Девять миллионов в «кафале». Решит ли Эр-Рияд проблему мигрантов?
О радикальном решении проблемы иностранных мигрантов недавно заговорили в одной из самых «жестких» в политико-правовом отношении стран мира — в Саудовской Аравии. Не только европейские демократии в последние десятилетия стали целью массовой миграции из слаборазвитых стран Азии и Африки. Нефтеносные государства Персидского залива давно обладают большим притяжением для трудовых мигрантов. В первую очередь, это связано со спросом на рабочую силу, который до недавнего времени был очень высоким в арабских монархиях, отличающихся небольшой численностью коренного населения.
Депутат Садка Фадель предложил депортировать из Саудовской Аравии 5 млн иностранных трудовых мигрантов. Предложение политика в настоящее время рассматривается Консультационной ассамблеей страны. Садка Фадель объясняет необходимость депортации значительного количества иностранцев теми же соображениями, что и европейские противники миграции — он считает, что мигранты могут потребовать предоставления им саудовского гражданства, а это — первый шаг к серьезной политической и социальной трансформации государства.
Миграция в страны Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, началась еще в 1970-е годы, в связи с активной разработкой нефтяных месторождений. Привлечению мигрантов способствовали не только потребность нефтяных компаний в большом количестве рабочих и обслуживающего персонала, но и специфика саудовского общества, в котором женщины практически не работали, а мужчины считали для себя зазорным выполнение целого ряда работ. Так в стране стали появляться многочисленные иностранные трудовые мигранты, которые за несколько десятилетий составили едва ли не большинство саудовских наемных работников. К 2010 году мигранты составляли 30% от всего населения Саудовской Аравии. Несмотря на то, что по саудовским законам они фактически лишены любых прав, находясь в полном распоряжении своих работодателей, наличие столь многочисленного иностранного субстрата в населении страны неизбежно влечет за собой социальные и политические проблемы. Рано или поздно мигранты, которые делают основную часть не только тяжелой и неквалифицированной, но и вообще любой работы, начинают задумываться о том, почему они не имеют никаких прав. С другой стороны, коренные саудовцы все больше недовольны безработицей, которая стала главной проблемой молодых граждан страны. Саудовская молодежь просто не может найти себе работу — все рабочие места заняты менее притязательными мигрантами, дешево обходящимися своим хозяевам.
Основная масса мигрантов прибыла в Саудовскую Аравию из стран Южной и Юго-Восточной Азии и Восточной Африки. Это филиппинцы и шри-ланкийцы, пакистанцы и бангладешцы, эфиопы и сомалийцы. Кроме того, в Саудовской Аравии всегда были многочисленны диаспоры и выходцев из других арабских стран — Йемена, Египта, Палестины, Ирака. Но многомиллионный костяк мигрантов составляют именно южные азиаты. Они работают на стройках, нефтяных вышках, на транспорте, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку вплоть до последнего времени саудовские женщины практически не работали, в страну прибывали тысячи медсестер, продавщиц, горничных из Шри-Ланки и Филиппин.
Для трудовых мигрантов в странах Персидского залива всегда существовали очень жесткие условия проживания и поведения. Еще в 1969 году был принят закон, в соответствии с которым иностранный трудовой мигрант может получить визу в Саудовскую Аравию только при наличии «поручительства» саудовского гражданина. Так сформировалась система «кафала», при которой за иностранных трудовых мигрантов отвечают «пригласившие» их саудовцы. Они обязаны оформлять иностранным работникам вид на жительство и трудовую карту. Но многие работодатели предпочитают это не делать, поэтому огромное количество иностранных работников фактически являются нелегалами. Кроме того, даже те из них, кто работает легально, со всеми необходимыми документами, находятся практически в полной зависимости от своих работодателей. Без их разрешения они не могут менять место жительства, место работы и даже покидать пределы Саудовской Аравии. Кафала предусматривает, что в течение срока контракта гастарбайтер должен находиться под полным контролем своего «хозяина». У него забирают документы, он лишается возможности самостоятельной аренды жилья, получения водительских прав и т.д. Это делается не только из-за стремления закабалить иностранного работника, но и из-за соображений безопасности, в том числе политической, поскольку саудовские власти прекрасно понимают, что огромная масса иностранных работников, живущих в крайне стесненных условиях и получающих весьма скромные деньги, является потенциально взрывоопасным контингентом. Таким образом, гастарбайтеры в Саудовской Аравии фактически находятся на положении крепостных. Естественно, что в современном мире такой пережиток средневековых традиций воспринимается все тяжелее, в том числе и самими мигрантами.
