Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 5. Sturmpanzer 38(t) Grille

Sturmpanzer 38(t) Grille (Сверчок) — это самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц, которая была создана на базе легкого чехословацкого танка PzKpfw 38(t). Машина стала очередным пополнением в многообразии немецких САУ периода Второй мировой войны. Это была еще одна попытка установить 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 с длиной ствола 11 калибров на танковое шасси. В отличие от установок Sturmpanzer I и II была выпущена гораздо большей серией. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 370 таких самоходных гаубицы в двух различных вариантах. Они активно использовались в боях на Восточном фронте, в Италии и на Западном фронте.

На состоявшемся 6 марта 1942 года совещании в Берлине представители завода ВММ в Праге выступили с предложением помимо разработки самоходных противотанковых установок на базе легкого танка 38 (t) создать и САУ, вооруженную тяжелым пехотным орудием 15 cm sIG 33, которое было хорошо освоено немецкой промышленностью. Буксируемый вариант орудия весил 1700 кг. Артиллерийская установка sIG 33 предназначалась для непосредственной поддержки пехотных подразделений на поле боя. За счет большого максимального угла возвышения — 75 градусов орудие могло эффективно вести огонь с закрытых позиций, выполняя те же задачи, что и гаубицы. При этом разрушительная сила 30-кг осколочно-фугасного снаряда была довольно велика. К разработке новой самоходной гаубицы на базе танка Pz.Kpfw. 38 (t) конструкторы приступили в марте 1942 года, в работах над проектом принимала участие немецкая фирма Alkett. Серийный выпуск новых САУ стартовал спустя год в феврале 1943 года.



Буксируемый вариант тяжелого пехотного орудия был доработан под последующую установку в боевое отделение: для упрощения обслуживания люлька скреплялась со стволом при помощи хомута. Если внешний вид моторного отделения при перестройке танков в 150-мм самоходную гаубицу изменений никаких не претерпевал, то лобовой лист корпуса с расположенными в нем смотровыми приборами мехвода и шаровой пулеметной установкой стрелка-радиста демонтировался. Так новая самоходка стала первой модификацией боевой машины на шасси легкого танка 38 (t), которая лишилась чешского пулемета ZB vz.37. Вместо него в машине имелся ручной пулемет немецкой конструкции.

Вместо верхнего лобового бронелиста корпуса под углом 17 градусов был установлен лист из катаной брони, его толщина составляла 25 мм, а высота 150 см. Бронелист выполнял также роль щита для 150-мм орудия. В нижнем правом углу данного бронелиста располагалась литая деталь, прикрывающая смотровую щель мехвода, в середине — вырез под орудийный ствол, а в верхнем левом углу — отверстие под перископ. Место радиста было перенесено в открытое сверху боевое отделение, в случае необходимости он мог выполнять обязанности заряжающего.



В расположенном в корме моторном отсеке был установлен 6-цилиндровый двигатель Praga EPA/2, развивавший мощность 125 л.с. при 2200 оборотах в минуту. В состав трансмиссии входили планетарная коробка передач (5 скоростей вперед и одна назад) и многодисковый главный фрикцион сухого трения. Масса новой самоходки, получившей обозначение 15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H или более короткое Sd.Kfz. 138/1, не превышала 10,8 т. Она была сравнима с массой истребителя танков, построенного на той же базе. Скоростные качества были хорошими, а проходимость САУ признавалась удовлетворительной. Всего было собрано более 200 самоходок на шасси танка Ausf. H, включая прототип. Их сборка осуществлялась с февраля по июнь 1943 года.

Sd.Kfz. 138/1 Ausf. M «Grille»

Тем временем конструкторы чешской компании ВММ в сотрудничестве с немецкой компанией Alkett, продолжали вести работу над усовершенствованием конструкции САУ. Главной их целью было снижение трудозатрат и улучшение технологичности конструкции. Следование этим принципам привело к ряду серьезных изменений конструкции. Опыт боевого применения истребителей танков Sd.Kfz.139 (более известных под обозначением Marder III), доказывал перспективность расположения боевого отделения в кормовой части корпуса. Соответственно основные изменения, которые ждали конструкцию самоходной гаубицы, касались именно перекомпоновки корпуса. В сборке новых самоходных артиллерийских установок более широко применялась сварка, которую в конце 1943 года внедрили в технологический цикл сборки истребителей танков. В целом боевые машины (истребители танков и самоходные гаубицы), построенные на базе шасси Ausf. M, были очень сильно похожи, различаясь лишь орудиями и формой бронелистов рубки.



Боевое применение «Сверчков»

Впервые самоходные гаубицы Grille были использованы летом 1943 года во время сражения на Курской дуге. Чаще всего они использовались именно в качестве самоходных гаубиц, ведя огонь с закрытых позиций, однако были случаи, когда Sturmpanzer 38(t) использовались непосредственно для поддержки пехоты, ведя огонь прямой наводкой. Данная боевая машина обладала достаточно высокой огневой мощью, но назвать ее удачной было достаточно трудно. Короткое и легкое шасси чешского танка было не оптимальным для размещения артиллерийских систем такой мощности, обладающих большой отдачей при выстреле. При стрельбе с небольшими углами возвышения орудия САУ после каждого выстрела отпрыгивала назад (возможно, именно это и привело к появлению прозвища Grille — сверчок). К недостаткам относили и малый возимый боекомплект (стало причиной создания специализированного транспортера боеприпасов), оставляла желать лучшего надежность машины (во многом было связано с сильной отдачей при стрельбе, которая отражалась на ходовой). При этом, учитывая большую потребность в самоходной артиллерии, вермахт был рад и такой САУ.



Впервые тяжелые пушки на самоходном шасси немцы использовали во время боев во Франции в мае-июне 1940 года, тогда «Бизоны» имелись в 6 немецких танковых дивизиях. Однако лишь с поступлением в войска новых самоходных гаубиц Sd.Kfz. 138/1, которых только в 1943 году было выпущено в общей сложности более 200 единиц, огневая мощь пехотных подразделений танковых дивизий вермахта возросла. Усиление произошло не только количественно, но и качественно.

Согласно штатному расписанию танковых и панцергренадерских дивизий 1943-45 годов, каждая из них должна была иметь на вооружении по 12 самоходных пехотных пушек. Данные самоходки не включались в состав дивизионной артиллерии, вооруженной буксируемыми орудиями и САУ. Подразделения самоходных пушек придавались непосредственно панцергренадерским полкам в качестве машин непосредственной огневой поддержки. И моторизованные полки на грузовых автомобилях и механизированные полки на бронетранспортерах должны были иметь в своем составе по 6 таких САУ (организованно они сводились в 9-й роту). Но данная организация подразделений была лишь теорией. На практике самоходок просто не хватало для оснащения всех частей. Так по 12 САУ Grille получили 1-я, 2-я, 4-я, 5-я, 16-я, 17-я, 24-я, 26-я танковые, а также 3-я и 29-я панцергренадирские дивизии вермахта. Помимо этого ими были в полном объеме вооружены панцергренадеские дивизии «Великая Германия» и «Фильдхернхалле», танковые дивизии СС «Дас Рейх», «Адольф Гитлер» и «Мертвая голова». При этом часть самоходных гаубиц всегда находилась в резервных частях и использовалась при подготовке и обучении экипажей.

Брошенные в Чехословакии 150-мм САУ Sd.Kfz. 138/1 Ausf. M «Сверчок» («Grille») 40-го танкового гренадерского полка немецкой 17-й танковой дивизии, фото: waralbum.ru


Все вышеперечисленные дивизии действовали в основном на Восточном фронте и в Италии, а с 1944 года часть и на Западном фронте. Самоходки достаточно хорошо зарекомендовали себя в боях, но несли потери и их количество в войсках постоянно уменьшалось. По информации немецкой стороны, на март 1945 года войска по-прежнему располагали в общей сложности 173 самоходками Grille, при этом не уточняется, сколько среди них было самих САУ и сколько транспортеров боеприпасов. Последние 13 САУ данного типа поступили на вооружение танковых дивизий вермахта в апреле 1945 года: 7 машин получила 25-я дивизии, по 3 штуки — 18-я и 20-я дивизии. Согласно данным чехословацкой армии в октябре 1948 года на территории страны имелось 13 транспортеров боеприпасов из последней выпущенной партии, которые, в случае необходимости, можно было легко конвертировать в самоходные артиллерийские установки.

САУ Grille принимали участие в боях вплоть до конца войны. До настоящего времени сохранилась как минимум одна самоходка Sd.Kfz. 138/1 Ausf. M «Grille», которая находится в экспозиции музея Абердинского испытательного полигона в США.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer 38(t) Ausf. M Grille:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4835 мм, ширина корпуса — 2150 мм, высота — 2400 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — до 12 т.
Бронирование — от 8 до 15 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 145 л.с.
Максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), до 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 185 км (по шоссе).
Вооружение — 150 мм гаубица sIG 33, один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 20 выстрелов.
Экипаж — 4 человек.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=Sturmpanzer_38(t)
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G23_Grille/История
http://all-tanks.ru/content/samokhodnaya-artilleriiskaya-ustanovka-grille
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/grille_pz38t.htm
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok