Система ПВО Великобритании (часть 5)
Одновременно с совершенствованием перехватчиков и средств обнаружения серьёзным изменениям подверглась структура управления. В 2005 году к моменту построения системы IUKADGE на территории Соединенного Королевства функционировало 11 различных объектов – командных пунктов, аналитических центров, узлов связи и радиолокационных постов.
Ответственность за контроль воздушного пространства Королевства несут ВВС Великобритании, для чего в них создана соответствующая структура - Air Surveillance and Control System (ASACS) – «Система воздушного наблюдения и управления». ASACS отвечает за неприкосновенность воздушных границ, оповещение о воздушном нападении, освещение воздушной обстановки, предоставление радиолокационной информации и наведение истребителей-перехватчиков. ASACS взаимодействует с National Air Traffic Services (NATS) – «Национальная служба воздушного движения».
NATS в мирное время управляет движением в воздушном пространстве Великобритании и над северо-восточной частью Атлантического океана. До 2007 года управление воздушным движением осуществлялось с авиабазы RAF West Drayton –«Западный Дрейтон». Сейчас Центральный диспетчерский пункт УВД Великобритании находится в Суонвике в графстве Хэмпшир. Здесь в своём специально выделенном секторе постоянно находятся представители RAF, благодаря чему в кризисных ситуациях возможно оперативное взаимодействие между гражданской службой УВД и ВВС. Часть центрального диспетчерского пункта возведена по военным стандартам. Хотя перед проектировщиками и строителями никогда не ставилась задача обеспечить сохранность здания после близкого ядерного взрыва, как это было с бункерами системы "Ротор", центральная секция диспетчерского комплекса имеет повышенную прочность. Комплекс снабжен собственной системой жизнеобеспечения: котельной с запасами жидкого топлива, артезианской скважиной и дизель-генераторами. О том, какое количество персонала ежедневно регулирует и контролирует воздушное движение над Великобританией, можно судить по числу автомобилей, припаркованных на стоянке возле центра УВД в Суонвике.
Офицеры дежурной смены в одном из подземных залов RAF Boulmer, снимок сделан в 90-е годы
В ходе реализации программы «Посредник», когда количество КП, узлов связи и РЛС сократили в несколько раз, аппаратуру обработки, отображения и передачи информации на авиабазе Боулмер кардинально модернизировали. Вместо старых американских радиолокаторов AN / FPS-3 и AN/TPS-10 здесь развернули станцию британского производства Тyре 84.
Одним из важнейших британо-американских объектов является РЛС СПРН в Файлингдейлс в Северном Йорке. В 60-е годы здесь были построены три 25-метровые параболические антенны РЛС AN/FPS-49 с механическим приводом весом 112 тонн, защищённые радиопрозрачными стеклопластиковыми сферическими куполами диаметром 40 метров. В 1992 году американская корпорация Raytheon возвела в этом районе РЛС AN/FPS-115, которая в начале 2000-х была модернизирована до уровня AN/FPS-132. Уникальной особенностью станции, размещённой в Файлингдейлс, является возможность кругового сканирования пространства, для чего было добавлено третье зеркало антенны.
В английском графстве Норфолк в местечке Хорнинг до 2005 года находилась RAF Neatishead –Авиабаза Нейтисед. Раньше на территории авиабазы вокруг укрепленного железобетонного здания и подземного бункера, построенного в годы Второй мировой, в разное время располагалось несколько мощных радиолокаторов: Тyре 7, AN / FPS-6, Тyре 80, Тyре 84 и Тyре 85.
На севере Шотландии расположен RRH Benbekyula – удалённый радиолокационный пост Бенбекьюла. Установленная в этом месте стационарно под куполом РЛС Type 92 просматривает северо-западное направление. Кроме обзорной РЛС на территории, контролируемой военными, имеется радиолокационный запросчик транспондеров и радиостанции, используемые для управления движением гражданских воздушных судов.
Первые радары на холмах Саксворд на северном острове Шетланд появились в 1941 году. Однако вскоре после победы военные покинули эту территорию. Про Саксворд вспомнили, когда началось строительство национальной системы ПВО «Ротор». На площади в несколько сотен квадратных метров устанавливались используемые совместно ВВС и ВМС радиолокаторы различных типов. Радиолокационный пост Саксворд играл важнейшую роль в обнаружении советских бомбардировщиков Ту-95, совершавших в 60-80-е годы тренировочные трансатлантические полёты в сторону США.
Сейчас на острове Шетланд эксплуатируется РЛС Type 93. Радар в Саксворд, находящийся на одной широте с Анкориджем на Аляске, является самым северным британским радиолокационным постом. Зимой здесь достаточно суровые условия и не редки ураганные ветра.
Юго-западные подходы к Британским островам контролирует радарный пост в местечке Портрит на северном побережье Корнуолла. В военное время здесь находился аэродром бомбардировочной авиации Нансекюк, а в 50-е в этом районе велись эксперименты с нервнопаралитическими отравляющими веществами и до второй половины 70-х существовала опытная установка по производству вещества VХ. В 70-80-е годы в окрестностях авиабазы испытывали артиллерийские боеприпасы.
В 2000 году здесь произошел несчастный случай со смертельным исходом – несколько гражданских специалистов, занятых на обслуживании аэродрома, Нансекюк погибли от нервнопаралитического газа. В ходе расследования было установлено, что люди подверглись воздействию отравляющего вещества, содержащегося в химических снарядах, захороненных в одной из старых шахт. Начиная с 2003 года, прилегающую к аэродрому территорию очищали от старых боеприпасов с отравляющими веществами и производили рекультивацию.
Отчасти расчёты на возросшую эффективность «Тайфунов» в системе ПВО оправдались, и истребители неплохо проявили себя в деле контроля воздушного пространства. Первая встреча в воздухе с российским Ту-95МС состоялась 17 августа 2007 года. В роли перехватчиков в RAF выступали Typhoon F.2, адаптированные для борьбы с воздушным противником. Боевые самолёты эскадрилий ПВО базировались на авиабазах Конингсби и Лоссимут.
Впрочем, не слишком частые полёты российских дальних бомбардировщиков отошли на второй план после того, как стало ясно, что британским сухопутным подразделениям, борющимся с «мировым терроризмом» в Афганистане и Ираке, не хватает авиационной поддержки. Стареющих истребителей-бомбардировщиков Tornado GR.4 в Королевских ВВС осталось не так много и техническое состояние не всегда позволяло привлечь их к участиям в боевых действиях. А после списания «Ягуаров» и «Харриеров» других ударных машин в RAF больше нет. В связи с этим в отношении истребителей «Тайфун» было принято решение отказаться от приоритета в борьбе с воздушным противником и придать самолётам больше ударных возможностей. Истребители RAF, адаптированные для решения ударных задач, получили обозначение Eurofighter Typhoon FGR4. В ходе модернизационной программы по расширению ударных возможностей британские «Тайфуны» получили ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick , AGM-88 HARM , Brimstone, Тaurus KEPD 350, Storm Shadow/Scalp EG, управляемые бомбы Paveway II / III / IV, JDAM и ПКР Sea Killer Marte-ERP. Для наведения на цель управляемых средств поражения с БРЭО истребителей адаптированы подвесные прицельно-поисковые контейнеры Litening III и AN / AAQ-33 Sniper.
В самом начале закупок истребителей Eurofighter Typhoon британское правительство, отвечая на критику чрезмерной дороговизны и затягивания программы «Европейского истребителя», заявляло, что расходы оправданы, так как благодаря большому ресурсу запланированный срок службы каждого самолёта составит 30 лет. Однако в 2015 году были обнародованы планы о выводе из эксплуатации истребителей модификации Typhoon Tranche 1. Наименее изношенные истребители в случае появления иностранных заказчиков будут модернизированы и проданы, а остальные списаны. По всей видимости, это связано с тем, что в британском бюджете нет средств для поддержания в лётном состоянии и модернизации всего существующего парка «Тайфунов» при одновременной закупке в США истребителей F-35A. При этом многоцелевые истребители 5-го поколения F-35A не являются оптимальными при выполнении перехвата и возможности британской противовоздушной обороны после закупки «Лайтнингов» не усилятся.
Последние британские дальнобойные ЗРК Bloodhound Mk. II списали в 1991 году опять-таки из соображений экономии, а от закупки американских ЗРК «Пэтриот» отказались в связи с окончанием "холодной войны". В итоге может сложиться ситуация, когда британские объекты и сухопутные подразделения при нехватке истребителей прикрытия окажутся под ударами авиации противника. Войсковые комплексы малой дальности Rapier и «возимые» ПЗРК Starstreak при многих их достоинствах, конечно, не в состоянии адекватно решить все задачи ПВО. Особенно остро в британской армии стоит вопрос перехвата оперативно-тактических ракет.
Единственными британскими дальнобойными зенитными ракетами являются Aster 15/30, используемые в ЗРС PAAMS на эсминцах ПВО Тype 45 Destroyer (ЭМ типа «Дэринг»). В настоящий момент в составе Royal Navy формально имеется шесть ЭМ Тype 45, которые по всей видимости привлекаются к обеспечению ПВО военно-морских баз. Радиолокатор S1850 с ФАР, расположенный на кормовой мачте эсминца, обеспечивает обнаружение высотных целей на дистанции до 400 км.
Как сообщается, станция видит цели не только в атмосфере, но и в ближнем космосе, и одновременно способна сопровождать до 1000 целей. Что в сочетании с ЗУР, использующими активное радиолокационное самонаведение на конечном участке и имеющими дальность пуска более 100 км, делает ЗРС PAAMS способным бороться с баллистическими ракетами. Однако принятие на вооружение сухопутного варианта ЗРС SAMP-T пока только рассматривается. Впрочем, если это даже и произойдёт, то дело, скорее всего, ограничится принятием решения о закупке всего нескольких батарей.
По материалам:
http://www.airdefence.org/
http://www.airforce-technology.com/projects/drdo-airborne-early-warning-control-system/
http://www.raf.mod.uk/rafboulmer/
http://www.alamy.com/stock-photo/raf-type-101-mobile-air.html
https://en.wikipedia.org/wiki/RAF_Air_Defence_Radar_Museum
Ответственность за контроль воздушного пространства Королевства несут ВВС Великобритании, для чего в них создана соответствующая структура - Air Surveillance and Control System (ASACS) – «Система воздушного наблюдения и управления». ASACS отвечает за неприкосновенность воздушных границ, оповещение о воздушном нападении, освещение воздушной обстановки, предоставление радиолокационной информации и наведение истребителей-перехватчиков. ASACS взаимодействует с National Air Traffic Services (NATS) – «Национальная служба воздушного движения».
NATS в мирное время управляет движением в воздушном пространстве Великобритании и над северо-восточной частью Атлантического океана. До 2007 года управление воздушным движением осуществлялось с авиабазы RAF West Drayton –«Западный Дрейтон». Сейчас Центральный диспетчерский пункт УВД Великобритании находится в Суонвике в графстве Хэмпшир. Здесь в своём специально выделенном секторе постоянно находятся представители RAF, благодаря чему в кризисных ситуациях возможно оперативное взаимодействие между гражданской службой УВД и ВВС. Часть центрального диспетчерского пункта возведена по военным стандартам. Хотя перед проектировщиками и строителями никогда не ставилась задача обеспечить сохранность здания после близкого ядерного взрыва, как это было с бункерами системы "Ротор", центральная секция диспетчерского комплекса имеет повышенную прочность. Комплекс снабжен собственной системой жизнеобеспечения: котельной с запасами жидкого топлива, артезианской скважиной и дизель-генераторами. О том, какое количество персонала ежедневно регулирует и контролирует воздушное движение над Великобританией, можно судить по числу автомобилей, припаркованных на стоянке возле центра УВД в Суонвике.
Офицеры дежурной смены в одном из подземных залов RAF Boulmer, снимок сделан в 90-е годы
В ходе реализации программы «Посредник», когда количество КП, узлов связи и РЛС сократили в несколько раз, аппаратуру обработки, отображения и передачи информации на авиабазе Боулмер кардинально модернизировали. Вместо старых американских радиолокаторов AN / FPS-3 и AN/TPS-10 здесь развернули станцию британского производства Тyре 84.
Одним из важнейших британо-американских объектов является РЛС СПРН в Файлингдейлс в Северном Йорке. В 60-е годы здесь были построены три 25-метровые параболические антенны РЛС AN/FPS-49 с механическим приводом весом 112 тонн, защищённые радиопрозрачными стеклопластиковыми сферическими куполами диаметром 40 метров. В 1992 году американская корпорация Raytheon возвела в этом районе РЛС AN/FPS-115, которая в начале 2000-х была модернизирована до уровня AN/FPS-132. Уникальной особенностью станции, размещённой в Файлингдейлс, является возможность кругового сканирования пространства, для чего было добавлено третье зеркало антенны.
В английском графстве Норфолк в местечке Хорнинг до 2005 года находилась RAF Neatishead –Авиабаза Нейтисед. Раньше на территории авиабазы вокруг укрепленного железобетонного здания и подземного бункера, построенного в годы Второй мировой, в разное время располагалось несколько мощных радиолокаторов: Тyре 7, AN / FPS-6, Тyре 80, Тyре 84 и Тyре 85.
Зал дежурной смены в музее на авиабазе Нейтисед
На севере Шотландии расположен RRH Benbekyula – удалённый радиолокационный пост Бенбекьюла. Установленная в этом месте стационарно под куполом РЛС Type 92 просматривает северо-западное направление. Кроме обзорной РЛС на территории, контролируемой военными, имеется радиолокационный запросчик транспондеров и радиостанции, используемые для управления движением гражданских воздушных судов.
Первые радары на холмах Саксворд на северном острове Шетланд появились в 1941 году. Однако вскоре после победы военные покинули эту территорию. Про Саксворд вспомнили, когда началось строительство национальной системы ПВО «Ротор». На площади в несколько сотен квадратных метров устанавливались используемые совместно ВВС и ВМС радиолокаторы различных типов. Радиолокационный пост Саксворд играл важнейшую роль в обнаружении советских бомбардировщиков Ту-95, совершавших в 60-80-е годы тренировочные трансатлантические полёты в сторону США.
РЛС Type 93 на холме Саксворд
Сейчас на острове Шетланд эксплуатируется РЛС Type 93. Радар в Саксворд, находящийся на одной широте с Анкориджем на Аляске, является самым северным британским радиолокационным постом. Зимой здесь достаточно суровые условия и не редки ураганные ветра.
Юго-западные подходы к Британским островам контролирует радарный пост в местечке Портрит на северном побережье Корнуолла. В военное время здесь находился аэродром бомбардировочной авиации Нансекюк, а в 50-е в этом районе велись эксперименты с нервнопаралитическими отравляющими веществами и до второй половины 70-х существовала опытная установка по производству вещества VХ. В 70-80-е годы в окрестностях авиабазы испытывали артиллерийские боеприпасы.
В 2000 году здесь произошел несчастный случай со смертельным исходом – несколько гражданских специалистов, занятых на обслуживании аэродрома, Нансекюк погибли от нервнопаралитического газа. В ходе расследования было установлено, что люди подверглись воздействию отравляющего вещества, содержащегося в химических снарядах, захороненных в одной из старых шахт. Начиная с 2003 года, прилегающую к аэродрому территорию очищали от старых боеприпасов с отравляющими веществами и производили рекультивацию.
Отчасти расчёты на возросшую эффективность «Тайфунов» в системе ПВО оправдались, и истребители неплохо проявили себя в деле контроля воздушного пространства. Первая встреча в воздухе с российским Ту-95МС состоялась 17 августа 2007 года. В роли перехватчиков в RAF выступали Typhoon F.2, адаптированные для борьбы с воздушным противником. Боевые самолёты эскадрилий ПВО базировались на авиабазах Конингсби и Лоссимут.
Впрочем, не слишком частые полёты российских дальних бомбардировщиков отошли на второй план после того, как стало ясно, что британским сухопутным подразделениям, борющимся с «мировым терроризмом» в Афганистане и Ираке, не хватает авиационной поддержки. Стареющих истребителей-бомбардировщиков Tornado GR.4 в Королевских ВВС осталось не так много и техническое состояние не всегда позволяло привлечь их к участиям в боевых действиях. А после списания «Ягуаров» и «Харриеров» других ударных машин в RAF больше нет. В связи с этим в отношении истребителей «Тайфун» было принято решение отказаться от приоритета в борьбе с воздушным противником и придать самолётам больше ударных возможностей. Истребители RAF, адаптированные для решения ударных задач, получили обозначение Eurofighter Typhoon FGR4. В ходе модернизационной программы по расширению ударных возможностей британские «Тайфуны» получили ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick , AGM-88 HARM , Brimstone, Тaurus KEPD 350, Storm Shadow/Scalp EG, управляемые бомбы Paveway II / III / IV, JDAM и ПКР Sea Killer Marte-ERP. Для наведения на цель управляемых средств поражения с БРЭО истребителей адаптированы подвесные прицельно-поисковые контейнеры Litening III и AN / AAQ-33 Sniper.
В самом начале закупок истребителей Eurofighter Typhoon британское правительство, отвечая на критику чрезмерной дороговизны и затягивания программы «Европейского истребителя», заявляло, что расходы оправданы, так как благодаря большому ресурсу запланированный срок службы каждого самолёта составит 30 лет. Однако в 2015 году были обнародованы планы о выводе из эксплуатации истребителей модификации Typhoon Tranche 1. Наименее изношенные истребители в случае появления иностранных заказчиков будут модернизированы и проданы, а остальные списаны. По всей видимости, это связано с тем, что в британском бюджете нет средств для поддержания в лётном состоянии и модернизации всего существующего парка «Тайфунов» при одновременной закупке в США истребителей F-35A. При этом многоцелевые истребители 5-го поколения F-35A не являются оптимальными при выполнении перехвата и возможности британской противовоздушной обороны после закупки «Лайтнингов» не усилятся.
Последние британские дальнобойные ЗРК Bloodhound Mk. II списали в 1991 году опять-таки из соображений экономии, а от закупки американских ЗРК «Пэтриот» отказались в связи с окончанием "холодной войны". В итоге может сложиться ситуация, когда британские объекты и сухопутные подразделения при нехватке истребителей прикрытия окажутся под ударами авиации противника. Войсковые комплексы малой дальности Rapier и «возимые» ПЗРК Starstreak при многих их достоинствах, конечно, не в состоянии адекватно решить все задачи ПВО. Особенно остро в британской армии стоит вопрос перехвата оперативно-тактических ракет.
Единственными британскими дальнобойными зенитными ракетами являются Aster 15/30, используемые в ЗРС PAAMS на эсминцах ПВО Тype 45 Destroyer (ЭМ типа «Дэринг»). В настоящий момент в составе Royal Navy формально имеется шесть ЭМ Тype 45, которые по всей видимости привлекаются к обеспечению ПВО военно-морских баз. Радиолокатор S1850 с ФАР, расположенный на кормовой мачте эсминца, обеспечивает обнаружение высотных целей на дистанции до 400 км.
HMS Dragon Тype 45
Как сообщается, станция видит цели не только в атмосфере, но и в ближнем космосе, и одновременно способна сопровождать до 1000 целей. Что в сочетании с ЗУР, использующими активное радиолокационное самонаведение на конечном участке и имеющими дальность пуска более 100 км, делает ЗРС PAAMS способным бороться с баллистическими ракетами. Однако принятие на вооружение сухопутного варианта ЗРС SAMP-T пока только рассматривается. Впрочем, если это даже и произойдёт, то дело, скорее всего, ограничится принятием решения о закупке всего нескольких батарей.
По материалам:
http://www.airdefence.org/
http://www.airforce-technology.com/projects/drdo-airborne-early-warning-control-system/
http://www.raf.mod.uk/rafboulmer/
http://www.alamy.com/stock-photo/raf-type-101-mobile-air.html
https://en.wikipedia.org/wiki/RAF_Air_Defence_Radar_Museum
Автор: Bongo