Самоходная артиллерийская установка «Тип 99» (Япония)
В середине семидесятых годов прошлого века Сухопутные силы самообороны Японии получили новейшую 155-мм самоходную гаубицу «Тип 75». Эта боевая машина отвечала существующим требованиям и могла решать все поставленные задачи. Более того, такая техника до сих пор остается в частях, продолжает службу и является самой массовой в своем классе. Тем не менее, еще в середине восьмидесятых годов японское командование посчитало, что сухопутной артиллерии требуются новые бронемашины с более мощным вооружением. Подобные предложения вскоре привели к появлению САУ «Тип 99».
Работы по созданию нового образца самоходной артиллерии стартовали в 1985 году. К этому времени Сухопутные силы самообороны успели получить большой опыт эксплуатации существующих машин «Тип 75» и сделать определенные выводы. При всех своих преимуществах в виде высокой мобильности и огневой мощи, имеющийся в войсках образец не был лишен недостатков. Основные претензии касались вооружения и оснащения боевого отделения. Так, военных перестало устраивать имеющееся 155-мм орудие со стволом длиной 30 калибров, не позволявшее получить заметный прирост дальности стрельбы. Средства управления огнем тоже подверглись критике как устаревшие и не удовлетворяющие новым требованиям.
Специально для САУ «Тип 99» компанией «Мицубиси» было разработано бронированное гусеничное шасси с необходимыми характеристиками. В его конструкции использовались определенные идеи и решения, заимствованные из иных проектов. Кроме того, применялись некоторые готовые комплектующие. Одновременно с этим должны были присутствовать серьезные отличия, обусловленные весом всей машины и параметрами отдачи. В частности, характерной чертой нового шасси стала увеличенная длина, повлекшая за собой применение соответствующей ходовой части.
Шасси самоходки «Тип 99» получило сварной броневой корпус с передним трансмиссионным отсеком, позади которого поместили моторное отделение (у левого борта) и рабочее место водителя (справа). Все прочие объемы отдавались под боевое отделение. Машину оснастили сравнительно тонкой гомогенной алюминиевой броней, способной защитить экипаж только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Подобную защиту получил как корпус, так и башня.
Корпус САУ отличается достаточно простой формой, образованной крупными ровными панелями. Лобовая проекция прикрыта тремя листами разных размеров. Верхний установлен с большим наклоном назад, средний незначительно завален вперед, а узкий нижний обеспечивает правильное соединение лба корпуса с днищем. У бортов на нижних листах имеются литые кожухи бортовых передач. Корпус имеет развитые надгусеничные ниши, образованные вертикальными бортами и горизонтальной крышей. Кормовой лист размещен вертикально.
В центральной амбразуре лба башни размещена подвижная маска, предотвращающая повреждение отдельных агрегатов орудийной установки или боевого отделения. Вместе с орудием на цапфах помещен кожух небольшой ширины, выполненный в виде элемента цилиндра. Спереди к нему присоединено продолговатое устройство близкого к квадратному сечения, необходимое для защиты противооткатных устройств. В связи с большими размерами орудия части маски значительно выступают перед лобовым листом башни.
В качестве главного оружия новой самоходки была выбрана нарезная пушка калибра 155 мм, разработанная и выпускаемая компанией «Джапан Стил Уоркс». Орудие имеет ствол длиной 52 калибра, оснащенный развитым дульным тормозом и гидравлическими противооткатными устройствами. Эжектор отсутствует. Около двух третей ствола прикрыто теплозащитным кожухом. В транспортном положении именно на кожух устанавливается хомут удерживающего устройства, предотвращающий перемещения и повреждения ствола. По имеющимся данным, конструкция башни и систем наведения орудия позволяет вести огонь в любом направлении при углах возвышения до 60-65°.
155-мм орудие использует выстрелы раздельного заряжания. По некоторым данным, используются механизмы для автоматической подачи снарядов и зарядов в камору. В течение определенного времени самоходка может показывать скорострельность до 6 выстрелов в минуту. При длительной стрельбе этот параметр может сокращаться вдвое. Допускается использование всех существующих 155-мм боеприпасов, соответствующих стандартам НАТО. В зависимости от поставленной задачи и иных факторов, самоходка может использовать возимый боекомплект, а также принимать выстрелы с грунта или с подвозчика боеприпасов «Тип 99».
Боевая машина «Тип 99» отличается крупными габаритами. Длина самоходки с пушкой вперед достигает 11,3 м, ширина – 3,2 м, высота по крыше – 4,3 м. Боевая масса – 40 т. При удельной мощности порядка 15 л.с. на тонну САУ способна развивать скорость не более 15 км/ч. Запас хода определен в 500 км. Имеется возможность подъема на 30-градусные склоны или на 90-см стенку. Машина пересекает рвы шириной до 2 м. Без подготовки возможно пересечение брода глубиной до 1,2 м.
