Бронетранспортер «Тип 73» (Япония)
В 1960 году на вооружение Сухопутных сил самообороны Японии был принят первый современный бронетранспортер «Тип 60». Эта машина позволила временно закрыть потребность войск в подобной технике, однако все же не была лишена недостатков. С учетом опыта проектирования, испытаний и эксплуатации первого послевоенного бронетранспортера вскоре начали разработку нового образца подобного назначения. Эта машина была принята на вооружение под обозначением «Тип 73».
Имеющийся БТР «Тип 60» имел ряд характерных недостатков того или иного рода. Он мог защитить экипаж только от пуль стрелкового вооружения, не имел средств защиты от оружия массового поражения и пересекал водные преграды только по бродам. Из-за этого машина даже на момент своего появления далеко не в полной мере соответствовала современным требованиям и рисковала слишком быстро устареть. Подобные проблемы существующего бронетранспортера стали понятны в середине шестидесятых годов, и вскоре это понимание привело к старту нового проекта.
В течение нескольких следующих лет японское военное ведомство проводило испытания новой бронетехники и время от времени выдавало рекомендации по ее совершенствованию. Окончательный облик перспективного бронетранспортера был определен только в начале семидесятых годов. Примерно тогда же военные сделали свой выбор. Перспективная машина марки «Комацу» отличалась меньшей стоимостью при требуемых характеристиках и, как следствие, могла стать предметом заказа. Тем не менее, этот проект был отвергнут. В связи с современными тенденциями развития бронетехники, уже в первой версии технического задания присутствовал пункт об использовании корпуса, изготовленного из алюминиевых сплавов. Стальная машина этому требованию не соответствовала, что и стало одним из главных факторов, определивших выбор заказчика.
В определенный момент проект «Комацу» был закрыт из-за несоответствия техническому заданию и невозможности быстрой и простой доработки. Дальнейшие работы по новой тематике должны были продолжать только конструкторы компании «Мицубиси». В сотрудничестве с другими субподрядчиками они завершили доводку проекта. В начале 1973 года новый бронетранспортер был принят на вооружение Сухопутных сил самообороны под обозначением «Тип 73» – по году начала службы.
Результатом совместной работы компаний Mitsubishi и Kobe Iron Works стало появление броневого корпуса сравнительно простой формы, изготавливаемого из листов алюминиевого сплава. Толщина используемых листов до сих пор не подлежит оглашению, однако известно, что броня машины защищает экипаж и внутренние агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков стрелкового оружия. Есть основания полагать, что используется дифференцированное бронирование с более мощной защитой передней полусферы.
Компоновка корпуса машины «Тип 73» была заимствована из предыдущего проекта «Тип 60». В передней части бронетранспортера помещаются основные агрегаты трансмиссии, позади которых находится отделение управления с рабочими местами экипажа. Позади отделения управления у левого борта поместили моторный отсек, справа от которого находится рабочее место стрелка-пулеметчика. Все прочие объемы отданы под десантное отделение.
В первых версиях проекта предлагалось использование достаточно мощного вооружения. «Главным калибром» перспективного бронетранспортера могла стать автоматическая пушка калибра 20 мм. Тем не менее, в дальнейшем комплекс вооружения был пересмотрен с учетом упрощения и удешевления, а также использования существующих наработок. В итоге все собственное вооружение БТР «Тип 73» фактически было заимствовано из предыдущего проекта. В лобовом листе корпуса, возле места стрелка, поместили шаровую установку с курсовым пулеметом M1919A4 калибра 7,62 мм. Установка позволяла отклонять ствол на 30° в любом направлении. В укладках отделения управления удалось разместить 1000 патронов в нескольких лентах.
На правом люке крыши корпуса помещалась турельная установка для крупнокалиберного пулемета, обеспечивающая круговую горизонтальную наводку и подъем ствола на 60°. На верхней турели монтировался крупнокалиберный пулемет M2HB. Его боекомплект состоял из 500 патронов. Интересной особенностью проекта «Тип 73» был тот факт, что второй стрелок, управляющий крупнокалиберным пулеметом, не включался в состав экипажа.
