Свой среди чужих. Топор или ястреб?
Фигурант нашего повествования родом из США. Детище фирмы «Кертисс», истребитель Р-40. Был создан в 1939 году и принял самое деятельное участие в первой фазе Второй мировой войны. Нет такого театра военных действий, где бы не отметился Р-40. Побывал он и у нас.
В наших мемуарах Р-40 значится под двумя именами сразу. «Tomahawk» и «Kittihawk». В Штатах же было еще и третье название, «Warhawk». Разберемся по буквам, тем более что существовало еще и внутреннее название. И шло оно от предка, истребителя «Hawk-75».
Р-40А («Хок 81А»). Производство началось в конце 1939 года с партии из 200 самолетов "Хок 81 А" для Авиакорпуса Армии США с двигателем "Аллисон" В-1710-33 мощностью 1040 л.с. Вооружение состояло из 2-х пулеметов 12,7 мм.
Первые три самолета использовались как прототипы (известны также как YP-40), а последующие машины были поставлены 33-й истребительной эскадрилье, переброшенной в Исландию 25 июля 1941 года.
Р-40В ("Хок 81А-2"). Эти машины уже имели неплохое бронирование кабины и добавились четыре 7,62-мм пулемета в крыльях. Именно эти самолеты в транскрипции британских RAF и назвали "Томахок" (Tomahawk) Mk.IIA, а американские пулеметы заменялись на британские калибра 7,7 мм.
Р-40С ("Хок 81А-3"). Модернизация заключалась в оснащении машины протектированными топливными баками. Именно этот самолет был основным для RAF (обозначение "Томахок" Mk.IIB). А из полученных британцами 945 самолетов 73 были поставлены в СССР.
В боях в Северной Африке выяснилось, что, изрядно потяжелев по сравнению с предыдущими моделями (3658 кг против 3119 кг у Р-40А), Р-40С оказался самым медленным из всех серийных вариантов. Максимальная скорость была всего 528 км/ч на высоте 5000 метров.
Что, собственно, и стало поводом для отправки в СССР.
P-40D ("Хок 87А-2"). Самолет изрядно переработали. Использование нового двигателя "Аллисон" В-1710-39 незначительно увеличило скорость, но крыльевые пулеметы (4 шт.) заменили на 12,7-мм, а носовые пулеметы убрали. Плюс появилась возможность нести бомбу 227 кг или подвесной топливный бак вместимостью 197 литров под фюзеляжем.
Р-40Е ("Хок 87А-3"). Этот самолет назвали "Warhawk", и так стали называть все серии Р-40, которые эксплуатировались в США. В крыло добавили еще один пулемет 12,7 мм, общее количество которых составило шесть штук.
На снимке видно изуродованное крыло Р-40 Хлобыстова.
И это еще не все! Не бросив машину, Хлобыстов благополучно дотянул до аэродрома. Это случилось 8 апреля 1942. В этом же бою еще один таран совершил капитан А. Поздняков. А в марте 1943 два "Киттихаука" из 766-го полка вступили в бой с двенадцатью "Мессершмиттами". Лейтенант Б.Николаев протаранил немца и спасся на парашюте.
Во время Великой Отечественной войны Р-40 состоял на вооружении следующих частей:
126-й ИАП.
В 1941-первой половине 1942 года сражался на Калининском фронте и оборонял воздушные подступы к Москве. В период с 25.10.41 г. по 25.04.42 г. в составе 6 авиакорпуса 126 ИАП выполнил 665 боевых вылетов на прикрытие войск и 319 для защиты Москвы, во время которых было сбито 29 самолетов противника ценой потери 4 своих самолетов и 2 пилотов.
В мае 1942 г. полк был перевооружен на Р-40Е и после переобучения направлен под Сталинград.
Интенсивность воздушных боев была настолько высокой, что даже опытный и хорошо подготовленный полк понес большие потери.
Всего до 13.09.42 г. было выполнено 194 боевых вылета, причем основная часть (163 б/в) приходилась на сопровождение штурмовиков Ил-2. Проведено 29 групповых и 24 индивидуальных воздушных боя, в которых уничтожено 36 самолетов противника (23 Ме-109F, 6 He-111, 3 Ju-88, 1 Me-110, 1 Ju-87, 1 Hs-123 и 1 FW-189). Потери составили 13 самолетов, 7 летчиков не вернулись с боевых заданий и 5 были ранены.
После отвода в тыл 18.09.42 г. полк был перевооружен на Ла-5 и в дальнейшем воевал только на советских типах самолетов.
154-й и 159-й ИАП воевали на Р-40, прикрывая Дорогу жизни под Ленинградом.
154-й ИАП совершил 458 б/в, в которых было сбито 59 самолетов противника. Собственные потери составили 17 самолетов и 8 летчиков.
159-й ИАП. В декабре 1941 года был вооружён истребителями P-40, в конце 1941 — начале 1942 года осуществлял прикрытие станций Жихарево и Войбокало. Также в течение 1942 года действует над населёнными пунктами Кордыня, Погостье, Назия, Малукса, Кобона, Арбузово, Липки, прикрывает коммуникации на Ладожском озере.
Собственно, действует восточнее и южнее Ленинграда и в 1943 году: вылетает в район Пушкина, ведёт воздушные бои над Волховым, в августе 1943 года обеспечивает воздушное прикрытие в ходе Мгинской операции.
