6x6: промежуточное решение


Одной из самых заметных программ в мире машин конфигурации 6x6 является французская Scorpion, в рамках которой для французской армии разрабатывается перспективный бронетранспортер Griffon

Находясь между колесными боевыми машинами пехоты, чья общая масса в связи с требованиями защиты и огневой мощи сейчас составляет около 30 тонн, и легкими автомобилями 4x4, чаще всего используемыми в качестве патрульных транспортных средств или легких бронетранспортеров, бронемашины 6x6 сохраняют свое значение по большей части как БТР, хотя могут выполнять и другие задачи. Во многих странах мира реализуются программы по модернизации имеющейся бронетехники и новым машинам.

Во Франции в рамках более крупной программы «Scorpion» полным ходом реализуются две основных программы по машинам 6x6 для французской армии. Они разрабатываются и будут производиться консорциумом компаний, состоящим из Nexter Systems, Renault Trucks Defense (RTD) и Thales. Проекты, известные под именами Griffon и Jaguar, довольно сильно отличаются друг от друга, хотя обе машины имеют множество общих компонентов. Jaguar представляет собой разведывательную машину 6x6, оборудованную башней, вооруженной 40-мм пушкой от CTAI с телескопическими боеприпасами и поэтому она выходит за рамки данной статьи. Что касается Griffon, то эта машина заменит нынешние бронетранспортеры VAB во французской армии. Проектом предусмотрено создание варианта БТР с 4 подвариантами плюс еще пять вариантов: санитарный, артиллерийских наблюдателей, пункт управления, инженерный и радиационной, химической и биологической (РХБ) разведки. Модульность конструкции позволит при использовании специальных комплектов переходить с одного варианта на другой. При общей массе 24,5 тонны на бронемашину Griffon устанавливается дизельный двигатель Renault MDE8 мощностью 400 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией.

Оцифровывание является одним из основных элементов программы Scorpion, и поэтому Griffon будет оборудована информационно-управляющей системой SICS, на нее будет установлен дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ) Т1, в настоящее время разрабатываемый компаниями RTD и Safran Electronics & Defense, который сможет принять7,62-мм или 12,7-мм пулеметы или 40-мм автоматические гранатометы. Многие бортовые системы будут закуплены в ограниченных количествах и будут устанавливаться для предварительного обучения и боевой подготовки; машины также будут оборудованы системой встроенного моделирования SEMBA. Немногое известно о защите, которая является одним из слабых мест базовой машины VAB, до сих пор состоящей на вооружении французской армии. Небольшое количество бронетранспортеров VAB было модернизировано в 2010 году по плану модернизации Ultima с целью повышения уровня живучести на афганском театре военных действий. Понятно, что комплект бронирования должен довести уровень защиты Griffon до такого же (если не выше) уровня защиты, как у последнего варианта колесной БМП VBCI 8x8, стоящей на вооружении французской армии.

Этап 1 программы Scorpion, который будет идти до 2023 года, включает производство 780 бронемашин Griffon, общее количество которых к концу Этапа 2 в 2035 году составит 1720 машин. Первые шесть опытных машин Griffon должны быть готовы в 2017 году и в этом же году будет профинансирован первый серийный контракт на 318 машин. Программа Scorpion разбита на два этапа: Этап 1 продлится до 2023 года и включает, как было сказано, 780 бронемашин Griffon, a Этап 2 будет идти до 2035 года, к концу которого будет поставлено еще 940 машин этого же типа. Что касается мобильного минометного комплекса с 81-мм минометом, который получил обозначение МЕРАС, то он будет профинансирован по отдельному контракту на изготовление 54 машин.