Повышение основных характеристик в сравнении с бронетранспортером предыдущей модели было получено в том числе за счет увеличения габаритов. Длина БТР «Тип 73» составляет 5,8 м, ширина – 2,8 м, высота по крыше корпуса – 2,2 м. Боевая масса – 13,3 т. Удельная мощность на уровне 22,5 л.с. на тонну дала возможность получить достаточно высокую подвижность. Максимальная скорость машины на шоссе достигает 70 км/ч. Запас хода за счет баков емкостью 450 л – 300 км. Без специальной подготовки бронетранспортер мог преодолевать различные препятствия и пересекать водные преграды вброд.
Командно-штабная машина "Тип 73". Фото Armyrecognition.com
Одним из главных недостатков БТР «Тип 60» была невозможность движения по водоемам вплавь. В новом проекте «Тип 73» эта проблема получила решение, однако поставленные цели были достигнуты неоднозначным способом. Для передвижения по воде бронетранспортер предлагалось оснащать специальными подвесными агрегатами. Одно носовое и два бортовых коробчатых устройства предназначались для достижения приемлемой плавучести. После установки подвесного оборудования бронемашина могла спускаться на воду и, перематывая гусеницы, развивать скорость до 7 км/ч.
В 1973 году перспективный бронетранспортер разработки компании «Мицубиси» был принят на вооружение под обозначением «Тип 73». Вскоре Сухопутные силы самообороны получили первые серийные образцы такой техники. Изначально предполагалось, что будущее массовое производство новых бронемашин позволит постепенно заменить устаревающие БТР «Тип 60», отличающиеся рядом недостатков. Тем не менее, со временем стало ясно, что такие планы реализовать не удастся.
С целью экономии на производстве новой техники было принято решение создать на основе «Типа 73» образцы иного назначения. Первой подобной разработкой стала командно-штабная машина «Тип 73». От исходного бронетранспортера она отличалась переделанным десантным отделением. Стандартную крышу заменили более высокой надстройкой, а внутри корпуса поместили стол для работы с документами, дополнительные радиостанции и другое специальное оборудование.
В соответствии с существующим законодательством, Япония строила бронетранспортеры «Тип 73» только для себя. Подписание экспортных контрактов с последующим выпуском техники для зарубежных заказчиков исключалось. Можно предположить, что при отсутствии подобных ограничений японские БТР вряд ли смогли бы отвоевать заметную долю международного рынка бронетехники.
История службы бронетранспортеров «Тип 73» была типичной для современной военной техники Японии. Страна не имеет права участвовать в вооруженных конфликтах, из-за чего вся ее бронетехника используется только в повседневной службе войск и в различных учениях.
Эксплуатация БТР «Тип 73» продолжается до сих пор. Уже сформированы планы, касающиеся будущей замены такой техники более новыми образцами, однако на их реализацию требуется определенное время, в течение которого существующие бронетранспортеры будут сохраняться в войсках. В 2001 году сообщалось, что из 338 построенных машин «Тип 73» в строю остается 337. Только в начале текущего десятилетия поставки более новой техники позволили начать постепенное сокращение численности старых машин. Сколько времени понадобится для их полной замены – покажет время.
