Прожекторный танк «E» / T52 (США)

С конца тридцатых годов британская военная промышленность занималась созданием т.н. прожекторных танков. В 1942 году работы в этом направлении начали Соединенные Штаты. С определенного времени американские инженеры занялись разработкой специальной техники на базе серийного среднего танка M4 Sherman. Первая подобная попытка дала неплохие результаты, но не привела к началу перевооружения армии. Развитие оригинальных идей было продолжено. Этот проект прожекторного танка получил названия «E» и, значительно позже, T52.

Первый американский проект прожекторного танка T10 Shop Tractor основывался на британских идеях, ранее реализованных в машинах серии Canal Defence Light. В качестве основы для этой машины был взят средний танк M3 Lee. С него предлагалось снимать штатную башню, на место которой следовало монтировать новый броневой агрегат с прожекторной установкой. Такая бронетехника могла решать поставленные задачи с приемлемой эффективностью, однако не была лишена недостатков. В первую очередь, возникла проблема с перспективами техники. Танк «Ли» устаревал и не в полной мере устраивал военных даже в качестве базы для специальных бронемашин.

В первой половине 1944 года американские военные и инженеры разработали проект прожекторного танка, получившего условное обозначение «E» (также известны названия M4 Leaflet и T10E1). Основой этого образца стал средний танк M4 «Шерман». Вместо родной башни на нем планировалось устанавливать новый броневой колпак с усовершенствованным внутренним оснащением. В имеющемся объеме удалось поместить рабочее место оператора, пулеметную установку и два прожектора большой мощности. В остальном прожекторная машина соответствовала конструкции базового образца.


Схема башни с пушечно-пулеметным вооружением и прожектором


Испытатели отмечали, что обновленный вариант бронемашины «E», оснащенный прожекторной установкой и 75-мм орудием, имеет значительные преимущества перед всеми ранее созданными образцами семейства CDL американской и британской разработки. Современное шасси среднего танка M4 Sherman давало более высокую подвижность, усиленная броня защищала от многих угроз, а максимальная унификация облегчала эксплуатацию. При этом танк мог подсветить цель мощным прожектором и, при необходимости, самостоятельно уничтожить ее выстрелом из орудия M6. По совокупности технических, эксплуатационных и боевых характеристик танк «E» признавался лучшей машиной своего класса.

После успешного прохождения испытаний перспективный прожекторный танк мог быть принят на вооружение и поступить в серийное производство. Тем не менее, проверки завершились только в самом начале лета 1945 года. Боевые действия в Европе к этому времени завершились, а война на Тихом океане уже подходила к концу. В связи с этим командование начало сокращать расходы на создание новых образцов оружия и техники, вследствие чего ряд проектов был закрыт, а некоторые уже одобренные программы отменены.

Вместе с другими проектами под сокращение попал и прожекторный танк нового типа. Запуск серийного производства такой техники посчитали нецелесообразным. Единственный построенный прототип отправили на Абердинский полигон для долговременного хранения. Опытная машина должна была несколько лет простоять на хранении, после чего ее отправили бы на утилизацию ввиду отсутствия реальных перспектив. Вероятно, принимая решение об отправке танка на хранение, военные не думали, что к интересному проекту придется возвращаться в будущем.

Серийное производство танков «E» не было начато. Кроме того, американская армия не имела опыта использования прожекторных машин в реальных конфликтах. Эти факторы могли быть причиной того, что в течение нескольких следующих лет работы по теме специализированных прожекторных танков не велись. Ситуация изменилась только после начала нового вооруженного конфликта.

В 1950 году американское военное ведомство вновь заинтересовалось тематикой танков с собственными прожекторными установками. Исходя из желания получить преимущество перед противником, армия проявляла интерес к различным образцам оружия и техники. Среди прочего, военные вспомнили о закрытом ранее проекте «E». Имевшие место успехи этого проекта привели к его возобновлению.

В том же году стартовали работы по проекту с условным обозначением T52. Его целью было создание обновленной версии ранее разработанного прожекторного танка «E». Обновлять машину планировалось, в первую очередь, при помощи более нового шасси. Новый вариант танка должен был основываться на шасси «Шерман» модели M4A3.

От первого прототипа, строившегося на базе танка M1A1, новый T52 должен был отличаться использованием сварного корпуса со схожими параметрами защиты, 500-сильным бензиновым двигателем Ford GAA, ходовой частью с применением горизонтально расположенных пружин и т.д. Также могли быть обновлены некоторые элементы боевого отделения. В частности, электрические системы можно было переработать с использованием современных изделий.

По некоторым данным, проект прожекторного танка T52 прошел стадию разработки и дошел до строительства опытного образца. При сборке нового прототипа могла использоваться готовая башня, изготовленная в середине сороковых годов и предназначавшаяся для опытного «E». Можно предполагать, что получившийся опытный танк сохранил все положительные особенности предыдущей машины с аналогичным боевым отделением и осветительным оборудованием. Как следствие, он имел определенные шансы поступить на вооружение.

Однако и в этот раз прожекторный танк не смог дойти до серийного производства. При всех своих преимуществах, новая машина T52 имела определенные недостатки экономического характера. Специфической чертой предлагаемого танка было наличие одного мощного прожектора, размещенного под защитой брони. Башня с пушкой и прожектором отличалась высокой стоимостью, беспокоившей потенциального заказчика. В качестве альтернативы светотехническому оборудованию в специальной башне мог рассматриваться 18-дюймовый (457 мм) прожектор, открыто устанавливаемый на серийных башнях танков M4. Подобная аппаратура уже производилась промышленностью и осваивалась войсками, заметно повышая их потенциал в сложных условиях.

Как показали несложные подсчеты, стоимость одного танка T52 равнялась цене закупки и установки 18-дюймовых прожекторов на все боевые машины четырех танковых батальонов. Более дешевая навесная аппаратура проигрывала башенной установке в мощности и дальности подсветки, а также не имела никакой защиты и, как следствие, не отличалась высокой живучестью. Тем не менее, даже при таких недостатках дополнительный внешний прожектор выглядел куда интереснее и выгоднее специальной башни с внутренней прожекторной установкой.

По результатам такого сравнения американское военное ведомство решило обходиться без новых специализированных боевых машин. Оснащение существующей и новой техники собственными внешними прожекторами выглядело более выгодным с точки зрения экономии. Отдельный прожекторный танк T52, в свою очередь, посчитали чрезмерно сложным, неоправданно дорогим и поэтому ненужным. После успешных испытаний, открывавших ему большое будущее, интереснейший проект был закрыт.

Работы по проекту T52 были прекращены уже в 1950 году. Вместе с закрытием проекта было принято принципиальное решение, касавшееся дальнейшего развития боевых бронированных машин. Для обеспечения возможности боевой работы в темное время суток все танки и прочие бронемашины должны были оснащаться собственными прожекторами. Кроме того, к этому времени удалось получить определенные результаты в области приборов ночного видения. Такое оснащение тоже должно было использоваться при создании новой техники. Необходимость в разработке специальных прожекторных танков отпала. T52 стал последним представителем своего класса, созданным в США.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://network54.com/
https://panzerserra.blogspot.fr/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971