Сага о ракетных топливах - обратная сторона медали
Большинство горючих взрывоопасны и по ГОСТ 12.1.011 они отнесены к категории взрывоопасности IIА.
Продукты полного и частичного окисления КРТ в элементах двигателя и продукты их сгорания, как правило, содержат вредные соединения: окись углерода, углекислый газ, окислы азота (NOx) и др.
По сравнению с тепловыми двигателями других типов, токсичность ракетных двигателей имеет свои особенности, обусловленные специфическими условиями их эксплуатации, применяемыми топливами и уровнем их массовых расходов, более высокими значениями температур в реакционной зоне, эффектами догорания выхлопных газов в атмосфере, спецификой конструкций двигателей.
Отработавшие ступени ракет-носителей (РН), падая на землю, разрушаются и оставшиеся в баках гарантированные запасы стабильных компонентов топлива загрязняют и отравляют прилегающий к месту падения участок земли или водоем.
Китайские крестьяне у места падения первой ступени ракеты «Великий поход»: ступень на «вонючке» (НДМГ+АТ). Оранжевое облако на снимке - пары амила - крайне невеселая штука в плане токсичности и канцерогенности. Зря там эти люди толпятся, ой зря…
С целью повышения энергетических характеристик ЖРД компоненты топлива подаются в камеру сгорания при соотношении, соответствующем коэффициенту избытка окислителя αдв<1.
Кроме того, методы тепловой защиты камер сгорания включают способы создания около огневой стенки слоя продуктов сгорания с пониженным уровнем температуры путем подачи избыточного горючего. Многие современные конструкции камер сгорания имеют пояса завесы, через которые дополнительное горючее подаётся в пристеночный слой. Это создаёт вначале жидкую пленку равномерно по периметру камеры, а затем газовый слой испарившегося горючего. Значительно обогащенный горючим пристеночный слой продуктов сгорания сохраняется до выходного сечения сопла.
Фото: последствия от кислотных дождей в Баварском лесу, ФРГ.
НАСА в течение длительного времени изучало влияние стартов «Спейс-Шаттл» на окружающую среду, особенно в связи с тем, что Космический центр имени Кеннеди расположен в заповеднике и почти на пляже.
Если рассматривать ЖРД, то процесс отработки проводится в следующей последовательности:
— испытания элементов, агрегатов (узлы уплотнения и опоры насосов, насос, газогенератор, камера сгорания, клапан и др.);
— испытания систем (ТНА, ТНА с ГГ, ГГ с КС и др.);
— испытания имитатора двигателя;
— испытания двигателя;
— испытания двигателя в составе ДУ;
— летные испытания ЛА.
— испытания систем (ТНА, ТНА с ГГ, ГГ с КС и др.);
— испытания имитатора двигателя;
— испытания двигателя;
— испытания двигателя в составе ДУ;
— летные испытания ЛА.
В практике создания двигателей известны 2 метода стендовой доводки: последовательный (консервативный) и параллельный (ускоренный).
Испытательный стенд – это техническое устройство для установки объекта испытания в заданное положение, создания воздействий, съема информации и осуществления управления процессом испытаний и объектом испытаний.
Испытательные стенды различного назначения обычно состоят из двух частей, соединенных коммуникациями:
— исполнительной, состоящей из объекта испытания и систем, обеспечивающих воздействие различных эксплуатационных факторов;
— командной в виде пульта управления и систем информации (преобразование, анализ и отображение информации о параметрах объекта испытания).
Схемы и фото дадут понимания больше, чем мои словесные конструкции:
Примечание: стехиометрический расход дан для воздуха и ДВС, но сути это сильно не меняет.
Водород и испытательные стенды ЖРД для такого топлива имеют свои «примочки». В начальной стадии работ с водородом ввиду его значительной взрыво– и пожароопасности в США не было единого мнения о целесообразности дожигания всех видов выбросов водорода. Так, фирма «Пратт-Уитни» (США) придерживалась мнения, что сжигание всего количества выбрасываемого водорода гарантирует полную безопасность испытаний, поэтому над всеми вентиляционными трубами сброса водорода испытательных стендов поддерживается пламя газообразного пропана.
Прим: я офигиваю с китайцев. Может, переизбыток населения так решается членами КПК?
"Вернёмся к нашим баранам". Китайские пусть сами разбираются, тем более, их очень уж много.
В западной части Алтае-Саянского региона расположены шесть районов (полей) падения вторых ступеней РН, запускаемых с космодрома Байконур. Четыре из них, входящие в зону Ю-30 (№№ 306, 307, 309, 310), расположены в крайней западной части региона, на границе Алтайского края и Восточно-Казахстанской области. Входящие в зону Ю-32 районы падения №№ 326, 327 расположены в восточной части республики, в непосредственной близости от оз. Телецкое.
На "выхлопе": водичка, азот и углекислый газ.
А в жизни всё сложнее: Км и альфа, соответственно, массовое соотношение окислитель/горючее 1,6:1 или 2,6:1 = совершенно дикий избыток окислителя (пример: N2O4: НДМГ = 2.6:1 (260 г. и 100 г.- как пример):
Когда этот букетик встречается с другим замесом-нашим воздухом+органика(пыльца)+пыль+оксиды серы+ метан+пропан+и тд, то результаты окисления/горения выглядят так:
Нитрозодиметиламин (химическое название: N-метил-N-нитрозометанамин). Образуется при окислении гептила амилом. Хорошо растворим в воде. Вступает в реакции окисления и восстановления, с образованием гептила, диметилгидразина, диметиламина, аммиака, формальдегида и других веществ. Является высоко токсичным веществом 1-го класса опасности. Канцероген, обладает кумулятивными свойствами. ПДК: в воздухе рабочей зоны – 0,01 мг/м3, то есть в 10 раз более опасный по сравнению с гептилом, в атмосферном воздухе населенных пунктов — 0,0001 мг/м3 (среднесуточная), в воде водоемов-0,01 мг/л.
Тетраметилтетразен (4,4,4,4-тетраметил-2-тетразен)-продукт разложения гептила. Ограниченно растворим в воде. Стабилен в абиотической среде, в воде очень стабилен. Разлагается с образованием диметиламина и ряда неидентифицированных веществ. По токсичности имеет 3-й класс опасности. ПДК: в атмосферном воздухе населенных пунктов – 0,005 мг/м3, в воде водоемов–0,1 мг/л.
Диоксид азота NO2-сильный окислитель, органические соединения загораются в смеси с ним. В обычных условиях диоксид азота существует в равновесии с амилом (тет-раоксидом азота). Оказывает раздражающее действие на зев, может быть одышка, отеки легких, слизистых оболочек дыхательных путей, дегенерация и некроз тканей в печени, почках, головном мозге человека. ПДК: в воздухе рабочей зоны-2 мг/м3, в атмосферном воздухе населенных мест-0,085 мг/м3(максимально разовая) и 0,04 мг/м3 (среднесуточная), класс опасности–2.
Оксид углерода (угарный газ)-продукт неполного сгорания органических (углеродсодержащих) видов топлива. Монооксид углерода может длительно (до 2 месяцев) находиться в воздухе без изменения. Оксид углерода-яд. Связывает гемоглобин крови в карбоксигемоглобин, нарушая способность к переносу кислорода к органам и тканям человека. ПДК: в атмосферном воздухе населенных мест — 5,0 мг/м3 (максимально разовая) и 3,0 мг/м3 (среднесуточная). При наличии в воздухе одновременно оксида углерода и соединений азота токсическое действие оксида углерода на людей усиливается.
Синильная кислота (цианистый водород)-это сильный яд. Синильная кислота чрезвычайно токсична. Адсорбируется неповреждённой кожей, оказывает общетоксическое действие: головная боль, тошнота, рвота, расстройство дыхания, асфиксия, судороги, может быть смерть. При остром отравлении синильная кислота вызывает быстрое удушье, повышение давления, кислородное голодание тканей. При небольших концентрациях возникает ощущение царапанья в горле, жгуче горький вкус во рту, слюнотечение, поражение конъюнктивы глаз, мышечная слабость, пошатывание, затруднение речи, головокружение, острая головная боль, тошнота, рвота, позывы к дефекации, прилив крови к голове, усиленное сердцебиение и другие симптомы.
Формальдегид (муравьиный альдегид)-токсин. Формальдегид обладает резким запахом, он сильно раздражает слизистые оболочки глаз и носоглотки даже при незначительных концентрациях. Оказывает общетоксическое действие (поражение центральной нервной системы, органов зрения, печени, почек), оказывает раздражающее, аллергенное, канцерогенное, мутагенное действие. ПДК в атмосферном воздухе: среднесуточная — 0,012 мг/м3, максимально разовая — 0,035 мг/м3.
Интенсивная ракетно-космическая деятельность на территории России в последние годы породила огромное количество проблем: загрязнение окружающей среды отделяющимися частями ракет-носителей, токсическими компонентами ракетного топлива (гептил и его производные, азотный тетраоксид и др.) Кто-то ("партнёры") тихо сопя и хихикая над журналистом-экономистом и мифическими батутами, спокойненько и не сильно напрягаясь заменил все первые (и вторые) ступени (Delta-IV, Arian-IV, Atlas-V) на высококипящих компонентах на безопасные, а кто-то усиленно осуществлял пуски РН "Протон", "Рокот", "космос" и т.д. гробя себя и природу. При этом, за труды праведные, платилось аккуратно нарезанной бумагой из типографии ФРС США, да и бумаг-то оставалась "там".
Вся история взаимоотношений нашей страны с гептилом — это химическая война, только химическая война, не то что необъявленная, а просто нами неопознанная.
Кратко о военном применении гептила:
Ступени противоракет систем ПРО, морские баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ), космические ракеты, разумеется ракеты ПВО, а также оперативно-тактические ракеты (средней дальности).
Армия и Флот оставили «гептиловый» след во Владивостоке и на Дальнем Востоке, Северодвинске, Кировской области и ряде окрестностей, Плесецке, Капустином Яру, Байконуре, Перми, Башкирии и т.д. Нельзя забывать, что ракеты перевозили, ремонтировали, переснаряжали и т.д., и все это на суше, вблизи промышленных мощностей, где этот гептил и производили. Про аварии с этими высокотоксичными компонентами и про информирование органов гражданской власти, ГО (МЧС) и населения — кто знает, тот расскажет больше.
Необходимо помнить места производства и испытания двигателей находятся не в пустыне: Воронеж, Москва (Тушино), завод «Нефтеоргсинтез» в Салавате (Башкирия) и т.д.
На боевом дежурстве в РФ находится несколько десятков МБР Р-36М, УТТХ/Р-36М2.
И много ещё УР-100Н УТТХ с гептильной заправкой.
Отстаём мы несколько в РДТТ и особенно в БРПЛ:
Хроника мучений «Булавы» до 2010.
Поэтому для ПЛАРБ будет использоваться лучшая в мире (по энергетическому совершенству, и вообще шедевр) БРПЛ Р-29РМУ2.1 /ОКР Лайнер: на АТ+НДМГ.
Да, можно возразить, уже давно в РВСН и ВМФ применяется ампулизация и многие проблемы решены: хранение, эксплуатация, безопасность личного состава и боевого расчёта.
Но использовать конверсионные МБР для коммерческих запусков - «опять те же грабли».
Старые (истёк гарантированный срок хранения) МБР, БРПЛ, ТР и ОТР хранить вечно-тоже нельзя. Где этот консенсус и каким образом его изловить - я точно не знаю, но и к М.С. Горбачёву обращаться не рекомендую.
Стартовые комплексы РН “Космос-1” и “Космос-3М” создавались на базе комплексов баллистических ракет Р-12 и Р-14 без существенных доработок по ее связям с наземным оборудованием. Это обусловило наличие на стартовом комплексе множества ручных операций, в том числе на заправленной компонентами топлива РН. В последующем многие операции были автоматизированы и уровень автоматизации работ на комплексе РН “Космос-3М” уже составляет более 70%.
Однако некоторые операции, в том числе повторное подсоединение заправочных коммуникаций для слива топлива в случае отмены пуска, выполняются вручную. Основными системами СК являются системы заправки компонентами топлива, сжатыми газами и система дистанционного управления заправкой. Кроме того, в составе СК имеются агрегаты, уничтожающие последствия работы с токсичными компонентами топлива (дренируемые пары КРТ, водные растворы, образующиеся при различного рода смывах, промывках оборудования).
Основное оборудование систем заправки – емкости, насосы, пневмогидросистемы – размещаются в железобетонных сооружениях, заглубленных в землю. Хранилища КРТ, сооружение для сжатых газов, система дистанционного управления заправкой располагаются на значительных расстояниях друг от друга и стартовых устройств в целях обеспечения их сохранности в аварийных случаях.
На стартовом комплексе РН “Циклон” автоматизированы все основные и многие вспомогательные операции.
Работает аварийно-спасательная группа. Не на всех спасателей хватило средств защиты. В смертельно ядовитой среде пожара некоторые работали даже без противогазов, в обычных серых шинелях.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАРНЯМ. БЫЛИ ЖЕ ЛЮДИ...
Наказывать никого не будем, все виновные уже наказаны
/Председатель правительственной комиссии Л.И. Брежнев
Первоисточники:
Методология экспериментальной отработки ЖРД и ДУ, основы проведения испытаний и устройства испытательных стендов: монография [Электронный ресурс] /А.Г. Галеев, В.Н. Иванов, А.В. Катенин, В.А. Лисейкин, В.П. Пикалов, А.Д. Поляхов, Г.Г. Сайдов, А.А. Шибанов
Колесников, С.В. «Окисление несимметричного диметилгидразина (гептила)
и идентификация продуктов его превращения при проливах» Новосибирск: Изд. СибАК, 2014
Дилогия «Звёзды — холодные игрушки» С.В. Лукьяненко
Ракетное топливо как экологическая опасность, из государственного доклада 1995 г., Сообщение UCS-INFO.97, 17 декабря 1996 г.
geektimes.ru/post/243763 (Виталий Егоров@Zelenyikot)
«ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕПТИЛА – СВЕРХТОКСИЧНОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА. ХРОНИКА СОБЫТИЙ» Пермское городское отделение Союза «За химическую безопасность» 2008 г.
Использованы данные, фотографии и видео:
www.leninsk.ru
www.ekologia-ra.ru/osobye-vidy-vozdejstviya-na-okruzhayuschuyu-sredu/raketno-kosmicheskaya-deyatelnost
www.militaryrussia.ru
www.meganorm.ru
www.americaspace.com
www.novosti-kosmonavtiki.ru
www.spaceflightnow.com
www.sl-24.ru
www.topwar.ru
www.npoenergomash.ru/encikloped/media
www.vakhnenko.livejournal.com/182895.html
www.youtu.be
www.epizodsspace.no-ip.org
www.i.ytimg.com
www.mil.ru
Автор: opus