Марнские такси

Один из наиболее ярких эпизодов Марнского сражения – переброска на передовую на автомобилях частей французской 7-й пехотной дивизии. Каковы были особенности этой необычной для того времени операции?

К числу сложившихся уже во время Первой мировой войны легенд относятся рассказы о «марнских такси». Начало легенды относится к осеннему вечеру 6-го сентября 1914-го года, когда парижане, не убоявшиеся катившейся с севера лавины немецких войск и не бежавшие из Парижа, с удивлением увидели, как со всех сторон съезжаются пустые такси, образуют длинные колонны и куда-то быстро уезжают, скрываясь в ночной темноте.


2. Генерал Галлиени.

Всего предполагалось перевезти 6000 человек - для этого требовалось 1200 автомобилей. Фактически же было перевезено на 50-км расстояние 5 батальонов 103-го и 104-го пехотных полков одной бригады 7-й пехотной дивизии. Другую бригаду той же дивизии (101-й и 102-й пехотные полки) удалось перевезти по железной дороге, которая оказалась целой. Третий батальон 103-го пехотного полка, также поехавший по железной дороге, опоздал на целый день и присоединился к своему полку только на поле боя вечером 8-го сентября.

В то же время часть автомобилей успела за ночь сделать два рейса.

При осуществлении перевозок встретилось немало различных затруднений - например, неожиданная смена места дислокации штаба 6-й армии: из-за этого автомобили сразу не смогли получить задачу. Были и другие шероховатости: автомобильные колонны не смогли сразу найти своих пассажиров, пехотинцы, узнав, что им не надо делать форсированного 50-км марша, с радостью забирались в автомобили и спали в них как убитые - их потом пришлось будить (но какой необычный вид имела автоколонна с храпящим «грузом» на борту).

По пути к фронту автомобили встретились с кавалерией (всадники с заострившимися лицами и суровыми от бессонницы взглядами, лошади с впалыми боками) и ротой самокатчиков (двигавшихся с видом лунатиков). Очевидец отметил, что на фоне этой картины полного истощения и переутомления войск (причем уже в самом начале войны), выигрышно выглядела металлическая автоколонна, равнодушная к вопросам отдыха и питания и готовая ежеминутно проявить максимум энергии. Свидетели этой встречи не могли не задуматься над вопросом механизации войск.

Перевозка 103-го и 104-го пехотных полков, для того чтобы скрыть ее от немецких аэропланов, была проведена в ночь с 7-го на 8-е сентября. На рассвете все автомобили, делавшие второй рейс, а также имевшие мелкие неисправности, отставшие, заблудившиеся и т. д., поспешили к Нантейлю, везя свой все еще спящий «груз».

Каждый шофер спешил приехать побыстрее - такси обгоняли друг друга, ехали по два и по три в ряд. Поднялись тучи пыли. И перед Нантейлем, где находились войсковые обозы, образовалась невообразимая «каша» из автомобилей и обозных телег. В этот момент появился аэроплан с черными крестами - но, к счастью для французов, у немца не было с собой бомб или он уже их истратил ранее. Аэроплан улетел, не причинив вреда, но сообщил своему начальству разведывательные (сильно преувеличенные) сведения о собирающихся у Нантейля французских резервах.

В последующие дни такси также использовались много раз, но уже в меньших масштабах: для перевозки войск, раненых, вновь произведенных офицеров, следующих во фронтовые части, немецких пленных, рабочих для очистки полей боев и т. д.

Фактом является то, что был осуществлен первый и к тому же удачный опыт использования автомобильного транспорта для переброски крупных войсковых масс непосредственно к полю боя.

И когда в свое время потребовалась переброска войск, оружия и снаряжения по грунтовым дорогам к Вердену, уже имелся позитивный опыт - в виде рейда марнских такси. А скромные парижские шоферы в меру своих сил внесли вклад в великую победу на Марне.


Ил. 3. Марнские такси. Плакат.
Автор: OAV09081974