Potez 75: лёгкий ударный самолёт (Франция)

Potez 75 — это легкий ударный самолет, который был разработан во Франции компанией Potez. Самолет создавался в начале 1950-х годов в интересах ВВС Франции, которые не имели в своем составе специализированного самолета для борьбы с различной бронетехникой. Разработкой самолета занимался лично Генри Потез, возглавлявший одноименную компанию. В рамках программы он создал легкий недорогой ударный самолет, который мог нести противотанковое ракетное вооружение. В частности, предполагалось оснастить самолет недавно созданной французской противотанковой ракетой Nord SS.10. В итоге французские военные сделали заказ на 115 машин, однако в 1958 году программа была свернута, был построено всего один экземпляр самолета.

Завершившаяся Вторая мировая стала последним крупным конфликтом в истории человечества, на смену широкомасштабным войнам пришла эра ядерного оружия, которое выступало фактором сдерживания. При этом на первый план во второй половине XX века вышли многочисленные локальные конфликты, а также колониальные войны. В этих условиях в США и Европе приступили к реализации нескольких программ по разработке специфических ударных самолетов, которые получили в США обозначение COIN (Counter-Insurgency, противопартизанские или контрпартизанские). Главной идеей данной программы было создание легкого, дешевого, многофункционального самолета, который можно было бы использовать для поражения малоразмерных и слабозащищенных целей. Такой самолет должен был наносить удары по «мягким», то есть слабо защищенным средствами ПВО целям, осуществлять патрулирование местности, а также выполнять на поле боя функции легкого связного/транспортного самолета.

Реализация данной программы привела к созданию различных боевых летательных аппаратов, предназначенных для борьбы с противником, не обладающим сильной системой ПВО. До начала 1980-х годов именно США и Франция были «локомотивами» в разработке легких штурмовиков по программе COIN. Франция во второй половине XX века стремилась сохранить контроль над своими африканскими колониями, а также Индокитаем, а США использовали подобные самолеты в локальных войнах на территории других стран. К примеру, американский поршневой штурмовик А-1 Skyraider активно использовался американскими военными в Корейской и Вьетнамской войне. При этом для Франции потребность в таких самолетах отпала (потеря колоний). Легкий штурмовик Potez 75 так и не был запущен в серию, а учебно-тренировочные самолет T-28S Fennec, которые активно использовались в Алжире в качестве штурмовиков, были сняты с производства и выведены из эксплуатации.


В августе того же года самолет был передан французским военным для проведения испытаний. Сначала самолет оказался в летно-испытательном центре в Бретиньи, а затем в аналогичном центре в городе Казо. На самолете выполнили серию испытательных полетов, а также провели боевые стрельбы. В Казо не ограничились запуском ПТУРов и проверкой пулемета, здесь также провели запуски НАР и сброс с самолета легких бомб. Самолет характеризовался, как устойчивый в полете, он вполне подходил на роль легкого носителя различных вооружений. В завершении данная машина приняла участие в 20-дневных маневрах на полигоне в Суассонне. Общий налет штурмовика к тому моменту составлял уже около 90 часов при более чем 200 совершенных взлетах-посадках. В ходе испытаний военными были подтверждены основные летно-технические характеристики самолета: максимальная скорость полета составляла 275 км/ч, скороподъемность — 8 м/с. Для взлета самолету было достаточно площадки длиной всего 100 метров, для посадки хватало 75 метров. Это позволяло использовать штурмовик с полевых грунтовых аэродромов и просто подходящих площадок на местности. Осенью 1953 года самолет вернули заводу-изготовителю, где на него установили лобовые бронестекла, а также усилили трехстоечное шасси, снабдив его обтекателями. Также на самолет была нанесена камуфлирующая окраска.

В начале 1954 года рассматривался вопрос отправки самолета в Индокитай для проведения там войсковых испытаний штурмовика в реальных боевых условиях. Однако Анри Потез, хотя и был не против, опасался, что единственный экземпляр будет потерян в боевых действиях. Пока обсуждалась возможность отправки самолета в Индокитай, 7 мая 1954 года капитулировал французский гарнизон в крепости Дьенбьенфу, стало понятно, что войне конец и самолет туда уже не успевает.

