Будет ли в обозримом будущем побит рекорд U-35?
Те, кто ссылается на несовершенство противолодочных средств, сперва пусть оценят совершенство самой U-35. Оперативно-тактическая скорость подводного хода (5 узлов), рабочая глубина погружения (50 м), средства обнаружения и дальность хода её торпед (полторы-две мили). Гидролокации нет. Нормальной радиосвязи нет. В надводном положении применялся радиотелеграф со складной антенной.
Условия обитания экипажа — адовый ад. Душ на верхней палубе, питание всухомятку.
Союзники быстро смекнули, в чём дело и ввели раздельное наблюдение за поверхностью моря по секторам. Кораблям было предписано держать полный ход с выполнением противолодочного зигзага. Расчетам мелкокалиберных орудий приказано открывать огонь по любым подозрительным объектам.
В борьбе с подводной угрозой применялись технические новинки (сетевые заграждения с электрической сигнализацией о прошедшей сквозь них подлодке), применялись патрульные гидросамолёты, шумопеленгаторы и глубинные бомбы различных конструкций. Был изобретен искажающий очертания камуфляж. Активно использовались крейсеры-ловушки, жертвами которых стали три лодки из серии “грозных тридцатых”.
Кого-то торпедировали (U-40), кого-то накрыли с воздуха (U-39).
Однако боевые качества и преимущество подлодок оказались велики. “Тридцать пятой” удалось пройти всю войну, выжить и нанести огромные потери противнику.
Остается пожаловаться на неспортивное поведение U-35, которая “шакалила” в местах оживленного судоходства, предпочитая громить мирные транспорты, вместо военных крейсеров и эсминцев. Обвинение, мягко говоря, бессмысленное.
Времена рыцарских поединков и офицеров в кружевах истекли давно. Экономика — стержень глобальной войны. Морская вода ценности не представляет, её никто не пьёт. По морю на кораблях перемещаются различные грузы из пункта А в пункт Б. Противник пытается этому помешать, собственный ВМФ борется с противником.
Внезапно возникает ситуация, когда противник начинает топить все подряд, не обращая внимания на наличие дредноутных флотов, эсминцев и специальных противолодочных сил... Это может свидетельствовать либо о полной бездарности командования, либо об уникальных свойствах нового оружия.
Все потопленные пароходы (“транспорты” на военном жаргоне) были законной добычей U-35 и её командира Лотара фон Арно де ла Перьера. После войны никаких претензий ему предъявлено не было: спасательные шлюпки он не расстреливал, иных военных преступлений не совершал.
Трагически погибшая “Галлия” официально числилась вспомогательным крейсером с соответствующей командой и вооружением, на борту имелся груз военного назначения. Её потопление было не менее законным, чем потопление “Вильгельма Густлоффа”.
Часть пароходов при появлении лодки была оставлена командой (ради чего геройствовать: судно и груз застрахованы). Матросы спускали спасательные шлюпки, пока бойцы абордажной партии U-35 устанавливали заряды взрывчатки.
Бывало и такое.
При счете двести с лишним “очков” хватало всего. И лихих погонь, и дыма морских сражений, и торпедных атак, и белых флагов, и артиллерийских дуэлей...
Единственный вопрос: будет ли достижение U-35 побито в обозримом будущем?
Ответ лежит в оценке баланса между возможностями подлодок и современных противолодочных средств.
На стороне атомных субмарин — высокая скрытность, способность месяцами обходиться без всплытия на поверхность. Кислород и пресную воду они добывают прямо из морской воды. А их рабочая глубина погружения может достигать километра.
Современные подлодки оснащены гидроакустическими комплексами со сферическими, конформными и буксируемыми антеннами. С сохраненными в памяти их БИУС акустическими “портретами” сотен кораблей.
Вместо окуляра перископа — многофункциональная мачта с телекамерами и лазерным дальномером.
Новые виды оружия, о которых во времена Лотара фон Арно могли мечтать только фантасты. Самонаводящиеся торпеды и крылатые ракеты, способные достать противника вне дальности прямой видимости, из-за горизонта. Новые образцы минного оружия, ловушки типа “Кэптор”, запрограммированные на стрельбу по проплывающим мимо целям.
Скорость современных образцов торпед увеличилась вдвое, дальность хода — в 25 раз. Был многократно увеличен боезапас на борту.
Новейшие разработки позволяют лодкам прямо из-под воды сбивать вертолеты и самолеты противолодочной авиации. Управление зенитными ракетами — по оптоволоконному кабелю. Обнаружение целей — по данным гидроакустических средств самой подлодки.
В 2011 годы компания “Мэрск Групп” и южнокорейская Daewoo заключили контракт на строительство 20 океанских линейных контейнеровозов типа “Triple E”. При длине 400 метров они имеют дедвейт 165 тыс. тонн (вместимость составляет 18 тыс. стандартных 40-футовых контейнеров).
Секция строящегося контейнеровоза
Современные супертанкеры класса TI имеют дедвейт в 440 тысяч тонн.
Полное водоизмещение каждого из 10 атомных авианосцев США превышает 100 тыс. тонн.
Все эти факты свидетельствуют, что невероятное достижение U-35 по тоннажу потопленных судов ( 575 тыс. брт) не так уж невероятно с точки зрения современных реалий. В наши дни такой “улов” могут принести всего пара удачных минных постановок или торпедных атак.
Что касается числа побед (226 потопленных и 10 поврежденных), то повторение данного рекорда едва ли представляется возможным. Лодки остаются самым результативным морским оружием, но правила морской войны изменились. Противолодочная оборона стала злее, цели — крупнее и серьезнее. “Кошмарить” морские пути на протяжении месяцев, как это было в эпоху ПМВ, сейчас не получится.
Стоит заметить, что самой результативной подлодке Второй мировой (U-48) удалось потопить “всего лишь” 51 транспорт и 1 боевой корабль суммарным тоннажем 308 тысяч брт.
Автор: Santa Fe