Египетский выбор: между военным секуляризмом и религиозным фундаментализмом
Недавние террористические акты в Египте, где 9 апреля 2017 г. смертниками были атакованы православный и коптский христианские храмы в Танте и Александрии, в результате чего погибли 45 человек и свыше 140 человек получили травмы различной степени тяжести, вновь привлекли внимание средств массовой информации к ситуации в этой стране. После свержения президента Хосни Мубарака, правившего страной тридцать лет, политическая ситуация в Египте дестабилизировалась. В стране серьезно возросла активность религиозно-экстремистских и светских радикальных организаций, преследующих свои политические цели и не останавливающихся перед любыми методами, в том числе и перед убийством мирных людей. Ставший в 2014 г. главой государства Абдель Фаттах ас-Сиси обещал защитить Египет и египтян от терроризма, однако пока с этой задачей, как мы видим, египетские власти справиться не могут. Террористические акты становятся все более кровавыми, жертв все больше, а поток новых членов в экстремистские организации не прекращается. И связано это не только с социально-экономическими проблемами страны.
Напомним, что послевоенная политическая история Египта — это, в значительной степени, история противостояния сторонников светской и религиозной государственности. Как и в Турции, в Египте вооруженные силы стали главным провозвестником секулярного общества и остаются им, несмотря на существенное влияние религиозных фундаменталистов, вплоть до настоящего времени. Однако, на этом сходство египетской и турецкой модели заканчивается. Турция — куда более развитое государство, а главное — в этой стране есть достаточно многочисленный средний класс, привыкший к современному образу жизни, образованный, ориентированный на модернистские ценности. В Египте такой многочисленной социальной прослойки нет, а есть элита и есть многочисленное население, живущее в бедности или даже в полной нищете. Именно многомиллионные массы бедных и нищих египтян и являются главной социальной базой религиозных фундаменталистов, хотя лидеры последних, разумеется, тоже в большинстве своем выходцы из элиты, точнее — из ее особой прослойки, религиозно-интеллектуальной среды.
Религиозный фундаментализм зародился в Египте в качестве «противовеса» османской имперской идеологии и рассматривал возвращение традиционных исламских ценностей в качестве единственно приемлемого пути развития египетского общества после освобождения от власти Османской империи. Впоследствии религиозные фундаменталисты превратились в главных оппонентов светских арабских националистов, утвердившихся у власти в Египте после революции, свергнувшей монархию. Еще в 1920-х гг. в Египте начался процесс консолидации сторонников религиозно-фундаменталистских взглядов. В 1928 г. была создана организация «Братья-мусульмане» (запрещена в Российской Федерации), у истоков которой стоял Хасан ибн Ахмад аль-Банна (1906-1949), работавший учителем в школе, открытой для рабочих, трудившихся на строительстве Суэцкого канала. Деятельность «Братьев-мусульман» вскоре распространилась на весь Египет, а затем они приобрели сторонников в Палестине и Сирии.
Через тринадцать лет после создания, в 1941 г., БМ насчитывали уже более 60 тысяч активных членов, а к 1948 г. ряды Братства увеличились до 500 тысяч членов. Это был невероятный успех. «Братья-мусульмане» фактически превратились в «государство в государстве». Они создавали собственные школы и больницы, обеспечивали своих сторонников работой, проникали в армию и государственный аппарат. В 1948 г. премьер-министр Махмуд Фами аль-Накраши издал постановление о запрете деятельности братства, после чего уже в декабре 1948 г. был убит сторонниками этой организации. 12 февраля 1949 года в Каире был застрелен Хасан аль-Банна. Его убийцу так и не нашли. Эти события открыли почти семидесятилетнюю историю открытого противостояния крупнейшей в стране религиозно-политической организации и египетского государства.