В июне-августе 1954 года самолетом заинтересовалось командование армейской авиации Франции (ALAT). Принимая во внимание вооружение самолета и возможность работать практически из боевых порядков сухопутных войск, в ALAT посчитали, что подобный штурмовик может стать эффективным противотанковым средством, способным оперативно реагировать на запросы сухопутных частей. Одновременно с этим командование ВВС Франции предполагало более широкое использование легкого ударного самолета. Опыт колониальных войн показывал, что подобный самолет можно будет использовать для противопартизанской борьбы и решения «полицейских» задач. Войсковые испытания самолета, проведенные ALAT в конце 1954 года, развеяли мнение о том, что с ним легко может управляться любой пилот, обученный выполнять полеты на легкомоторной технике. У привыкших к «Сесснам» и «Пайперам» пилотов освоение более тяжелой машины было сопряжено с большим количеством трудностей, а при посадках произошло несколько небольших поломок. Также в ALAT посчитали, что самолет на подходит для европейского ТВД, отдав предпочтение вертолету S01221 Djinn, с которого также были произведены успешные пуски ПТУР.


В мае 1956 показалось, что самолет ждет светлое будущее. Минобороны Франции подписало с Потезом контракт на поставку 115 легких ударных самолетов Potez 75 для ВВС страны: 15 самолетов установочной серии и 100 самолетов — основной. При этом головной образец необходимо было предоставить военным через 10 месяцев. Установочную серию должно было строить предприятие Потеза, а основную — государственная корпорация SNCAN, которая была объявлена головным субподрядчиком проекта. Пока шла подготовка к выполнению крупного заказа военных, специалисты компании Potez продолжали дорабатывать прототип самолета. Среди прочего был полностью переделан фонарь передней кабины, который теперь обеспечивал оператору практически трехсотградусный обзор. Также сам Анри Потез создал ряд вариантов самолета: разведчик-корректировщик, двухместный учебно-тренировочный, так называемый полицейский и даже сельскохозяйственный вариант.

Время шло, однако работы по самолету не продвигались. К маю 1957 года первый самолет установочной серии так и не был достроен. Причина была достаточно банальной. Францию терзал серьезный политико-экономический кризис, который не в последнюю очередь был связан и с развязанной войной в Алжире. На фоне нехватки финансовых ресурсов ряд оборонных программ был принесен в жертву, такая участь постигла и самолет Potez 75. К тому же, для него нашлась значительно более дешевая альтернатива. США поставили Франции несколько партий учебно-боевых самолетов Т-6 и Т-28, которые после переделки на французских предприятиях, бронировались и вооружались по собственным проектам, что позволяло применять их как легкие ударные машины, которые можно было использовать в локальных войнах.

Таким образом, причин отказа французских военных от легкого ударного штурмовика Potez 75 было несколько. Среди них называют, в частности, аварию опытного экземпляра и сокращение производственных мощностей компании Potez, а также тяжелое политико-экономическое положение Франции, которое привело к свертыванию финансирования многих оборонных программ. Не в последнюю очередь аннулирование контракта было связано с тем, что легкому штурмовику командование армейской авиации предпочло ударные вертолеты. Также стоит отметить, что к концу 1950-х годов Франция лишилась почти всех своих колоний, где подобные самолеты могли использоваться как противопартизанские; вместе с этим отпала и потребность в подобных штурмовиках.


Летно-технические характеристики Potez 75:
Габаритные размеры: длина — 9,15 м, высота — 2,75 м, размах крыла — 13,1 м, площадь крыла — 23,3 м2.
Масса: пустого — 1800 кг, нормальная взлетная — 2500 кг.
Силовая установка — 1 ПД Potez 8D.2 мощностью 450 л.с.
Максимальная скорость — 275 км/ч.
Крейсерская скорость — 225 км/ч.
Посадочная скорость — 110 км/ч.
Скороподъемность — 8 м/с.
Практическая дальность полета — 700 км.
Практический потолок — 8600 м.
Вооружение — 12,7-мм пулемет Browning M2 или 4х7,5-мм пулемета MAC 34/39, до 4-х ПТУР Nord SS.55-10, либо 8 105-мм НАР T-10 на четырех узлах подвески, либо легкие бомбы.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/attack/potez75.html
http://alternathistory.com/zachem-vks-rf-nuzhen-turbovintovoi-shturmovik
http://ru-wunderluft.livejournal.com/141470.html
«Авиация и Время» 2016 № 02 (152) (Юрий Курлин)