Самоходная артиллерийская установка «Тип 99» была принята на вооружение Сухопутных сил самообороны Японии в 1999 году, и вскоре появился заказ на производство первых серийных машин. В 2000 году компании Mitsubishi и Japan Steel Works построили первую партию такой техники в составе семи машин. В течение нескольких следующих лет был подписан ряд новых контрактов, в соответствии с которыми строилось не более нескольких самоходок в год. Тем не менее, даже имея ограниченные финансовые возможности, японское военное ведомство смогло заказать значительное количество новой бронетехники.
К настоящему времени, по разным данным, было построено не менее 110-115 боевых машин «Тип 99». Все они поступили в войска и используются артиллерийскими частями нескольких соединений Сухопутных сил самообороны. Выпуск такой техники продолжается, однако войска получают лишь по несколько машин в год. Имеющиеся темпы производства позволили заметно обновить парк самоходной артиллерии, однако пока ситуация не позволяет полностью заменить машины старых моделей.
На момент появления САУ «Тип 99» законодательство Японии запрещало производство вооружений и военной техники для экспортных поставок. В связи с этим ни одна зарубежная страна не смогла заказать подобные машины. Единственным заказчиком и эксплуатантом бронемашин «Тип 99» до сих пор остаются японские Сухопутные силы самообороны. Текущая ситуация не позволяет предполагать, что в будущем японские самоходки смогут попасть в зарубежные армии.
Законодательство также накладывает самые серьезные ограничения на применение Сил самообороны. В связи с этим все имеющиеся бронемашины «Тип 99» эксплуатируются только на территории Японии и участвуют исключительно в учебно-боевых мероприятиях. Вероятность применения такой техники в ходе реального конфликта стремится к нулю.
Одной из целей проекта, в результате которого появилась САУ «Тип 99», было создание нового образца самоходной артиллерии с повышенными характеристиками, выгодно отличающегося от существующей техники. В перспективе новые машины даже могли постепенно заменить имеющиеся. Тем не менее, проект столкнулся с некоторыми трудностями. На разработку, испытания и доводку техники ушло почти полтора десятилетия, а после ее принятия на вооружение промышленности так и не удалось освоить по-настоящему массовый выпуск. Как следствие, самоходки «Тип 75» и «Тип 99» до сих пор эксплуатируются параллельно, а текущая ситуация не позволяет провести полную замену более старых образцов.
Однако необходимо отметить, что на данный момент самоходка «Тип 99» является самым новым и совершенным представителем своего класса, созданным в Японии. Одновременно с этим такая техника пока не может претендовать на звание самой массовой. Так или иначе, пусть даже и с определенным опозданием, японские Силы самообороны смогли получить современную самоходную артиллерийскую установку с достаточно высокими характеристиками. Насколько известно, замена существующих «Тип 99» пока не планируется, их эксплуатация будет продолжаться и в обозримом будущем.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://army-guide.com/
http://deagel.com/
http://zonwar.ru/
Работы по созданию нового образца самоходной артиллерии стартовали в 1985 году. К этому времени Сухопутные силы самообороны успели получить большой опыт эксплуатации существующих машин «Тип 75» и сделать определенные выводы. При всех своих преимуществах в виде высокой мобильности и огневой мощи, имеющийся в войсках образец не был лишен недостатков. Основные претензии касались вооружения и оснащения боевого отделения. Так, военных перестало устраивать имеющееся 155-мм орудие со стволом длиной 30 калибров, не позволявшее получить заметный прирост дальности стрельбы. Средства управления огнем тоже подверглись критике как устаревшие и не удовлетворяющие новым требованиям.
Специально для САУ «Тип 99» компанией «Мицубиси» было разработано бронированное гусеничное шасси с необходимыми характеристиками. В его конструкции использовались определенные идеи и решения, заимствованные из иных проектов. Кроме того, применялись некоторые готовые комплектующие. Одновременно с этим должны были присутствовать серьезные отличия, обусловленные весом всей машины и параметрами отдачи. В частности, характерной чертой нового шасси стала увеличенная длина, повлекшая за собой применение соответствующей ходовой части.
Шасси самоходки «Тип 99» получило сварной броневой корпус с передним трансмиссионным отсеком, позади которого поместили моторное отделение (у левого борта) и рабочее место водителя (справа). Все прочие объемы отдавались под боевое отделение. Машину оснастили сравнительно тонкой гомогенной алюминиевой броней, способной защитить экипаж только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Подобную защиту получил как корпус, так и башня.
Корпус САУ отличается достаточно простой формой, образованной крупными ровными панелями. Лобовая проекция прикрыта тремя листами разных размеров. Верхний установлен с большим наклоном назад, средний незначительно завален вперед, а узкий нижний обеспечивает правильное соединение лба корпуса с днищем. У бортов на нижних листах имеются литые кожухи бортовых передач. Корпус имеет развитые надгусеничные ниши, образованные вертикальными бортами и горизонтальной крышей. Кормовой лист размещен вертикально.