В 1950 г. фактическим лидером БМ стал философ Сейид Ибрахим Кутб (1906-1966), который не был политическим маргиналом. Прекрасно образованный человек, служивший одно время инспектором Министерства образования, Кутб критиковал западный образ жизни и был категорическим противником его заимствования и распространения в Египте. Уже в 1954 г. деятельность БМ в Египте была запрещена. В 1966 г. Кутба приговорили к смертной казни. Ему вменили в вину участие в покушении на президента Египта Гамаля Абделя Насера. Кстати, последний был наиболее решительным противником БМ. В годы его правления были начаты масштабные репрессии против сторонников этой организации. Они продолжились и после смены власти в стране. Анвар Садат, который поменял политику с просоветской на проамериканскую, в отношении БМ был настроен столь же негативно, как и Насер. Он видел в них опасных конкурентов в борьбе за власть. Хотя БМ рассматривались некоторое время в качестве противовеса египетскому коммунистическому движению, в конечном итоге Садат также активизировал преследования членов этой организации.
«Братья-мусульмане» и другие египетские радикальные организации были очень недовольны проамериканской политикой Садата, особенно после того, как он пошел на нормализацию египетско-израильских отношений. Негативное отношение к внутренней и внешней политике президента и стало главной причиной организации его убийства на военном параде в 1981 году. Сменивший Садата Хосни Мубарак серьезно укрепил систему внутренней безопасности страны. Учитывая, что Садат был убит группой военнослужащих, сочувствовавших БМ, Мубарак особое внимание уделял борьбе с радикальными взглядами в вооруженных силах. Политика Мубарака была достаточно продуманной. С одной стороны, он смягчил линию государства в отношении оппозиции, выпустив из тюрем ряд оппозиционных политиков, но с другой стороны — ужесточил режим для фундаменталистов, казнив целый ряд участников фундаменталистских организаций.
За это Мубарак еще тридцать пять лет назад, в 1982 году, был приговорен к смерти. Но убить его радикалам так и не удалось. Мубарак сохранял пост президента страны на протяжении тридцати лет. Конец режиму Мубарака положила только «Арабская Весна». Египет стал одной из тех стран арабского мира, где накал протестных выступлений достиг наибольшей температуры. В результате массовых протестов в Каире, Александрии и других городах страны Мубарак был вынужден отказаться от поста главы государства. Но власть смогли сохранить за собой представители военной элиты -Высший совет Вооруженных сил, во главе которого встал фельдмаршал Мухаммед Хусейн Тантави (род.1935), с 1991 года занимавший пост министра обороны и военной промышленности Египта. 30 июня 2012 г. на объявленных в стране президентских выборах победил кандидат религиозно-политических кругов — председатель Партии свободы и справедливости Мухаммед Мурси, в действительности бывший одним из фактических лидеров «Братьев-мусульман». Его победа стала свидетельством той действительной популярности, которой в стране пользуются «Братья-мусульмане». Кандидатуру Мурси поддержала наиболее многочисленная часть населения — консервативно настроенные сельские жители.
Напомним, что послевоенная политическая история Египта — это, в значительной степени, история противостояния сторонников светской и религиозной государственности. Как и в Турции, в Египте вооруженные силы стали главным провозвестником секулярного общества и остаются им, несмотря на существенное влияние религиозных фундаменталистов, вплоть до настоящего времени. Однако, на этом сходство египетской и турецкой модели заканчивается. Турция — куда более развитое государство, а главное — в этой стране есть достаточно многочисленный средний класс, привыкший к современному образу жизни, образованный, ориентированный на модернистские ценности. В Египте такой многочисленной социальной прослойки нет, а есть элита и есть многочисленное население, живущее в бедности или даже в полной нищете. Именно многомиллионные массы бедных и нищих египтян и являются главной социальной базой религиозных фундаменталистов, хотя лидеры последних, разумеется, тоже в большинстве своем выходцы из элиты, точнее — из ее особой прослойки, религиозно-интеллектуальной среды.
