Колёсная бронетехника времен Второй мировой. Часть 5. Французский бронеавтомобиль Panhard 178/AMD 35

AMD 35 (Automitrailleuse de Découverte modèle 1935) — французский разведывательный бронеавтомобиль образца 1935 года, машина также довольно широко известна под проектным обозначением Panhard 178. Бронеавтомобиль был создан в 1931-1933 годах специалистами компании «Панар» по заказу, поступившему от французской кавалерии. Изначально создавался на роль разведывательной боевой машины для кавалерийских подразделений. Серийно выпускался во Франции с 1937 года до момента капитуляции страны в 1940 году, всего было собрано 527 бронеавтомобилей данного типа. На момент начала Второй мировой войны бронеавтомобиль AMD 35 был самым современным бронеавтомобилем французской армии, он принимал активное участие в отражении германской агрессии.

В 1931 году командованием французской кавалерии, которая являлась отдельным родом войск, был объявлен конкурс на создание колесного разведывательного бронеавтомобиля. Технические требования к новой бронемашине были сформулированы 22 декабря 1931 года, затем изменены 18 ноября 1932 года и в окончательном виде одобрены только 9 декабря 1932 года. Согласно техническим требованиям это должна была быть колесная бронемашины с четырьмя ведущими колесами, массой около 4 тонн, запасом хода не менее 400 километров и максимальной скоростью хода — 70 км/ч, крейсерская скорость — 40 км/ч, радиус поворота — 12 метров, вооружение должно было быть представлено 20-мм пушкой и одним 7,5-мм пулеметом.

В конкурсе на создание бронеавтомобиля для французской кавалерии приняли участие компании: «Berliet», «Latil», «Panhard» и, по одним данным «Peugeot», по другим — «Renault». Чертежный вариант бронеавтомобиля компании «Panhard», созданный инженером Луи Делагардом, был полностью готов в сентябре 1933 года (конструкторское обозначение бронемашины — «voiture spéciale 178»), он опирался на опыт создания бронеавтомобиля AM 175. Тогда же компании удалось заключить контракт на строительство опытного образца своей боевой машины.


Начиная с 29 июня по 2 декабря 1937 года, в связи с рекламациями серийный бронеавтомобиль AMD 35 из состава 6-го кирасирского полка проходил достаточно длительные испытания. Машина под номером 91688 прошла в ходе испытаний примерно 3,5 тысячи километров. В результате данных испытаний в конструкцию бронеавтомобиля были внесены изменения, повысившие надежность боевой машины. В том же году компания Panhard получила заказ на создание бронированной машины под установку на нее мощной радиостанции ER-27 с дальностью действия до 100-150 километров и двумя радиостанциями ER-26ter с дальностью действия до 60 километров, заказ был выдан службой связи. Планировались, что данные бронеавтомобили будут использоваться в составе командных пунктов крупных войсковых соединений механизированной кавалерии и танковых войск. К началу боевых действий в 1940 году все 24 бронеавтомобиля связи, на которых башня была заменена неподвижной рубкой, находились в форте д'Исси, где они и были захвачены немецкими войсками.

К моменту объявления мобилизации французская армия в сентябре 1939 года имела 11 эскадронов AMD 35 в кавалерийских соединениях — всего 217 бронемашин. С началом Второй мировой войны их реальный выпуск был продолжен, хотя и существенно отставал от запланированных темпов. Исключением был лишь май 1940 года, когда французские предприятия передали военным 98 бронеавтомобилей AMD 35 при плане — 40 машин. Главным образом задержка с выпуском была связана с отсутствием башен АРХ-3. К 17 мая 1940 года не хватало 68 башен, к 22 мая — 61. Последняя производственная ведомость датируется 7 июня 1940 года. К этой дате на заводе Panhard было всего 3 готовых бронеавтомобиля, 55 находились в стадии производства, из них 52 машины не имели башен. Из-за этого 11 дней спустя было принято решение об установке на 21 имеющийся бронеавтомобиль круглой рубки без крыши с 6 бойницами для ведения огня из ручного пулемета. Всего же с начала производства по июнь 1940 года во Франции было выпущено 527 бронемашин AMD 35/Panhard 178 всех типов.

При грамотном использовании данные бронеавтомобили представляли серьезную угрозу для всей немецкой бронетехники, что, однако, не помогло французам, которые потерпели сокрушительное поражение. После капитуляции Франции Германии досталось около 200 легких разведывательных бронеавтомобилей AMD 35, большая часть в исправном состоянии. В дальнейшем немцы очень активно использовали данные бронеавтомобили, получившие у них обозначение z.Spah.204 (f), они поступили на вооружение полевых частей вермахта и войск СС. При этом наибольшее количество бронеавтомобилей со стандартным французским вооружением попало в состав 7-й и 20-й танковых дивизий. Они активно использовались при нападении на Советский Союз. Данные танковые соединения гитлеровцев после взятия Вильнюса повернули на Минск. Еще 43 бронемашины немцы переделали в бронедрезины. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте числились 190 «Панаров» из них до конца года 107 бронемашин были потеряны в боях. При этом на июнь 1943 года вермахт все еще располагал 30 бронемашинами AMD 35 на Восточном фронте и 33 на Западе, часть из них находилась в полицейских частях.


Также французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое чсило бронеавтомобилей данного типа, однако немцы потребовали демонтировать с них 25-мм орудия. Поэтому часть бронеавтомобилей получила вместо пушек второй пулемет. Правда французы в тайне от немцев начали выпуск башен с 25-мм и 47-мм пушками для своих бронемашин AMD 35. В ноябре 1942 года при вторжении немцев в неоккупированную часть Франции эти башни были уничтожены. В дальнейшем бронеавтомобили, доставшиеся им от армии Виши, немцы использовали для поддержания порядка, а часть «Панаров», которые не имели башен, в 1943 году перевооружили 50-мм пушкой KwK L/42, которая была установлена за щитком. Также часть безбашенных бронемашин подверглась легкой модификации — их переквалифицировали в бронированные командные машины.

Производство бронеавтомобилей «Панар» было возобновлено во Франции в 1945 году (по некоторым данным это произошло уже в 1944 году, сразу же после освобождения французской территории). Вновь запущенные в производство бронемашины получили новую башню FL-1, в которой стояла уже 47-мм пушка. Эти боевые машины оставались на вооружении французской армии вплоть до 1960-х годов.

Тактико-технические характеристики AMD 35:
Габаритные размеры: длина — 4790 мм, ширина — 2010 мм, высота — 2290 мм.
Боевая масса — 8,5 т.
Бронирование — от 7 мм (днище/крыша корпуса) до 26 мм (лоб башни/маска орудия).
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с.
Максимальная скорость — 72 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 300 км (по шоссе).
Колесная формула — 4х4.
Вооружение — 25-мм пушка SA 35 и 7,5-мм пулемет Reibel.
Боекомплект — 150 выстрелов и 3750 патронов к пулемету.
Экипаж — 4 человека.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/panhard_178.htm
http://amd-35.narod.ru/AMD35/AMD35_main.htm
http://rroom.livejournal.com/6739.html
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok