга — 2x97,9 кН (нефорсированная), 2х136,7 кН (форсированная).
Максимальная скорость полета — 2125 км/ч (на высоте), у земли — 1200 км/ч.
Практическая дальность полета — 4630 км.
Боевой радиус действия — 1390 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Скороподъемность — 4575 м/мин.
Экипаж — 2 человека.
Ракетно-бомбовая нагрузка — 4500 кг, до 2700 кг обычного или ядерного вооружения во внутренних отсеках, до 1800 кг на 4 пилонах внешней подвески.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tsr2.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6068-istrebitel-bombardir.html
http://worldweapon.ru/sam/tsr2.php
Материалы из открытых источников
История самолета TSR.2 (расшифровывается как Tactical Strike and Reconnaissance) началась в марте 1957 года, когда Воздушное командование Великобритании выпустило требования, предъявляемые к самолету, который должен были прийти на смену бомбардировщику Canberra. Для конца 1950-х годов это был очень амбициозный проект. Проектируемый бомбардировщик должен был летать со сверхзвуковой скоростью как на большой высоте, так и у поверхности земли. Самолет должен был быть всепогодным, обладать большим радиусом действия, являться носителем тактического ядерного оружия. Помимо всего прочего, машина должна была взлетать и с грунтовых взлетно-посадочных полос, обладая небольшой длиной разбега при взлете и пробега при посадке. В варианте разведчика данную машину планировалось оснастить самыми современными на тот момент времени средствами радиоэлектронной разведки.
BAC TSR.2 представлял собой спроектированный и построенный по классической схеме высокоплан, обладающий треугольным крылом, характеризуемым большой удельной нагрузкой (малая чувствительность к атмосферным возмущениям при совершении полетов на небольшой высоте). Трапециевидное крыло малого удлинения со стреловидностью по передней кромке 60° имело отклоненные вниз консоли, которые позволяли бомбардировщику увеличить запас путевой устойчивости, а также обеспечивали дополнительный прирост подъемной силы на сверхзвуковой скорости полета. Для улучшения характеристик взлета и посадки самолета на нем были применены закрылки со сдувом пограничного слоя (вдоль всего размаха крыла), а также плоская форма нижней части фюзеляжа. Новаторским называли хвостовое оперение бомбардировщика, которое состояло из цельноповоротных киля и стабилизаторов, оснащенных небольшими по размерам рулями высоты.
Сам фюзеляж сверхзвукового бомбардировщика был выполнен в соответствии с правилом площадей, в сечении он обладал прямоугольной формой. Кабина с креслами пилота и штурмана (расположены друг за другом) была оборудована системой обдува лобового стекла. Это должно было предотвратить его загрязнение насекомыми при совершении полетов на небольших высотах. При этом остекление фонаря кабины имело повышенную прочность, что также позволяло избежать неприятных последствий при возможном столкновении с птицами. В кабине были установлены катапультируемые кресла класса «0-0».
Шасси самолета трехстоечное. Передняя стойка имела спаренные колеса, главные стойки сдвоенные колеса, расположенные тандемно. Кинематика передней стойки шасси бомбардировщика BAC TSR.2 позволяла удлинять главную балку во время совершения взлета, это, в свою очередь, позволяло увеличить угол атаки планера без отклонения руля высоты (в результате уменьшалось сопротивление). Для уменьшения пробега при посадке самолет был оснащен тормозным парашютом и четырехсекционными тормозными щитками.
Сердцем самолета стали два турбореактивных двигателя «Olympus» 22R компании «Bristol-Siddeley», на форсаже они могли выдавать тягу 2х136,7 кН. Проблема выбора двигателей для самолета была одной из самых сложных в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями экономичности. Отсутствие на тот момент времени соответствующего двухконтурного турбореактивного двигателя предопределило использование на бомбардировщике одноконтурных турбореактивных двигателей. Боковые регулируемые воздухозаборники экспериментального самолета BAC TSR.2 с подвижными полуконусами обладали эллиптическим поперечным сечением.
Встроенного вооружения самолет не имел. При этом максимальная бомбовая нагрузка составляла 4500 кг. Бомбы массой до 2700 кг, в том числе тактические ядерные боеприпасы, могли быть расположены в бомбоотсеке: одна стратегическая бомба Red Beard или до 4-х тактических WE. 177 (по 2 в бомботсеке и на наружных пилонах). В обычном варианте бомбардировщик мог оснащаться свободнопадающими бомбами и НАРами, а также УР AJ.168 «Мартель». Все это, в том числе дополнительные топливные баки, могло быть установлено на 4-х точках подвески под крылом самолета.
Разведывательная версия самолета должна была получить 3 встроенных фотоаппарата, размещенных в носовой части машины: одного для перспективной съемки и двух, расположенных по бокам фюзеляжа. Также TSR.2 должен был получить ИК-станцию с линейным сканированием, РЛС бокового обзора и другое оборудование. Новинкой разведывательного комплекса должна была стать оптико-электронная сканирующая система «Лайнскэн», которая могла «видеть» поверхность земли днем и ночью. По телеканалу данные этой системы могли передаваться на наземный КП в масштабе времени, который был близок к реальному.
Летно-технические характеристики BAC TSR.2:
Габаритные размеры: длина — 27,13 м, высота — 7,25 м, размах крыла — 11,32 м, площадь крыла — 65,3 м2.
Масса пустого самолета — 24 834 кг.
Нормальная взлетная масса — 36 169 кг.
Максимальная взлетная масса — 46 980 кг.
Запас топлива — 13 500 кг.
Силовая установка — 2 ТРД Bristol-Siddeley Olympus B.0I.22R.
Тяга — 2x97,9 кН (нефорсированная), 2х136,7 кН (форсированная).
Максимальная скорость полета — 2125 км/ч (на высоте), у земли — 1200 км/ч.
Практическая дальность полета — 4630 км.
Боевой радиус действия — 1390 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Скороподъемность — 4575 м/мин.
Экипаж — 2 человека.
Ракетно-бомбовая нагрузка — 4500 кг, до 2700 кг обычного или ядерного вооружения во внутренних отсеках, до 1800 кг на 4 пилонах внешней подвески.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/bomber/tsr2.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6068-istrebitel-bombardir.html
http://worldweapon.ru/sam/tsr2.php
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok