Железнодорожные орудия 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto (Германия)

Во время Первой мировой войны германская промышленность активно занималась развитием различных артиллерийских систем, в том числе железнодорожных. Использование специальных железнодорожных транспортеров позволяло использовать орудия большого калибра без значительных ограничений по мобильности и удобству эксплуатации. Используя одни и те же принципы, немецкие конструкторы создали ряд железнодорожных орудий с разными характеристиками. Яркими представителями этого семейства стали образцы 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto.

Как и в случае с некоторыми другими железнодорожными артиллерийскими комплексами того времени, одной из главных причин разработки «Теодора Карла» и «Теодора Отто» стало появление свободных орудий со значительными остатками ресурса. В 1912 году устаревший броненосец SMS Oldenburg был выведен из боевого состава немецкого флота, разоружен и переделан в плавучую мишень. Вместе с прочим оснащением с корабля сняли восемь 240-мм орудий. В 1915 году были выведены из эксплуатации пять броненосцев типа Kaiser Friedrich III, а вскоре такая же судьба постигла и корабли проекта Wittelsbach. В результате отказа от устаревших кораблей в распоряжении флота оказалось несколько десятков «свободных» крупнокалиберных орудий.


Пушка "Теодор Карл" и ее расчет. Фото Kaisersbunker.com


Мощная отдача не позволяла вести огонь прямо с колес, из-за чего платформа Bettungsschiessgerüst получила соответствующие опорные устройства. Непосредственно под пушкой на платформе следовало устанавливать опору большой площади, опускаемую на грунт. В передней и задней частях платформы имелось четыре домкрата, необходимых для установки орудия на огневой позиции. Процесс развертывания пушки 24 cm SK L/40 должен был выглядеть следующим образом. Прибыв на место, расчет должен был вывесить платформу на домкратах, освободив тележки, которые можно было удалить. Непосредственно под пушкой разбирался путь, после чего платформа могла опускаться вниз. При этом домкраты обеспечивали горизонтирование платформы, а центральная опора отвечала за передачу веса и отдачи на грунт.

В центральной части рамы транспортера поместили невысокие опоры для цапф орудия. На них помещалась ствольная группа, частично основанная на агрегатах базового корабельного орудия. Для установки на железнодорожный транспортер люльку орудия пришлось доработать путем установки новых устройств. Так, в связи с большой массой казенника пушки и невозможностью монтажа крупных эквилибраторов над стволом появился массивный прямоугольный противовес. Несмотря на малое плечо, это устройство уравновешивало орудие и облегчало его вертикальную наводку.


Артиллеристы, снаряды и гильза 24-см орудия. Фото Kaisersbunker.com


Орудие должно было использовать снаряды двух типов, бетонобойный и фугасный. Оба боеприпаса имели массу 148,5 кг. Основной метательный заряд поставлялся в металлической гильзе, вместе с которой весил 23,5 кг. В зависимости от массы метательного заряда, снаряд в относительно длинном стволе мог разгоняться до скорости 690-810 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 26,6 км. Наличие боеприпасов двух типов позволяло «Теодору Карлу» бороться с разными объектами противника, в том числе с укреплениями.

Разработка нового проекта завершилась в первых месяцах 1916 года, вскоре концерн Krupp изготовил и передал заказчику несколько железнодорожных орудий на перевозимой платформе. Техника прошла испытания и, в целом, устроила заказчика. Тем не менее, были высказаны претензии, касавшиеся мобильности техники. Применение платформы типа Bettungsschiessgerüst не позволяло быстро производить развертывание, наводиться на новую цель или уходить с позиции. Было предложено разработать новый вариант транспортера с большим удобством эксплуатации. При этом военные не отказались от существующего образца.

Летом начались работы по созданию транспортера типа Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst, имеющего требуемые характеристики и возможности. За счет некоторых доработок конструкции опор удалось избавиться от необходимости разборки рельсов и удаления тележек. Кроме того, теперь орудие могло наводиться по горизонтали в пределах сектора шириной 4° 30’. Время подготовки к стрельбе было сокращено до 10-12 минут после остановки на огневой позиции.


Комплекс "Теодор Отто" в сборочном цеху. Фото Wikimedia Commons


Меньшая длина ствола давала некоторые отличия в основных характеристиках. Так, начальная скорость 148,5-кг снаряда составляла лишь 640 м/с, а максимальная дальность стрельбы равнялась 18,7 км. При этом использование существующих снарядов никак не сказывалось на результатах стрельбы. С точки зрения этих параметров «Теодор Карл» и «Теодор Отто» были равноценны. Мобильность техники тоже была схожей, поскольку боевая масса новой установки составляла 103 т.

В качестве основы для железнодорожной установки нового типа был выбран транспортер версии Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst, уже поставленный в серию. Примечательно, что заказ на выпуск новых артиллерийских систем не ударил по производству существующих. В наличии имелось лишь четыре пушки 24 cm SK L/30, из-за чего массовое производство новой техники не планировалось. Все четыре железнодорожных орудия были переданы заказчику в течение 1918 года.

Судя по срокам поставки, установки Theodor Otto могли принять участие в боевых действиях, однако подробные сведения на этот счет отсутствуют. Вероятно, в течение нескольких последних месяцев войны их применяли параллельно с существующими Theodor Karl на одних и тех же участках фронта. Высокие характеристики в сочетании с могуществом 238-мм снарядов позволяют предполагать, что установки двух типов могли эффективно решать поставленные задачи и с безопасного расстояния уничтожать объекты противника.


Казенник орудия 24 cm SK L/30. Фото Wikimedia Commons


За время войны при тех или иных обстоятельствах было уничтожено четыре орудия 24 cm SK L/40. Три такие системы в 1918 году стали трофеем бельгийских войск. Как минимум, одна пушка 24 cm SK L/30 была захвачена американцами и впоследствии вывезена в США для изучения. К концу войны в наличии оставалось не менее 24-25 железнодорожных орудий двух типов. В соответствии с Версальским мирным договором в первые послевоенные годы было уничтожено два десятка орудий. Четыре «Теодора Карла» удалось передать береговой обороне, благодаря чему они уцелели.

Дальнейшая судьба сохранившихся пушек была отчасти схожей. Орудия береговой обороны со временем выработали свой ресурс и были списаны, то же произошло и с пушками, использовавшимися бывшими противниками в ходе различных испытаний. Со временем в строю осталось только одно орудие 24 cm SK L/40, ранее захваченное Бельгией. Оно оставалось в армии до самого начала Второй мировой войны, когда ему вновь пришлось стать трофеем. Новый хозяин в лице гитлеровской Германии отправил пушку защищать побережье оккупированной Франции от возможного нападения Союзников. Дальнейшая судьба артиллерийского комплекса неизвестна.

Основной целью проектов железнодорожных орудий 24 cm SK L/40 Theodor Karl и 24 cm SK L/30 Theodor Otto было возвращение в строй мощных корабельных орудий, оставшихся без носителей. Путем создания специальных транспортеров поставленная задача была успешно решена, благодаря чему армия получила мобильные орудия большой мощности. Новое оружие эксплуатировалось в течение нескольких лет и помогало немецкой армии в боях, однако окончание Первой мировой войны привело к известным результатам. Лишь нескольким образцам интересных систем удалось избежать утилизации. Тем не менее, длительная эксплуатация отдельных орудий не была связана с заметными успехами. В итоге все построенные пушки двух моделей прекратили свое существование.


По материалам сайтов:
http://kaisersbunker.com/
http://navweaps.com/
http://denstorekrig1914-1918.dk/