Bell X-14: экспериментальная модель самолёта вертикального взлёта и посадки
Экспериментальный самолет Bell X-14 был разработан компанией Bell Aircraft по заказу ВВС США в рамках реализации программы, направленной на создание самолета вертикального взлета и посадки. Программа предусматривала возможность отработки новых технологий на практике. Контракт на проектирование и последующую постройку одного экспериментального самолета Bell X-14 был заключен в 1955 году.
Разработка первых самолетов вертолетного взлета и посадки (СВВП) началась в 1950-е годы, после того как был достигнут соответствующий технический уровень турбовинтового и турбореактивного двигателестроения. Развитие технологий привело к тому, что подобные самолеты стали повсеместно востребованы военными. Существенным импульсом для проектирования СВПП послужило и очень широкое распространение в ВВС различных государств скоростных реактивных истребителей с высокими взлетными и посадочными скоростями. Подобные боевые самолеты потребовали наличия длинных взлетно-посадочных полос, обладающих твердым покрытием. Было очевидно, что в случае крупномасштабного военного конфликта значительная часть таких взлетно-посадочных полос (особенно расположенных в прифронтовой полосе) будет выведена противником из строя с использованием различных средств поражения.
По своей конструкции Bell X-14 был цельнометаллическим монопланом со среднерасположенным крылом, трехопорным шасси и двумя турбореактивными двигателями. Крыло экспериментального самолета было прямым. Оно было снабжено элеронами и заимствовано от самолета Beech Bonanza. В фюзеляже располагалась двухместная открытая кабина членов экипажа с расположенными рядом сиденьями пилотов. Кабина защищалась только небольшим ветровым стеклом. Оперение самолета, заимствованное от Beech T-34, было однокилевым, с рулем высоты и рулем направления. Трехопорное шасси с носовой опорой было неубираемым. Все три опоры шасси имели большой ход амортизаторов, что было важно для модели, способной взлетать и садиться в вертикальном режиме.
Силовая установка экспериментального СВВП состояла из двух ТРД General Electric J85-GE-5, которые были установлен рядом друг с другом в носовой части фюзеляжа. Сопла двигателей, находящиеся под центральной частью фюзеляжа, могли поворачиваться, отклоняя таким образом поток газов. Топливо хранилось в двух подвесных баках, располагавшихся под крылом самолета. Управление самолетом при горизонтальном режиме полета производилось при помощи обычных аэродинамических рулей, а при вертикальных режимах полета — с помощью струйной системы управления с реактивными соплами, которые были установлены в хвостовой и носовой частях фюзеляжа, а также на концах крыла. Все они были связаны с расположенной в кабине пилотов колонкой управления и рулевыми педалями.
Переход самолета Bell X-14 от вертикального полета к стандартному для авиации горизонтальному полету выполнялся при помощи постепенного отклонения сопел двигателей назад, при этом возрастала скорость полета, а крыло создавало необходимую подъемную силу. Для перехода самолета в режим вертикальной посадки уменьшалась скорость полета, поток газов отклонялся вперед, обеспечивая таким образом торможение, а тяга двигателей увеличивалась, обеспечивая полет на режиме висения, для совершения вертикальной посадки тяга затем уменьшалась.
Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки Bell X-14 был построен в единственном экземпляре. После завершения цикла заводских испытаний, данный летательный аппарат был передан в распоряжение специалистов NASA. В этой организации модернизированный самолет под обозначениями Bell X-14A и Bell X-14B эксплуатировался вплоть до 1981 года, он использовался для подготовки летчиков на другие типы самолетов вертикального взлета и посадки. Причиной завершения эксплуатации самолета X-14B стала серьезная авария, которая произошла при посадке 29 мая 1981 года. После данной аварии самолет уже не подлежал восстановлению.
Летно-технические характеристики Bell X-14:
Габаритные размеры: длина — 7,62 м, высота — 2,4 м, размах крыла — 10,36 м, площадь крыла — 16,68 м2.
Масса:
пустого самолета — 1406 кг;
максимальная взлетная масса — 1936 кг;
Силовая установка — 2 х ТРД General Electric J85-GE-19 тягой 2х1370 кгс.
Максимальная скорость полета — 277 км/ч;
Практическая дальность — 482 км;
Практический потолок — 6096 м;
Экипаж — 1 человек.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/x14.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4328-eksperimentalnyi-sam.html
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-x-2
Материалы из открытых источников
Разработка первых самолетов вертолетного взлета и посадки (СВВП) началась в 1950-е годы, после того как был достигнут соответствующий технический уровень турбовинтового и турбореактивного двигателестроения. Развитие технологий привело к тому, что подобные самолеты стали повсеместно востребованы военными. Существенным импульсом для проектирования СВПП послужило и очень широкое распространение в ВВС различных государств скоростных реактивных истребителей с высокими взлетными и посадочными скоростями. Подобные боевые самолеты потребовали наличия длинных взлетно-посадочных полос, обладающих твердым покрытием. Было очевидно, что в случае крупномасштабного военного конфликта значительная часть таких взлетно-посадочных полос (особенно расположенных в прифронтовой полосе) будет выведена противником из строя с использованием различных средств поражения.
По своей конструкции Bell X-14 был цельнометаллическим монопланом со среднерасположенным крылом, трехопорным шасси и двумя турбореактивными двигателями. Крыло экспериментального самолета было прямым. Оно было снабжено элеронами и заимствовано от самолета Beech Bonanza. В фюзеляже располагалась двухместная открытая кабина членов экипажа с расположенными рядом сиденьями пилотов. Кабина защищалась только небольшим ветровым стеклом. Оперение самолета, заимствованное от Beech T-34, было однокилевым, с рулем высоты и рулем направления. Трехопорное шасси с носовой опорой было неубираемым. Все три опоры шасси имели большой ход амортизаторов, что было важно для модели, способной взлетать и садиться в вертикальном режиме.
Силовая установка экспериментального СВВП состояла из двух ТРД General Electric J85-GE-5, которые были установлен рядом друг с другом в носовой части фюзеляжа. Сопла двигателей, находящиеся под центральной частью фюзеляжа, могли поворачиваться, отклоняя таким образом поток газов. Топливо хранилось в двух подвесных баках, располагавшихся под крылом самолета. Управление самолетом при горизонтальном режиме полета производилось при помощи обычных аэродинамических рулей, а при вертикальных режимах полета — с помощью струйной системы управления с реактивными соплами, которые были установлены в хвостовой и носовой частях фюзеляжа, а также на концах крыла. Все они были связаны с расположенной в кабине пилотов колонкой управления и рулевыми педалями.
Переход самолета Bell X-14 от вертикального полета к стандартному для авиации горизонтальному полету выполнялся при помощи постепенного отклонения сопел двигателей назад, при этом возрастала скорость полета, а крыло создавало необходимую подъемную силу. Для перехода самолета в режим вертикальной посадки уменьшалась скорость полета, поток газов отклонялся вперед, обеспечивая таким образом торможение, а тяга двигателей увеличивалась, обеспечивая полет на режиме висения, для совершения вертикальной посадки тяга затем уменьшалась.
Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки Bell X-14 был построен в единственном экземпляре. После завершения цикла заводских испытаний, данный летательный аппарат был передан в распоряжение специалистов NASA. В этой организации модернизированный самолет под обозначениями Bell X-14A и Bell X-14B эксплуатировался вплоть до 1981 года, он использовался для подготовки летчиков на другие типы самолетов вертикального взлета и посадки. Причиной завершения эксплуатации самолета X-14B стала серьезная авария, которая произошла при посадке 29 мая 1981 года. После данной аварии самолет уже не подлежал восстановлению.
Летно-технические характеристики Bell X-14:
Габаритные размеры: длина — 7,62 м, высота — 2,4 м, размах крыла — 10,36 м, площадь крыла — 16,68 м2.
Масса:
пустого самолета — 1406 кг;
максимальная взлетная масса — 1936 кг;
Силовая установка — 2 х ТРД General Electric J85-GE-19 тягой 2х1370 кгс.
Максимальная скорость полета — 277 км/ч;
Практическая дальность — 482 км;
Практический потолок — 6096 м;
Экипаж — 1 человек.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/xplane/x14.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4328-eksperimentalnyi-sam.html
http://airspot.ru/catalogue/item/bell-x-2
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok