Беляна: почти готовый авианосец для Волги!
Одним из последствий сложных естественно-географических условий на территории обитания россиян явилась их развитая смекалка, ставшая причиной многих наших побед и… разочарований для наших противников. Например, в годы Великой Отечественной войны гитлеровцы стали, не подумав, завозить к себе в Германию на работу наших советских граждан, а делать этого, по идее, было нельзя. Почему нельзя, да потому, что очень скоро на стол к Гиммлеру стали ложиться пачки донесений о вроде бы «верных идеям нацизма» бауэрах и промышленниках, которые в своем кругу (и не только в своем!) «распускали языки» и рассказывали, что русские девушки очень чистоплотны и культурны, вырезают изумительные по красоте снежинки, делают восхитительные елочные игрушки и даже вяжут салфетки! Простые рабочие чинят им сложные станки, с починкой которых не могли справиться дипломированные германские инженеры, их рационализаторские предложения приносят им хорошую прибыль, а ведь им-то говорили, что русские – «это дикие и отсталые люди». Посадить всех этих «болтунов» было просто нереально. Отправить всех русских назад – тоже. Так гитлеровцы стали заложниками тупиковой ситуации, которую по невежеству сами же и создали. Ситуации на всех уровнях, подрывавшие доверие к государственной пропаганде! То есть разрушавшие информационный фундамент общества, а делать этого явно не следовало!
Строительство беляны.
Прочный корпус беляны имел самые простые очертания, то есть заострен был как спереди, так и сзади. А вот управляли беляной на плаву с помощью огромного руля, похожего на сбитые их теса ворота, а поворачивали его при помощи очень длинного бревна, которое поднималось от кормы на верхнюю палубу. Поэтому вниз по реке беляна сплавлялась не носом, а… именно кормой! И плыла она по течению, время от времени пошевеливая этим рулем, словно кит хвостом, самосплавом, и при всей своей внешней неуклюжести обладала отличной маневренностью! Дело в том, что опять-таки наши мастеровые для этой цели придумали… лот – чугунный шар на цепи, катившийся за беляной по дну. Лот притормаживал ее скорость на быстрине и помогал «рулить», а когда мелей не предвиделось и глубина была приличной, лот поднимали. Кроме лота, на беляне был целый набор больших и малых железных якорей весом от 20 до 100 пудов, а также множество самых разных канатов из пеньки и мочала.
Беляна – гордость реки Ветлуги!
Как только лес несколько превышал уровня борта, бревна укладывали таким образом, что они выступали за габариты корпуса судна и образовывали своего рода «балконы», на которые опять укладывали новый ряд бревен, а затем опять выдвигали очередной ряд бревен за борт и так несколько раз! Получались выступы, которые назывались роспусками или разносами, и которые требовалось расположить так, чтобы равновесие судна не нарушалось и не приводило к крену. И это притом, что роспуски эти иной раз выступали за борт на четыре и более метров (!) в разные стороны, так что ширина беляны по его палубе, как и у современного авианосца, могла быть значительно больше, чем по корпусу. И вот у некоторых белян она достигала 30 метров, то есть на ней можно было вполне танцевать! Но бревенчатая кладь наверху также не была сплошной, а имела отверстия для проветривания. Поэтому в старину о том, какого размера беляна, судили по количеству имевшихся на ней пролетов (клетей). И были беляны о трех, четырех, и более пролетах.
А вот так беляны разбирали: просто бросали бревна в воду с обоих бортов, а потом их вылавливали и отправляли сушиться на берег.
Вот такие удивительные суда были созданы на Волге гением безвестных русских мастеров ХIХ века. И – посудите сами, насколько наши предки были творческими и находчивыми людьми, сумевшими в столь отдаленное от сегодняшнего время создать столь высокоэффективное безотходное средство на один сезон! Кстати, а знаете, почему кору с бревен снимали на месте и везли их «белыми»? А они хорошо высыхали за время плавания, а из коры прямо на месте гнали смолу, которой смолили все прочие деревянные суда!
Отметим, правда, еще одно обстоятельство – беляны не дожили до 1918 года, потому что если бы дожили, то вполне могли быть – опять же по знаменитой русской смекалке, – использованы в качестве «волжских авианосцев» для колесных «ньюпоров» и «фарманов». Известно, что «авианосцы» на Волге были, вот только создавали их на основе нефтеналивных барж, а действовали с них «летающие лодки» Григоровича. Их спускали на воду по специальным дощатым «сходням» и по ним же поднимали на борт. Размеры же и гладкая палуба белян вполне позволяли их использовать для взлета колесных аэропланов!
Модель беляны в экспозиции Саратовского краеведческого музея.
P.S. Поскольку у нас на TOPWAR встречаются среди посетителей даже писатели-фантасты, пишущие в жанре альтернативной истории, то вот это для них практически готовая основа для очередного захватывающего произведения. Если автор «за красных», то роман может называться «Волжский авианосец красного военлета Степашина», а если «за белых», то с точностью до наоборот. И главная идея – очередной попаданец в прошлое и летчик по профессии выбирает себе сторону красных или белых, строит на базе двух-трех сохранившихся белян эскадру речных авианосцев и с их помощью выигрывает гражданскую войну на Волге и в ее окрестностях. При этом он сильно меняет и последующую историю, так что когда он возвращается назад, тут у нас все тоже изменилось, и он тому главная причина! Красиво, поэтично, а главное – какие приключения в таком романе можно расписать с участием этих белян-авианосцев – ну просто пальчики оближешь!
Строительство беляны.
Прочный корпус беляны имел самые простые очертания, то есть заострен был как спереди, так и сзади. А вот управляли беляной на плаву с помощью огромного руля, похожего на сбитые их теса ворота, а поворачивали его при помощи очень длинного бревна, которое поднималось от кормы на верхнюю палубу. Поэтому вниз по реке беляна сплавлялась не носом, а… именно кормой! И плыла она по течению, время от времени пошевеливая этим рулем, словно кит хвостом, самосплавом, и при всей своей внешней неуклюжести обладала отличной маневренностью! Дело в том, что опять-таки наши мастеровые для этой цели придумали… лот – чугунный шар на цепи, катившийся за беляной по дну. Лот притормаживал ее скорость на быстрине и помогал «рулить», а когда мелей не предвиделось и глубина была приличной, лот поднимали. Кроме лота, на беляне был целый набор больших и малых железных якорей весом от 20 до 100 пудов, а также множество самых разных канатов из пеньки и мочала.
Беляна – гордость реки Ветлуги!
Как только лес несколько превышал уровня борта, бревна укладывали таким образом, что они выступали за габариты корпуса судна и образовывали своего рода «балконы», на которые опять укладывали новый ряд бревен, а затем опять выдвигали очередной ряд бревен за борт и так несколько раз! Получались выступы, которые назывались роспусками или разносами, и которые требовалось расположить так, чтобы равновесие судна не нарушалось и не приводило к крену. И это притом, что роспуски эти иной раз выступали за борт на четыре и более метров (!) в разные стороны, так что ширина беляны по его палубе, как и у современного авианосца, могла быть значительно больше, чем по корпусу. И вот у некоторых белян она достигала 30 метров, то есть на ней можно было вполне танцевать! Но бревенчатая кладь наверху также не была сплошной, а имела отверстия для проветривания. Поэтому в старину о том, какого размера беляна, судили по количеству имевшихся на ней пролетов (клетей). И были беляны о трех, четырех, и более пролетах.
А вот так беляны разбирали: просто бросали бревна в воду с обоих бортов, а потом их вылавливали и отправляли сушиться на берег.
Вот такие удивительные суда были созданы на Волге гением безвестных русских мастеров ХIХ века. И – посудите сами, насколько наши предки были творческими и находчивыми людьми, сумевшими в столь отдаленное от сегодняшнего время создать столь высокоэффективное безотходное средство на один сезон! Кстати, а знаете, почему кору с бревен снимали на месте и везли их «белыми»? А они хорошо высыхали за время плавания, а из коры прямо на месте гнали смолу, которой смолили все прочие деревянные суда!
Отметим, правда, еще одно обстоятельство – беляны не дожили до 1918 года, потому что если бы дожили, то вполне могли быть – опять же по знаменитой русской смекалке, – использованы в качестве «волжских авианосцев» для колесных «ньюпоров» и «фарманов». Известно, что «авианосцы» на Волге были, вот только создавали их на основе нефтеналивных барж, а действовали с них «летающие лодки» Григоровича. Их спускали на воду по специальным дощатым «сходням» и по ним же поднимали на борт. Размеры же и гладкая палуба белян вполне позволяли их использовать для взлета колесных аэропланов!
Модель беляны в экспозиции Саратовского краеведческого музея.
P.S. Поскольку у нас на TOPWAR встречаются среди посетителей даже писатели-фантасты, пишущие в жанре альтернативной истории, то вот это для них практически готовая основа для очередного захватывающего произведения. Если автор «за красных», то роман может называться «Волжский авианосец красного военлета Степашина», а если «за белых», то с точностью до наоборот. И главная идея – очередной попаданец в прошлое и летчик по профессии выбирает себе сторону красных или белых, строит на базе двух-трех сохранившихся белян эскадру речных авианосцев и с их помощью выигрывает гражданскую войну на Волге и в ее окрестностях. При этом он сильно меняет и последующую историю, так что когда он возвращается назад, тут у нас все тоже изменилось, и он тому главная причина! Красиво, поэтично, а главное – какие приключения в таком романе можно расписать с участием этих белян-авианосцев – ну просто пальчики оближешь!
Автор: kalibr