Кто флот имеет, тот морем и владеет


"Мистраль" и HMS Argyll, близкий по размерам фрегату ПВО "Горизонт"


Иначе выражаясь, удельная стоимость постройки одной тонны фрегата “Горизонт” в шесть раз выше, чем у десантного вертолетоносца.

На практике сравнение “удельной стоимости” одной тонны фрегатов и УДК нигде не используется. Являясь совершенно верным с точки зрения математики, оно несет не больше смысла, чем расчет пропорций идеального бутерброда.

Все, кто занимается вопросами перевооружения ВМФ, знают, что современные фрегаты и эсминцы сложнее и дороже, чем любые, даже превосходящие их по размерам корабли.

Именно поэтому развитые и обеспеченные страны, строящие на экспорт авианосцы (например, Испания с её знаменитой Navantia), неспособны самостоятельно построить фрегат уровня “Горизонта”.

Хотя что такое “Горизонт”?

Совместный франко-итальянский проект, являющийся упрощенной версией британского эсминца “Дэринг”. Вот тот — да, шедевр. Чего стоит его основной радар с АФАР, способный с дистанции 100 км рассмотреть птицу. Он умеет не только смотреть, но и передавать команды выпущенным ракетам. На борту эсминца имеется масса разных приколов, к примеру, второй, “дальнозоркий” радар, способный видеть спутники на космической орбите.

Ракеты самостоятельно найдут цель, даже если та успела скрыться за горизонтом.

Оттого и цена “Дэринга” (выше одного миллиарда, но уже фунтов стерлингов). Плюс пара сотен миллионов на боекомплект.

Внешний вид и размеры практически идентичны “Горизонту”.

Особенности классификации оставим за бортом. Фрегат не потому, что несет три мачты с прямыми парусами. Красивое слово пережило свою эпоху. Теперь это ракетный корабль океанской зоны. Плавучая батарея ПВО-ПРО, британцы назвали её эсминцем, французы — фрегатом. Хотя с таким же успехом могли назвать бригом.



Вот еще парочка любопытных примеров.

Невероятно, но стоимость корпуса американского эсминца составляет 5% от полной стоимости корабля.

А по удельной стоимости постройки тонна эсминца в два раза превышает стоимость одной тонны гигантского атомного авианосца, со всеми его реакторами, системами управления и 100-метровыми катапультами.

Японский вертолетоносец “Изумо”, который произвел переполох в АТР. Почти четверть километра длины, стандартное водоизмещение 19,5 тыс. тонн. Стоимость постройки составила 1,2 млрд. (в американских долл.).

Для сравнения: стоимость постройки скромного эсминца “Акидзуки” (2010 г.) составила почти 900 млн. (тех же USD).



Эсминец получился действительно скромный — всего 5000 тонн стандартного водоизмещения; с ограниченным боекомплектом. В отличие от “Дэрингов”, звезд с неба не хватает: “Акидзуки” создавался для прикрытия своих “старших братьев” — крупных Иджис-эсминцев, копий американских “Бёрков”. И в этой роли весьма неплох: эсминец оснащен впечатляющим комплексом радиотехнических средств, включая основной радар FCS-3A с восемью активными антеннами. Мгновенно отреагирует на появление угрозы в ближней зоне. Оттого и высокая стоимость.



Что касается легкого авианосца-вертолетоносца “Изумо”, то он при небольшой разнице в размерах ощутимо дороже французского “Мистраля”. Если конкретно — в два раза.

Причина кроется в наличии комплекса средств обнаружения. Как и на эсминце, на нём установлен полный комплекс средств, включая гидролокатор и радар с АФАР. Строго говоря, на “Изумо” установлена “урезанная” версия OPS-50, не способная наводить ракеты (которых у него и нет), тем не менее, с учетом стоимости таких опций, стоимость вертолетоносца также перешагнула за миллиард долл.

Каким будет российский ответ на “Акидзуки” и “Изумо”?

В ближайшей перспективе надежды отечественного ВМФ связаны с серией фрегатов пр. 22350 (головной — “Адмирал Горшков”) и корабельным ЗРК “Полимент-Редут”.

Основа комплекса — многоцелевая РЛС “Полимент”, состоящая из четырех фазированных антенных решеток, закрепленных на башенно-подобной надстройке фрегата. Плюс станция обнаружения неизвестного типа, скрытая под обтекателем в верхней части надстройки.



Также существует компромиссный вариант ЗРК “Редут” для вооружения новых корветов пр. 20380 (20385). Где вместо радара “Полимент” для обнаружения и наведения ракет используется РЛС 5П27 “Фуркэ”.

Очень хорошо, скажете вы. Какова цена этих решений?


Одна из четырех антенн радара SPY-1






Ничуть не проще системы освещения подводной обстановки активные гидролокаторы и многокилометровые буксируемые антенны, способные засекать мины в толще воды, на расстоянии в десять миль от корабля.

При этом речь идет о штучных изделиях — уникальных системах, которые не применяются более нигде, кроме высокоранговых боевых кораблей и яхт олигархов.