Весной 1943 года перевооружён на Ла-5.
147-й ИАП, он же 20-й Гв.ИАП (с 1.04.1942).
Летчики 20 гв.ИАП воевали на Р-40 дольше всех в ВВС — до конца 1943 года, после чего получили «Аэрокобры» P-39N. Общие итоги за 1942-43 гг. не сохранились, известны лишь потери: 28 Р-40 разных моделей в 1942 г. и 26 — в 1943 г., из них 14 — в авариях и катастрофах, 35 сбиты в воздушных боях, 3 — зенитной артиллерией и 1 разбомблен на аэродроме. Судя по сохранившимся результатам отдельных боев, немцы понесли по крайней мере не меньший урон.
Именно в этом полку воевал Герой Советского Союза Хлобыстов.
19 гвардейский ИАП. Интересная особенность полка заключалась в том, что летчики с апреля 1942 года, с момента перевооружения с ЛаГГ-3 использовали два типа самолетов: Р-39 и Р-40.
Боевые действия полк начал 17 мая 1942 г. имея в составе 10 Р-40 (2-я эскадрилья) и 16 Р-39 (1 и 3 эскадрильи). 19 гв. ИАП воевал на Р-40 и Р-39 до осени 1943 года, затем полностью был перевооружен на Р-39N и Q. Отдельно статистика по Р-40 не велась, о боевых успехах можно судить лишь по общим показателям. Так, с 22.6.41 г. по 31.12.43 г. полк произвел 7541 боевой самолето-вылет, сбил 56 Ме-109Е, 43 Ме-109F, 15 Me-109G, 30 Me-110, 7 Ju-88, 9 Ju-87, 1 He-111, 2 Do-215, 5 Hs-126 и 1 Fi-156.
Потери составили 86 самолетов и 46 летчиков (Р-40: сбито в воздушных боях — 13, зенитками — 2, катастрофа — 1, всего 16). Интересно, что в 19 гв.ИАП наблюдался самый низкий в советских ВВС процент небоевых потерь Р-40 (аварии и катастрофы из-за отказа материальной части) — в 14 раз ниже, чем, например, в соседнем 20 гв.ИАП.
На Карельском фронте на Р-40 воевали также 152 и 760 ИАП. Южнее Р-40 стоял на вооружении 46-го, 436-го и 191-го ИАП. Причем, 46-й и 436-й ИАП стали 67 и 68 гвардейскими авиаполками. Воюя на медленных и слабовооруженных Р-40…
Постепенно, с 1943 года, Р-40 стал переводиться в полки ПВО. Да, он уже не мог на равных воевать с новыми «Фокке-Вульфами» и «Мессершмиттами», и было чем его заменить.
В качестве официального мнения о Р-40 в советских ВВС можно привести цитату из «Отчета о боевой работе 4-й воздушной армии за апрель 1943 года»: «…Истребитель «Kittyhawk» по летно-тактическим данным уступает «Airacobra» и Мe-109F,G. Ведет успешный бой с Ме-109 на горизонтальном маневре, но уступает ему на вертикальном. Может успешно выполнять роль перехватчика бомбардировщиков и разведчиков. У летчиков сложилось мнение, что «Kittyhawk» может быть хорошим самолетом при выполнении задач: прикрытие своих войск, сопровождение бомбардировщиков и ведение разведки».
Какой может быть итог? После гор изученных материалов, статей и мнений, сложилось следующее впечатление: Р-40 был весьма и весьма хорош. Да, ему не хватало верткости «Яков», скорости (после 1943 года), надежности и механизмах, но в свое время этот самолет внес свой вклад в нашу Победу.
Ведь при своих недостатках Р-40 обладал и кучей достоинств. И у него было то, чего так не хватало советским самолетам в 1941-42 годах. У нас как бы главным козырем истребителя считались скорость и маневренность. Соглашусь, что это весьма немаловажные слагаемые успеха.
Но Р-40 имел свои «плюсы»: мощное вооружение, неплохую защиту, прочный планер (спасший жизнь не одному летчику при аварийной посадке), комфорт в виде просторной кабины и отличного обзора, отличная радиосвязь, хороший обзор из фонаря с чистыми прозрачными стеклами и большая (до 1100 км) дальность полета.
Это вполне нивелировало недостатки и сделало Р-40 добротным оружием. Особенно в умелых руках.
Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов
А если еще и принять во внимание фактор времени, когда Р-40 прибыл на советско-германский фронт…
Мне кажется, «Ястреб» пришелся весьма кстати. И не один десяток Героев Советского Союза, получивших это звание, летая на Р-40, лучшее тому подтверждение. А то, что он был отличен от принятой у нас концепции истребителя, это не повод говорить о нем как об авиахламе.
По крайней мере, его боевой путь по времени в наших ВВС был длиннее, чем у Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, которые, по некоторым мнениям, были намного лучше Р-40.
Использованные материалы:
Романенко В. Р-40 в советской авиации.
Котельников В.Р., Лейко О.Ю., Вахламов В.С. P-40 на советско-германском фронте.
Котельников В.Р., Лейко О.Ю. «Томагауки» в СССР.
Сафронов С.В. «Томагавки» в ВВС РККА.
http://www.airwar.ru
Автор: Роман Скоморохов