Из трех компаний, участвующих в программе Scorpion, только Thales не занимается производством бронемашин 6x6. Компания RTD активно продвигает на рынок свой БТР VAB Mark 3 (Mk 3), тогда как в портфолио Nexter Systems имеется новая бронемашина Titus. RTD, часть Volvo Group Governmental Sales (VGGS), предлагает на рынке модернизированный вариант своего VAB, которому уже исполнилось 40 лет. Французское министерство обороны заказало 4000 машин, кроме того, около 15 стран приобрели в общей сложности более 5000 этих машин, некоторые в варианте 6x6. Боевая масса VAB Mark 3 составляет 20 тонн, из них 4 тонны полезная грузоподъемность, увеличение массы потребовало установки нового двигателя Renault Dxi7 мощностью 340 л.с. По желанию заказчика может быть установлен двигатель Renault MDE8 мощностью 400 л.с. Длина и ширина также увеличились по сравнению с предыдущим вариантом и составляют 6,7 метра и 2,65 метра соответственно. Внутренний объем машины Мк 3 ограничен 13 мЗ, корпус обеспечивает базовую защиту, но его конструкция позволяет принять комплекты дополнительной защиты в зависимости от типа выполняемой боевой задачи. Грузоподъемность позволяет достичь максимально баллистической защиты, соответствующей четвертому уровню STANAG 4569, и противоминной защиты, соответствующей Уровню 3В. В заднем десантном отделении могут разместиться до 10 солдат на энергопоглощающих сиденьях, посадка осуществляется через кормовую аппарель, тогда как водитель и командир имеют две двери по бортам. Чтобы удовлетворить возросшее энергопотребление бортовых систем, в VAB Mark 3 установлен генератор переменного тока на 300 ампер. Архитектура бортовой электроники Battlenet Inside разработки RTD обеспечивает максимальную гибкость при установке подсистем по выбору заказчика. На крышу машины можно установить башню с орудием калибра до 90 мм. Это и было продемонстрировано на выставке Eurosatory, где бронемашина Mark 3 была представлена с двухместной башней CMI Defence CSE 90LP; при этом машина вмещает экипаж два человека и еще шесть пассажиров и может быть идеальным решением машины огневой поддержки бронетранспортеров. Еще одной новинкой на парижской выставке стал амфибийный вариант компании RTD 6x6. Он оборудован волноотражательным щитком и двумя гребными винтами в направляющих насадках, установленными в корме машины; плавучесть обеспечивается дополнительными элементами, увеличивающими не только объем, но и повышающими защиту от кумулятивных снарядов.


В конце 2015 года Южная Корея выбрала колесные машины компании Hyundai Rotem с целью замены гусеничных машин в подразделениях быстрого развертывания; было закуплено около 600 машин в конфигурациях 6x6 и 8x8


Эмиратский бронетранспортер N35 базируется на бронемашине RG35 разработки южноафриканской фирмы Denel Vehicle Systems

Компания Nimr Аutomotive из Абу-Даби разработала бронированную машину 6x6 на базе своего бронетранспортера N35 4x4, который является развитием бронемашины RG35 разработки южноафриканской фирмы Denel Vehicle Systems. Общая масса машины составляет 24 тонны, грузоподъемность 7300 кг (при этом баллистическая защита соответствует второму уровню), она может принять экипаж два человека плюс 10 десантников, также имеется возможность размещения еще двух человек. Машина с установленным слева от водителя двигателем Caterpillar мощностью 600 л.с, соединенным с шестискоростной автоматической трансмиссией, может развить максимальную скорость 105 км/ч. Бронемашина N35 6x6 имеет длину 7,2 метра (на 1,2 метра больше длины варианта 4x4); доступ в машину экипажа и десанта осуществляется через заднюю дверь и через правую боковую дверь. Довольно большая полезная грузоподъемность позволяет повысить уровни баллистической защиты до Level 4 и противоминной до Level 4a/b. В портфолио компании Nimr имеется еще одна машина в конфигурации 6x6, получившая обозначение Hafeet. Общая масса этой машины с установленным двигателем Cummins ISBe 360 мощностью 268 л.с. составляет 15 тонн, полезная грузоподъемность 1850 кг, пассажировместимость до 10 человек. Уровни защиты машины не раскрываются, но заявляется, что они немного ниже уровней защиты бронемашины N35, поскольку ей предписана роль «боевого такси».



Бронемашина Hafeet производства эмиратской компании Nimr Аutomotive


На выставке IDEF 2015 турецкая компания ВМС представила вариант 6x6 своей бронемашины Kirpi. Вариант 4x4 активно эксплуатируется в турецкой армии

На выставке Eurosatory 2016 компания Streit Group представила новую машину 6x6, получившую название Alligator. Шестицилиндровый двигатель Cummins мощностью 400 л.с. расположен впереди справа. Командир размещается за водителем, по бортам десантного отделения установлены по 4 сиденья. Alligator 6x6 имеет длину 6,52 метра, ширину 2,82 метра и высоту 2,77 метра, баллистическая защита соответствует Level 4; по массе и противоминной защите информации не предоставлено. Компания Streit Group уже имеет в своем портфолио машину Varan 6x6 общей массой 20 тонн и полезной грузоподъемностью 2 тонны, ее защита также соответствует четвертому уровню (Level 4). На машине установлен двигатель Caterpillar мощностью 400 л.с. Такой же двигатель установлен на двух других машинах категории MRAP, Fiona и Typhoon. Первая из них имеет защиту Level 3, а вторая защиту, соответствующую Level 4, при этом в Typhoon размещаются до 14 человек.


Alligator компании Streit Group

Использованы материалы:
www.nexter-group.fr
www.baesystems.com
www.governmentalsalesoceania.com
www.fnss.com.tr
www.rheinmetall.com
www.armored-cars.com
www.nimr.ae
www.hyundai-rotem.co.kr
www.bmc.com.tr
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev