Многоцелевая бронированная машина M39 (США)
Во время Второй мировой войны американская армия эксплуатировала значительное число бронетранспортеров и артиллерийских тягачей нескольких моделей. Большое распространение в этот период имела техника с полугусеничной ходовой частью. Продолжение работ в двух важнейших направлениях привело к появлению интересного образца вспомогательной машины, во время войны решившей несколько задач, а впоследствии оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие американской бронетехники. Это была «бронированная машина общего назначения» Armored Utility Vehicle M39.
Предпосылки к появлению новой транспортной машины были достаточно интересными. В 1943 году в серию была поставлена противотанковая самоходная артиллерийская установка M18 Hellcat, вооруженная 76-мм пушкой. К середине следующего года стало ясно, что эта машина, при всех своих преимуществах, уже не в полной мере соответствует актуальным требованиям и поэтому должна быть заменена. Для замены существующей техники была создана новая самоходка M36. Осенью 1944 года серийное производство M18 было свернуто, эксплуатацию такой техники предполагалось продолжать до полной замены новыми машинами.
Осенью того же года компания-производитель «Хеллкетов» получила контракт на серийное производство новейших многофункциональных машин. На завод-изготовитель должны были поступать имеющиеся в наличии самоходки, где их требовалось ремонтировать и переоснащать по новому проекту. В октябре 44-го армии передали первую партию из 10 серийных машин. В ноябре военные получили еще 60 транспортеров. В декабре 1944-го и январе 1945 года было построено 163 и 180 машин соответственно. В феврале и марте заказчик получил еще 227 машин. В марте 1945 года производство транспортной машины было прекращено. За полгода работ компания Buick выпустила 640 единиц новой техники. Интересно, что до начала 45-го машины носили рабочее обозначение T41. Официальное название Armored Utility Vehicle M39 было присвоено им только в начале нового года.
Новые бронемашины достаточно быстро попали на фронт, где стали использоваться по прямому назначению. Первой «специальностью» T41 / M39 стала транспортировка противотанковых орудий M6. В роли тягача такой пушки транспортер мог перевозить расчет и 42 снаряда калибра 76 мм. Не исключалось использование новой машины в качестве тягача при орудиях других типов. Кроме того, нередко M39 использовались для перевозки личного состава или грузов, выполняя функции бронетранспортера или защищенного грузовика.
Известно об использовании многофункциональных транспортеров M39 в качестве бронированных разведывательных машин. Имеющиеся противопульное бронирование и крупнокалиберный пулемет в сочетании с высокой подвижностью позволяли экипажу решать не только транспортные задачи. В то же время, в некоторых случаях недостаточно мощное бронирование могло серьезно ограничивать боевой потенциал техники, подобно тому, как это было с базовыми САУ M18.
Бронемашины M39 эксплуатировались до самого конца Второй мировой войны. После окончания боев в Европе и на Тихом океане служба такой техники продолжилась. Тогда как базовая САУ M18 давно устарела, транспортеры на ее базе все еще представляли интерес для армии. Тягач / транспорт / бронетранспортер оставался в строю до самого начала пятидесятых годов, когда армия США вступила в Корейскую войну.
Появление новых образцов бронетехники с более высокими характеристиками позволяло сократить активность применения имеющихся M39, однако и в таких условиях подобные машины не остались без работы. В Корее вспомогательные машины использовались на вторых ролях, в качестве подвозчиков боеприпасов, бронетранспортеров и санитарных машин. Работа такой техники заключалась в доставке солдат или боеприпасов на передовую, эвакуации бойцов и раненых в тыл и т.д. Полноценное боевое применение техники на переднем крае, тем не менее, исключалось. Отсутствие крыши подвергало экипаж и десант повышенным рискам. Более новые образцы уже имели полностью закрытый корпус, что позволяло им работать в любых условиях, не подвергая людей опасности. M39 в такой ситуации могли рассчитывать только на роль вспомогательных машин.
В 1953 году война в Корее закончилась, однако служба машин Armored Utility Vehicle M39 не прекратилась. Несмотря на далеко не полное соответствие актуальным требованиям, малую численность и частично выработанный ресурс, остающиеся в наличии бронетранспортеры все еще могли найти применение в армии. Отказаться от такой техники решили только в 1957 году. Часть техники отправилась на разборку, другие машины были проданы или переданы союзникам. Несколько единиц такой техники впоследствии попали в музеи и частные коллекции.
Из 640 построенных AUV M39 до нашего времени дожило 11. Большая часть сохранившихся образцов находится в Соединенных Штатах. Три машины в разном состоянии остаются в Германии. Одной машиной располагает частная коллекция в Великобритании. Во время Корейской войны один образец M39 стал трофеем противника и вскоре попал в СССР. Эта машина сейчас хранится в танковом музее Кубинки.
Проект многоцелевой машины Armored Utility Vehicle M39 создавался в качестве простого и эффективного способа найти применение устаревающим самоходным артиллерийским установкам. Путем не слишком сложной переработки исходной конструкции был создан образец бронетехники, пригодный для решения широкого круга задач. Эта машина оказалась настолько удачной, что оставалась в строю до второй половины пятидесятых годов и с определенной эффективностью решала различные задачи транспортного характера. Если принимать во внимание сроки эксплуатации, то можно даже утверждать, что транспортер M39 оказался гораздо удачнее базовой САУ M18 Hellcat. Кроме того, нельзя не отметить, что облик этой машины оказал значительное влияние на дальнейшее развитие американских бронетранспортеров.
По материалам:
http://historyofwar.org/
http://afvdb.50megs.com/
http://globalsecurity.org/
http://olive-drab.com/
Hunnicutt, R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. Navato, CA: Presidio Press, 1999.
Автор: Glenn Witcher