Одной из главных целей проекта бронетранспортера «Тип 73» было создание новой машины, похожей на существующий «Тип 60», но лишенной ее характерных недостатков. Путем изменения конструкции и пересмотра отдельных особенностей комплектации такая задача была решена. Тем не менее, попытка следовать текущим тенденциям привела к созданию слишком сложного и дорогого в производстве корпуса, что негативным образом сказалось на темпах выпуска техники, сокращению серии и невозможности полной замены устаревших машин. При этом следует признать, что более новый бронетранспортер выгодно отличался от предшественника и смог повысить боеспособность пехотных частей. Что касается сохранявшихся проблем и недостатков, то избавляться от них планировалось в следующих проектах.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://militaryfactory.com/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://tanknutdave.com/
http://deagel.com/
Имеющийся БТР «Тип 60» имел ряд характерных недостатков того или иного рода. Он мог защитить экипаж только от пуль стрелкового вооружения, не имел средств защиты от оружия массового поражения и пересекал водные преграды только по бродам. Из-за этого машина даже на момент своего появления далеко не в полной мере соответствовала современным требованиям и рисковала слишком быстро устареть. Подобные проблемы существующего бронетранспортера стали понятны в середине шестидесятых годов, и вскоре это понимание привело к старту нового проекта.
В течение нескольких следующих лет японское военное ведомство проводило испытания новой бронетехники и время от времени выдавало рекомендации по ее совершенствованию. Окончательный облик перспективного бронетранспортера был определен только в начале семидесятых годов. Примерно тогда же военные сделали свой выбор. Перспективная машина марки «Комацу» отличалась меньшей стоимостью при требуемых характеристиках и, как следствие, могла стать предметом заказа. Тем не менее, этот проект был отвергнут. В связи с современными тенденциями развития бронетехники, уже в первой версии технического задания присутствовал пункт об использовании корпуса, изготовленного из алюминиевых сплавов. Стальная машина этому требованию не соответствовала, что и стало одним из главных факторов, определивших выбор заказчика.
В определенный момент проект «Комацу» был закрыт из-за несоответствия техническому заданию и невозможности быстрой и простой доработки. Дальнейшие работы по новой тематике должны были продолжать только конструкторы компании «Мицубиси». В сотрудничестве с другими субподрядчиками они завершили доводку проекта. В начале 1973 года новый бронетранспортер был принят на вооружение Сухопутных сил самообороны под обозначением «Тип 73» – по году начала службы.
Результатом совместной работы компаний Mitsubishi и Kobe Iron Works стало появление броневого корпуса сравнительно простой формы, изготавливаемого из листов алюминиевого сплава. Толщина используемых листов до сих пор не подлежит оглашению, однако известно, что броня машины защищает экипаж и внутренние агрегаты от пуль стрелкового оружия и осколков стрелкового оружия. Есть основания полагать, что используется дифференцированное бронирование с более мощной защитой передней полусферы.
Компоновка корпуса машины «Тип 73» была заимствована из предыдущего проекта «Тип 60». В передней части бронетранспортера помещаются основные агрегаты трансмиссии, позади которых находится отделение управления с рабочими местами экипажа. Позади отделения управления у левого борта поместили моторный отсек, справа от которого находится рабочее место стрелка-пулеметчика. Все прочие объемы отданы под десантное отделение.
В первых версиях проекта предлагалось использование достаточно мощного вооружения. «Главным калибром» перспективного бронетранспортера могла стать автоматическая пушка калибра 20 мм. Тем не менее, в дальнейшем комплекс вооружения был пересмотрен с учетом упрощения и удешевления, а также использования существующих наработок. В итоге все собственное вооружение БТР «Тип 73» фактически было заимствовано из предыдущего проекта. В лобовом листе корпуса, возле места стрелка, поместили шаровую установку с курсовым пулеметом M1919A4 калибра 7,62 мм. Установка позволяла отклонять ствол на 30° в любом направлении. В укладках отделения управления удалось разместить 1000 патронов в нескольких лентах.
На правом люке крыши корпуса помещалась турельная установка для крупнокалиберного пулемета, обеспечивающая круговую горизонтальную наводку и подъем ствола на 60°. На верхней турели монтировался крупнокалиберный пулемет M2HB. Его боекомплект состоял из 500 патронов. Интересной особенностью проекта «Тип 73» был тот факт, что второй стрелок, управляющий крупнокалиберным пулеметом, не включался в состав экипажа.
Повышение основных характеристик в сравнении с бронетранспортером предыдущей модели было получено в том числе за счет увеличения габаритов. Длина БТР «Тип 73» составляет 5,8 м, ширина – 2,8 м, высота по крыше корпуса – 2,2 м. Боевая масса – 13,3 т. Удельная мощность на уровне 22,5 л.с. на тонну дала возможность получить достаточно высокую подвижность. Максимальная скорость машины на шоссе достигает 70 км/ч. Запас хода за счет баков емкостью 450 л – 300 км. Без специальной подготовки бронетранспортер мог преодолевать различные препятствия и пересекать водные преграды вброд.
Командно-штабная машина "Тип 73". Фото Armyrecognition.com
Одним из главных недостатков БТР «Тип 60» была невозможность движения по водоемам вплавь. В новом проекте «Тип 73» эта проблема получила решение, однако поставленные цели были достигнуты неоднозначным способом. Для передвижения по воде бронетранспортер предлагалось оснащать специальными подвесными агрегатами. Одно носовое и два бортовых коробчатых устройства предназначались для достижения приемлемой плавучести. После установки подвесного оборудования бронемашина могла спускаться на воду и, перематывая гусеницы, развивать скорость до 7 км/ч.
В 1973 году перспективный бронетранспортер разработки компании «Мицубиси» был принят на вооружение под обозначением «Тип 73». Вскоре Сухопутные силы самообороны получили первые серийные образцы такой техники. Изначально предполагалось, что будущее массовое производство новых бронемашин позволит постепенно заменить устаревающие БТР «Тип 60», отличающиеся рядом недостатков. Тем не менее, со временем стало ясно, что такие планы реализовать не удастся.
С целью экономии на производстве новой техники было принято решение создать на основе «Типа 73» образцы иного назначения. Первой подобной разработкой стала командно-штабная машина «Тип 73». От исходного бронетранспортера она отличалась переделанным десантным отделением. Стандартную крышу заменили более высокой надстройкой, а внутри корпуса поместили стол для работы с документами, дополнительные радиостанции и другое специальное оборудование.
В соответствии с существующим законодательством, Япония строила бронетранспортеры «Тип 73» только для себя. Подписание экспортных контрактов с последующим выпуском техники для зарубежных заказчиков исключалось. Можно предположить, что при отсутствии подобных ограничений японские БТР вряд ли смогли бы отвоевать заметную долю международного рынка бронетехники.
История службы бронетранспортеров «Тип 73» была типичной для современной военной техники Японии. Страна не имеет права участвовать в вооруженных конфликтах, из-за чего вся ее бронетехника используется только в повседневной службе войск и в различных учениях.
Эксплуатация БТР «Тип 73» продолжается до сих пор. Уже сформированы планы, касающиеся будущей замены такой техники более новыми образцами, однако на их реализацию требуется определенное время, в течение которого существующие бронетранспортеры будут сохраняться в войсках. В 2001 году сообщалось, что из 338 построенных машин «Тип 73» в строю остается 337. Только в начале текущего десятилетия поставки более новой техники позволили начать постепенное сокращение численности старых машин. Сколько времени понадобится для их полной замены – покажет время.
Одной из главных целей проекта бронетранспортера «Тип 73» было создание новой машины, похожей на существующий «Тип 60», но лишенной ее характерных недостатков. Путем изменения конструкции и пересмотра отдельных особенностей комплектации такая задача была решена. Тем не менее, попытка следовать текущим тенденциям привела к созданию слишком сложного и дорогого в производстве корпуса, что негативным образом сказалось на темпах выпуска техники, сокращению серии и невозможности полной замены устаревших машин. При этом следует признать, что более новый бронетранспортер выгодно отличался от предшественника и смог повысить боеспособность пехотных частей. Что касается сохранявшихся проблем и недостатков, то избавляться от них планировалось в следующих проектах.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://militaryfactory.com/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://tanknutdave.com/
http://deagel.com/
Автор: Glenn Witcher