Присутствие большого количества иностранных мигрантов в стране, даже несмотря на суровые саудовские законы, создает для страны массу проблем, способных в совокупности привести к социальному взрыву, а то и к полной смене политического режима в государстве. Рассмотрим их по порядку.
Во-первых, это сохранение высокой социальной напряженности среди коренного населения, особенно молодежи. Дешевая рабочая сила мигрантов рассматривается предпринимателями как более выгодная. В результате около 30% молодых саудовцев не имеют работы. Учитывая, что в Саудовской Аравии сохраняется относительно высокая рождаемость, эта проблема носит очень серьезный характер. С каждым годом трудоспособной молодежи становится все больше, а рабочими местами власть и компании ее обеспечить не в состоянии. Ведь саудовское процветание построено не только на нефтяном изобилии, но и на использовании полурабского дешевого труда южноазиатских и африканских мигрантов, которые в среднем работают за 300-400 долларов в месяц. Саудовские граждане за такие деньги работать не хотят, а более высокие заработные платы им никто предлагать и не собирается — бизнесмены заботятся, в первую очередь, о собственной выгоде, даже если прикрывают эту заботу рассуждениями о патриотизме. Фактически частный сектор экономики вообще не стремится принимать на работу представителей коренного населения страны — две трети работающих саудовцев трудятся на государственной службе. Но мест в силовых структурах и правительственном аппарате на всех не хватает.
С другой стороны, огромная часть саудовской молодежи не обладает ни должным уровнем квалификации и образования, ни деловыми качествами, которые бы позволяли ей работать в частных компаниях. Многие предприниматели вынуждены приглашать на работу иностранцев, поскольку саудовцы просто не будут эту работу выполнять, либо не справятся со своими профессиональными обязанностями. Это тоже очень большая проблема, но власти страны об ее преодолении, похоже, не задумываются. Ведь до недавнего времени даже в вооруженных силах страны было очень много иностранцев — и речь идет не только о военных специалистах высокой квалификации, но и об обычных военнослужащих. Однако затем Саудовская Аравия все же отказалась от набора на военную службу иностранных граждан, хотя ее соседи — Катар, Оман, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, — в силу куда меньшей численности коренного населения, вынуждены до сих пор пользоваться услугами иностранных военных специалистов и наемников из стран Южной Азии и некоторых арабских государств.
Депутат Садка Фадель предложил депортировать из Саудовской Аравии 5 млн иностранных трудовых мигрантов. Предложение политика в настоящее время рассматривается Консультационной ассамблеей страны. Садка Фадель объясняет необходимость депортации значительного количества иностранцев теми же соображениями, что и европейские противники миграции — он считает, что мигранты могут потребовать предоставления им саудовского гражданства, а это — первый шаг к серьезной политической и социальной трансформации государства.
Миграция в страны Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, началась еще в 1970-е годы, в связи с активной разработкой нефтяных месторождений. Привлечению мигрантов способствовали не только потребность нефтяных компаний в большом количестве рабочих и обслуживающего персонала, но и специфика саудовского общества, в котором женщины практически не работали, а мужчины считали для себя зазорным выполнение целого ряда работ. Так в стране стали появляться многочисленные иностранные трудовые мигранты, которые за несколько десятилетий составили едва ли не большинство саудовских наемных работников. К 2010 году мигранты составляли 30% от всего населения Саудовской Аравии. Несмотря на то, что по саудовским законам они фактически лишены любых прав, находясь в полном распоряжении своих работодателей, наличие столь многочисленного иностранного субстрата в населении страны неизбежно влечет за собой социальные и политические проблемы. Рано или поздно мигранты, которые делают основную часть не только тяжелой и неквалифицированной, но и вообще любой работы, начинают задумываться о том, почему они не имеют никаких прав. С другой стороны, коренные саудовцы все больше недовольны безработицей, которая стала главной проблемой молодых граждан страны. Саудовская молодежь просто не может найти себе работу — все рабочие места заняты менее притязательными мигрантами, дешево обходящимися своим хозяевам.