Через тринадцать лет после создания, в 1941 г., БМ насчитывали уже более 60 тысяч активных членов, а к 1948 г. ряды Братства увеличились до 500 тысяч членов. Это был невероятный успех. «Братья-мусульмане» фактически превратились в «государство в государстве». Они создавали собственные школы и больницы, обеспечивали своих сторонников работой, проникали в армию и государственный аппарат. В 1948 г. премьер-министр Махмуд Фами аль-Накраши издал постановление о запрете деятельности братства, после чего уже в декабре 1948 г. был убит сторонниками этой организации. 12 февраля 1949 года в Каире был застрелен Хасан аль-Банна. Его убийцу так и не нашли. Эти события открыли почти семидесятилетнюю историю открытого противостояния крупнейшей в стране религиозно-политической организации и египетского государства.
В 1950 г. фактическим лидером БМ стал философ Сейид Ибрахим Кутб (1906-1966), который не был политическим маргиналом. Прекрасно образованный человек, служивший одно время инспектором Министерства образования, Кутб критиковал западный образ жизни и был категорическим противником его заимствования и распространения в Египте. Уже в 1954 г. деятельность БМ в Египте была запрещена. В 1966 г. Кутба приговорили к смертной казни. Ему вменили в вину участие в покушении на президента Египта Гамаля Абделя Насера. Кстати, последний был наиболее решительным противником БМ. В годы его правления были начаты масштабные репрессии против сторонников этой организации. Они продолжились и после смены власти в стране. Анвар Садат, который поменял политику с просоветской на проамериканскую, в отношении БМ был настроен столь же негативно, как и Насер. Он видел в них опасных конкурентов в борьбе за власть. Хотя БМ рассматривались некоторое время в качестве противовеса египетскому коммунистическому движению, в конечном итоге Садат также активизировал преследования членов этой организации.
«Братья-мусульмане» и другие египетские радикальные организации были очень недовольны проамериканской политикой Садата, особенно после того, как он пошел на нормализацию египетско-израильских отношений. Негативное отношение к внутренней и внешней политике президента и стало главной причиной организации его убийства на военном параде в 1981 году. Сменивший Садата Хосни Мубарак серьезно укрепил систему внутренней безопасности страны. Учитывая, что Садат был убит группой военнослужащих, сочувствовавших БМ, Мубарак особое внимание уделял борьбе с радикальными взглядами в вооруженных силах. Политика Мубарака была достаточно продуманной. С одной стороны, он смягчил линию государства в отношении оппозиции, выпустив из тюрем ряд оппозиционных политиков, но с другой стороны — ужесточил режим для фундаменталистов, казнив целый ряд участников фундаменталистских организаций.
За это Мубарак еще тридцать пять лет назад, в 1982 году, был приговорен к смерти. Но убить его радикалам так и не удалось. Мубарак сохранял пост президента страны на протяжении тридцати лет. Конец режиму Мубарака положила только «Арабская Весна». Египет стал одной из тех стран арабского мира, где накал протестных выступлений достиг наибольшей температуры. В результате массовых протестов в Каире, Александрии и других городах страны Мубарак был вынужден отказаться от поста главы государства. Но власть смогли сохранить за собой представители военной элиты -Высший совет Вооруженных сил, во главе которого встал фельдмаршал Мухаммед Хусейн Тантави (род.1935), с 1991 года занимавший пост министра обороны и военной промышленности Египта. 30 июня 2012 г. на объявленных в стране президентских выборах победил кандидат религиозно-политических кругов — председатель Партии свободы и справедливости Мухаммед Мурси, в действительности бывший одним из фактических лидеров «Братьев-мусульман». Его победа стала свидетельством той действительной популярности, которой в стране пользуются «Братья-мусульмане». Кандидатуру Мурси поддержала наиболее многочисленная часть населения — консервативно настроенные сельские жители.
Автор: ilyaros