В центральной амбразуре лба башни размещена подвижная маска, предотвращающая повреждение отдельных агрегатов орудийной установки или боевого отделения. Вместе с орудием на цапфах помещен кожух небольшой ширины, выполненный в виде элемента цилиндра. Спереди к нему присоединено продолговатое устройство близкого к квадратному сечения, необходимое для защиты противооткатных устройств. В связи с большими размерами орудия части маски значительно выступают перед лобовым листом башни.
В качестве главного оружия новой самоходки была выбрана нарезная пушка калибра 155 мм, разработанная и выпускаемая компанией «Джапан Стил Уоркс». Орудие имеет ствол длиной 52 калибра, оснащенный развитым дульным тормозом и гидравлическими противооткатными устройствами. Эжектор отсутствует. Около двух третей ствола прикрыто теплозащитным кожухом. В транспортном положении именно на кожух устанавливается хомут удерживающего устройства, предотвращающий перемещения и повреждения ствола. По имеющимся данным, конструкция башни и систем наведения орудия позволяет вести огонь в любом направлении при углах возвышения до 60-65°.
155-мм орудие использует выстрелы раздельного заряжания. По некоторым данным, используются механизмы для автоматической подачи снарядов и зарядов в камору. В течение определенного времени самоходка может показывать скорострельность до 6 выстрелов в минуту. При длительной стрельбе этот параметр может сокращаться вдвое. Допускается использование всех существующих 155-мм боеприпасов, соответствующих стандартам НАТО. В зависимости от поставленной задачи и иных факторов, самоходка может использовать возимый боекомплект, а также принимать выстрелы с грунта или с подвозчика боеприпасов «Тип 99».
Боевая машина «Тип 99» отличается крупными габаритами. Длина самоходки с пушкой вперед достигает 11,3 м, ширина – 3,2 м, высота по крыше – 4,3 м. Боевая масса – 40 т. При удельной мощности порядка 15 л.с. на тонну САУ способна развивать скорость не более 15 км/ч. Запас хода определен в 500 км. Имеется возможность подъема на 30-градусные склоны или на 90-см стенку. Машина пересекает рвы шириной до 2 м. Без подготовки возможно пересечение брода глубиной до 1,2 м.
Самоходная артиллерийская установка «Тип 99» была принята на вооружение Сухопутных сил самообороны Японии в 1999 году, и вскоре появился заказ на производство первых серийных машин. В 2000 году компании Mitsubishi и Japan Steel Works построили первую партию такой техники в составе семи машин. В течение нескольких следующих лет был подписан ряд новых контрактов, в соответствии с которыми строилось не более нескольких самоходок в год. Тем не менее, даже имея ограниченные финансовые возможности, японское военное ведомство смогло заказать значительное количество новой бронетехники.
К настоящему времени, по разным данным, было построено не менее 110-115 боевых машин «Тип 99». Все они поступили в войска и используются артиллерийскими частями нескольких соединений Сухопутных сил самообороны. Выпуск такой техники продолжается, однако войска получают лишь по несколько машин в год. Имеющиеся темпы производства позволили заметно обновить парк самоходной артиллерии, однако пока ситуация не позволяет полностью заменить машины старых моделей.
На момент появления САУ «Тип 99» законодательство Японии запрещало производство вооружений и военной техники для экспортных поставок. В связи с этим ни одна зарубежная страна не смогла заказать подобные машины. Единственным заказчиком и эксплуатантом бронемашин «Тип 99» до сих пор остаются японские Сухопутные силы самообороны. Текущая ситуация не позволяет предполагать, что в будущем японские самоходки смогут попасть в зарубежные армии.
Законодательство также накладывает самые серьезные ограничения на применение Сил самообороны. В связи с этим все имеющиеся бронемашины «Тип 99» эксплуатируются только на территории Японии и участвуют исключительно в учебно-боевых мероприятиях. Вероятность применения такой техники в ходе реального конфликта стремится к нулю.
Одной из целей проекта, в результате которого появилась САУ «Тип 99», было создание нового образца самоходной артиллерии с повышенными характеристиками, выгодно отличающегося от существующей техники. В перспективе новые машины даже могли постепенно заменить имеющиеся. Тем не менее, проект столкнулся с некоторыми трудностями. На разработку, испытания и доводку техники ушло почти полтора десятилетия, а после ее принятия на вооружение промышленности так и не удалось освоить по-настоящему массовый выпуск. Как следствие, самоходки «Тип 75» и «Тип 99» до сих пор эксплуатируются параллельно, а текущая ситуация не позволяет провести полную замену более старых образцов.
Однако необходимо отметить, что на данный момент самоходка «Тип 99» является самым новым и совершенным представителем своего класса, созданным в Японии. Одновременно с этим такая техника пока не может претендовать на звание самой массовой. Так или иначе, пусть даже и с определенным опозданием, японские Силы самообороны смогли получить современную самоходную артиллерийскую установку с достаточно высокими характеристиками. Насколько известно, замена существующих «Тип 99» пока не планируется, их эксплуатация будет продолжаться и в обозримом будущем.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://army-guide.com/
http://deagel.com/
http://zonwar.ru/
Автор: Glenn Witcher