Многоцелевой конвертоплан Ling-Temco-Vought XC-142 (США)

С середины пятидесятых годов американская авиационная отрасль активно занималась различными вариантами летательных аппаратов вертикального взлета и посадки, в т.ч. системами с поворотным крылом. В рамках нескольких последовательно разработанных проектов были проверены как сама возможность строительства конвертоплана типа tiltwing, так и ее перспективы в контексте крупных летательных аппаратов. Получив положительные результаты, можно было начинать разработку полноценной транспортной машины, пригодной для практической эксплуатации. Этот летательный аппарат остался в истории под названием Ling-Temco-Vought XC-142.

Изучив опыт разработки и испытаний конвертопланов Vertol VZ-2 и Hiller X-18, военное ведомство решило, что концепция «тилтвинг» представляет интерес в контексте дальнейшего развития военно-транспортной авиации и может быть реализована в новом проекте. Получившаяся машина могла бы найти применение в войсках и стать удобным средством для переброски войск, не имеющим особых ограничений по параметрам посадочных площадок. В начале 1961 года военные изучили возможности промышленности и определили свои пожелания. В результате этого появился список требований, предъявляемых к новому проекту.


Конвертоплан XC-142 в горизонтальном полете. Фото Airwar.ru


После нескольких изменений и доработок военное ведомство сформировало окончательное техническое задание. Требовалось создать летательный аппарат с поворотным крылом, способный брать на борт до 4,5 т груза и доставлять его на расстояние до 400 км. Максимальная скорость горизонтального полета должна была находиться в пределах 560-740 км/ч, крейсерская – от 460 до 560 км/ч. В соответствии с пожеланиями Корпуса морской пехоты, оговаривалась возможность снижения взлетной массы до 16 т при сохранении радиуса действия не менее 190 км.

Техническое задание было разослано нескольким авиастроительным компаниям. Вскоре Пентагон получил несколько предложений. Изучив полученные документы, военные выбрали наиболее удачный проект. Дальнейшую работу по созданию военно-транспортного конвертоплана должны были проводить компании Vought, Ryan и Hiller. Первая из них имела большой опыт в деле создания и строительства самолетов, а две другие были признанными производителями вертолетной техники. Предполагалось, что совместная работа этих организаций позволит объединить в новом проекте весь имеющийся опыт.

Контракт на разработку нового проекта был подписан в начале 1962 года. В соответствии с этим документом, в 1964 году компании-подрядчики должны были построить и вывести на испытания первый опытный образец новой техники. В дальнейшем требовалось построить еще четыре прототипа.


Взлет с палубы, 28 ноября 1966 г. Фото US Navy


В мае 1967 года первый прототип конвертоплана выполнял свой 148-й испытательный полет. Задание подразумевало подъем на высоту 2440 м с последующим спуском на 915 м. В ходе этих испытаний отрабатывалось применение летательного аппарата в поисково-спасательной операции. Находясь на меньшей высоте, опытный XC-142 внезапно перевернулся через нос. Экипаж ничего не смог сделать, из-за чего машина упала на лес. Разбитый прототип был уничтожен пожаром.

К середине 1967 года пять прототипов под управлением 39 пилотов успели налетать в общей сложности 420 часов. «Тилтвинг» LTV XC-142 показал достаточно высокие характеристики, а также подтвердил возможность решения разнообразных задач. Теперь последнее слово оставалось за заказчиком, который мог принять машину на вооружение и заказать серийное производство.

Тем не менее, этого не произошло. Изучив результаты всех проведенных испытаний, специалисты Пентагона пришли к выводу об отсутствии необходимости в принятии такой техники на вооружение. В существующем виде XC-142 не был лишен технических или иных недостатков, но при этом отличался сложностью и дороговизной. Кроме того, ему с трудом могли бы найти место в структуре военно-транспортной авиации, уже перестроенной под применение самолетов и вертолетов. Машина, имеющая качества обоих классов техники, с трудом вписывалась в существующую систему.

По итогам изучения оригинальной техники было принято решение о дальнейшем развитии военно-транспортной авиации. Задачи, связанные с необходимостью взлета или посадки на небольших площадках, предлагалось решать исключительно при помощи вертолетов: тем более, к этому времени уже появились машины, способные сравниться по грузоподъемности с конвертопланом XC-142. Свойственная вертолетам сравнительно малая скорость полета не рассматривалась в качестве серьезного недостатка. Такие подходы к формированию парка авиационной техники позволяли перевозить людей и грузы, но при этом не были связаны с излишними затратами.


XC-142 в музее. Фото Wikimedia Commons


К моменту принятия решения об отказе от дальнейшего развития проекта в наличии оставалось четыре прототипа XC-142. Вскоре эта техника была передана NASA для проведения новых исследований. Разнообразные тесты и проверки проводились на авиабазе Лэнгли до начала семидесятых годов. Завершение испытаний и выработка ресурса определили дальнейшую судьбу техники. Три конвертоплана отправили на разборку. Только опытный образец №2 избежал этой участи и был передан музею авиабазы Райт-Паттерсон, где и хранится по сей день.

Проект Vought-Ryan-Hiller / Ling-Temco-Vought XC-142 стал первой и последней попыткой авиационной промышленности США довести летательный аппарат типа tiltwing до практической эксплуатации. Используя уже известные идеи и некоторые новые решения, три компании совместными усилиями смогли создать весьма интересный образец, способный решать разнообразные транспортные и иные задачи. Тем не менее, параллельно с работами по проекту XC-142 шло развитие вертолетов. В этой области был достигнут куда более заметный прогресс, из-за чего заказчик в итоге отказался от необычного летательного аппарата. Новые попытки довести до практической эксплуатации конвертоплан-тилтвинг военно-транспортного назначения не предпринимались.


По материалам сайтов:
http://aviastar.org/
http://airwar.ru/
http://aviadejavu.ru/
http://globalsecurity.org/
http://nationalmuseum.af.mil/
Автор: Glenn Witcher