Основная масса мигрантов прибыла в Саудовскую Аравию из стран Южной и Юго-Восточной Азии и Восточной Африки. Это филиппинцы и шри-ланкийцы, пакистанцы и бангладешцы, эфиопы и сомалийцы. Кроме того, в Саудовской Аравии всегда были многочисленны диаспоры и выходцев из других арабских стран — Йемена, Египта, Палестины, Ирака. Но многомиллионный костяк мигрантов составляют именно южные азиаты. Они работают на стройках, нефтяных вышках, на транспорте, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку вплоть до последнего времени саудовские женщины практически не работали, в страну прибывали тысячи медсестер, продавщиц, горничных из Шри-Ланки и Филиппин.
Для трудовых мигрантов в странах Персидского залива всегда существовали очень жесткие условия проживания и поведения. Еще в 1969 году был принят закон, в соответствии с которым иностранный трудовой мигрант может получить визу в Саудовскую Аравию только при наличии «поручительства» саудовского гражданина. Так сформировалась система «кафала», при которой за иностранных трудовых мигрантов отвечают «пригласившие» их саудовцы. Они обязаны оформлять иностранным работникам вид на жительство и трудовую карту. Но многие работодатели предпочитают это не делать, поэтому огромное количество иностранных работников фактически являются нелегалами. Кроме того, даже те из них, кто работает легально, со всеми необходимыми документами, находятся практически в полной зависимости от своих работодателей. Без их разрешения они не могут менять место жительства, место работы и даже покидать пределы Саудовской Аравии. Кафала предусматривает, что в течение срока контракта гастарбайтер должен находиться под полным контролем своего «хозяина». У него забирают документы, он лишается возможности самостоятельной аренды жилья, получения водительских прав и т.д. Это делается не только из-за стремления закабалить иностранного работника, но и из-за соображений безопасности, в том числе политической, поскольку саудовские власти прекрасно понимают, что огромная масса иностранных работников, живущих в крайне стесненных условиях и получающих весьма скромные деньги, является потенциально взрывоопасным контингентом. Таким образом, гастарбайтеры в Саудовской Аравии фактически находятся на положении крепостных. Естественно, что в современном мире такой пережиток средневековых традиций воспринимается все тяжелее, в том числе и самими мигрантами.
Присутствие большого количества иностранных мигрантов в стране, даже несмотря на суровые саудовские законы, создает для страны массу проблем, способных в совокупности привести к социальному взрыву, а то и к полной смене политического режима в государстве. Рассмотрим их по порядку.
Во-первых, это сохранение высокой социальной напряженности среди коренного населения, особенно молодежи. Дешевая рабочая сила мигрантов рассматривается предпринимателями как более выгодная. В результате около 30% молодых саудовцев не имеют работы. Учитывая, что в Саудовской Аравии сохраняется относительно высокая рождаемость, эта проблема носит очень серьезный характер. С каждым годом трудоспособной молодежи становится все больше, а рабочими местами власть и компании ее обеспечить не в состоянии. Ведь саудовское процветание построено не только на нефтяном изобилии, но и на использовании полурабского дешевого труда южноазиатских и африканских мигрантов, которые в среднем работают за 300-400 долларов в месяц. Саудовские граждане за такие деньги работать не хотят, а более высокие заработные платы им никто предлагать и не собирается — бизнесмены заботятся, в первую очередь, о собственной выгоде, даже если прикрывают эту заботу рассуждениями о патриотизме. Фактически частный сектор экономики вообще не стремится принимать на работу представителей коренного населения страны — две трети работающих саудовцев трудятся на государственной службе. Но мест в силовых структурах и правительственном аппарате на всех не хватает.
С другой стороны, огромная часть саудовской молодежи не обладает ни должным уровнем квалификации и образования, ни деловыми качествами, которые бы позволяли ей работать в частных компаниях. Многие предприниматели вынуждены приглашать на работу иностранцев, поскольку саудовцы просто не будут эту работу выполнять, либо не справятся со своими профессиональными обязанностями. Это тоже очень большая проблема, но власти страны об ее преодолении, похоже, не задумываются. Ведь до недавнего времени даже в вооруженных силах страны было очень много иностранцев — и речь идет не только о военных специалистах высокой квалификации, но и об обычных военнослужащих. Однако затем Саудовская Аравия все же отказалась от набора на военную службу иностранных граждан, хотя ее соседи — Катар, Оман, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, — в силу куда меньшей численности коренного населения, вынуждены до сих пор пользоваться услугами иностранных военных специалистов и наемников из стран Южной Азии и некоторых арабских государств.
Автор: ilyaros