Россия опережает Америку по экспорту истребителей в 2008-2011 гг. и сохранит лидирующую позицию в 2012-2015 гг.
В целом, объем продаж истребителей за период с 2012 – 2015 годы составит 548 единиц на общую сумму 35,77 млрд. дол при условии, что будут выполнены графики поставок по текущим контрактам, проводимым тендерам.
За период 2008-2011 гг. экспорт новых самолетов составил 520 единиц на сумму 30,18 млрд. долларов.
В количественном выражении рост экспортных поставок новых самолетов в 2012-2015 гг. (по сравнению с 2008-2011 гг.) составит 5,38 %, а в стоимостном – 18,52%.
Если говорить о средней потребности в современных многоцелевых истребителях на международном рынке, то в 2008-2011 гг. она составила 130 машин в год. В следующем периоде ежегодный спрос увеличится до 137 машин.
На втором месте по количественному показателю по периоду 2008-2015 гг. стоят Соединенные Штаты Америки (324 истребителя на общую сумму 28,96 миллиардов долларов). Если брать стоимостный показатель, то Америка уверенно держит первое место.
В период с 2008-2011 гг. было экспортировано 185 самолетов на сумму 14,65 млрд. долларов, в период с 2012-2015 гг. объем поставок на данный момент составляет 139 машин стоимостью 14,31 млрд. долларов. Приведенные цифры свидетельствуют о спаде показателей периода 2012-2015 гг. Это объясняется задержкой производства F-35 «Лайтнинг-2», а также с переносом сроков закупки этих истребителей участниками программы. Несмотря на это, на данный момент Америка обладает самым крупным пакетом заказов на период с 2016 года и далее.
На шестом месте стоит Франция за счет первого экспортного заказа на истребители «Рафаль» для индийских ВВС. Франция пока на шестой позиции в рейтинге, так как в рассматриваемый период идет планирование только начальных поставок по этому контракту. Свои дальнейшие перспективы, касающиеся истребителя «Рафаль», компания «Дассо» связывает с ОАЭ, Кувейтом, Бразилией.
Если говорить о категории «тендер», то итоги пока не подведены, однако запланирована закупка 46 истребителей на сумму 2,045 млрд. долл. с поставками в 2014-2015 гг., что значительно не отразится на положении в существующем рейтинге крупнейших мировых экспортеров новых истребителей за период 2012-2015 гг.
При ведении подсчета рынка новых истребителей учитывались только поставки новых машин по контрактам, которые уже были заключены, лицензионные программы, а также запланированные поставки по заявленным программам. В расчет по всем мировым экспортерам новых истребителей взяты только экспортные заказы, а поставки, связанные с внутренним рынком, не учитываются.
Автор: Александр Чернов