Битва за Дунай. Ч. 2

Турецкая Дунайская флотилия из-за ошибок османского командования и неудовлетворительной боевой подготовки экипажа не смогла оказать серьёзного сопротивления русской армии во время форсирования Дуная.

Находившийся у Мачина отряд турецких кораблей особой активности не проявлял, лишь время от времени обстреливал русские позиции. 29 апреля (11 мая) 1877 г. от навесного огня русских браиловских береговых батарей погиб броненосный корвет «Лютфи Джелиль», не имевший бронированной палубы. Он получил одновременно два попадания, из 24-фунтовой пушки и 6-дюймовой мортиры, и после сильного взрыва затонул на 22-метровой глубине. Потопление турецкого корабля стало свидетельством высокого искусства русских артиллеристов. Командованием были награждены: поручик С. И. Самойло (орденом Владимира 4-й степени с мечами) и наводчики рядовые Роман Давидюк и Иван Помпор (знаками Военного ордена).

Гибель «Лютфи Джелиль» деморализовала турок. Дунайская флотилия отошла в глубь Мачинского рукава. Используя благоприятную обстановку, русские моряки заградили минами северный выход из рукава, а также русло Дуная у Браилова. Турецкие корабли были изолированы. В результате русские смогли установить своё судоходство на участке Рени — Браилов. Против вражеских судов, которые укрылись в Мачинском рукаве, решено было действовать минными катерами, предварительно закрыв южный выход. Из-за нехватки мин решили пойти на военную хитрость, демонстративную постановку: с катеров сбрасывали мешки с песком. Османы были введены в заблуждение.


Первые Георгиевские кавалеры войны 1877-1878 годов лейтенанты Дубасов и Шестаков. 1877 год

Таким образом, атаки «Сейфи» стала первым в истории военно-морского искусства успешным примером ночного группового боя минных катеров. Атака производилась под ожесточенным артиллерийским и ружейным огнем противника, в целом беспорядочного, иначе бой мог завершиться иначе. Этот бой свидетельствовал об исключительной выдержке и мужестве русских моряков. За потопление «Сейфи» лейтенанты Дубасов и Шестаков были награждены орденом Георгия 4-й степени. Награды получили все офицеры, участвовавшие в атаке. Нижние чины были отмечены знаками Военного ордена. Успешная атака вражеского корабля с помощью шестовой мины не ограничилась тактическим успехом. Гибель монитора вызвала панику среди личного состава турецкой флотилии и повлияла на весь ход битвы за Дунай. Турки были окончательно деморализованы, их корабли бежали вверх по реке под защиту батарей Силистрии.

5 (17) мая минное заграждение было поставлено у южного выхода Мачинского рукава, 28 мая (9 июня) — севернее Гирсово. В результате весь район Нижнего Дуная от Рени до Гирсово был очищен от противника и контролировался русской армией. Всего на Дунае поставили более 500 мин. 28 мая 1877 года, на рейде румынского порта Сулин катера Макаров взрывом мины-крылатки повредили турецкий броненосец «Иклалие», а 8 июня они потопили там бриг «Османие» и 3 небольших парохода.

Борьба за господство на Среднем Дунае началась с выходом русской армии к реке. Русские начали возводить батареи. Им ставилась задача не допустить прохода турецкой флотилии к району главной переправы и бомбардировать Рущук и Никополь, прикрывать минирование реки. Одновременно моряки приступили к устройству минных заграждений. Действовавший там отряд гвардейского экипажа был разделен на две части для одновременной постановки мин на обоих флангах намеченного участка переправы — у острова Мечка и у деревни Корабия. Попытки противника помешать постановке минных заграждений отражались огнем береговых батарей и атаками минных катеров.

Так, 8 (20) июня противник выслал вооруженный пароход, который открыл по русским минерам огонь. Командир русского отряда катеров капитан 1 ранга М. Д. Новиков дал сигнал «Шутке» атаковать его. Катером командовал лейтенант Н. И. Скрыдлов. В качестве добровольца помощника минера на нем находился русский художник В. В. Верещагин. На полном ходу катер вышел из засады в зарослях камыша, подошёл к правому борту парохода и ударил его шестовой миной позади гребного колеса. Из-за повреждения взрыватель не сработал, а сильное течение прижало катер к вражескому борту так, что минный шест сломался. Опомнившиеся турки стали в упор расстреливать «Шутку» из ручного оружия и ранили командира и одного из матросов. Несмотря на стрельбу с борта парохода, русские моряки смогли упёршись руками в борт парохода оттолкнуть катер и дать задний ход. Русские моряки не смогли уничтожить вражеский корабль, но они дали возможность минерам закончить свою работу по установке заграждений. К середине июня удалось оградить минами участок главной переправы с обоих флангов. Корабли турецкой флотилии были оттеснены под защиту артиллерии Рущука и больше не появлялись в этом районе.

Таким образом, несмотря на неравенство в силах, и наличие у турок сильных «козырей», умелое использование русскими минного оружия, катеров, артиллерии позволило русской армии овладеть великой рекой. Это позволило создать благоприятные условия для форсирования Дуная. Минное оружие выступило самым доступным и сильным оборонительным и наступательным оружием. Английские морские специалисты были уверены в безусловном превосходстве турецкого броненосного флота, считая, что русские моряки, в лучшем случае смогут только обеспечить некоторую защиту своих баз и побережья. Однако русские моряки смогли парализовать действия сильной турецкой Дунайской флотилии и турки не смогли использовать свое преимущество на реке, чтобы сорвать или хотя бы серьёзно задержать наступление русской армии.


Командир 14-й дивизии Михаил Иванович Драгомиров

Переправа главных сил

К 14 (26) июня 1877 года подготовительные мероприятия по форсированию Дуная главными силами русской армии были проведены. Предназначенные для наступления четыре корпуса русской армии (8-й, 9-й, 12-й и 13-й) были сосредоточены в районе севернее и северо-западнее Зимницы. Передовой отряд был готов к переправе. 11-й корпус получил задачу оборонять рубеж Дуная от Зимницы до Калараша, поддерживая связь с Нижнедунайским отрядом.

В полночь с 14 на 15 (26 — 27) июня 1877 года началась посадка войск первого эшелона. Около 2 часов 15 (27) июня началась переправа. В темноте из-за ветра и большой скорости течения движение понтонов расстроилось, и первые две роты высадились несколько западнее ручья Текир-Дере. Около 3 часов эшелон завершил переправы, сбил турецкие посты и занял позицию. С рассветом передовой отряд начал расширять плацдарм. Тем временем к месту переправы подходили турецкие войска от Вардама и Систово. Когда русские войска переходили Текир-Дере и частично вышли на высоты на восточном берегу, они были атакованы противником во фланг и тыл. Русские пошли в штыковую атаку и при поддержке шести горных орудий отбросили врага. Русские солдаты заняли высоты. Однако вскоре турки, усилившись подошедшими подкреплениями, снова атаковали и стали теснить наши войска к ручью. Положение передовых русских отрядов было крайне сложным.

Прибывший в район переправы командир 8-го корпуса генерал-лейтенант Ф. Ф. Радецкий приказал переправить остальные части усиленной дивизии Драгомирова не полными эшелонами, а поротно, по мере возвращения понтонов. Место посадки войск было перенесено на 2 км вниз по реке (против устья Текир-Дере), что ускорило переправу и обеспечило быструю поддержку первому эшелону. Попытка турок помешать переправе артиллерийским огнем успехом не увенчалась. Русские батареи с северного берега Дуная начали обстрел турецких позиций, и сорвали попытку противника вести сосредоточенный огонь по переправлявшимся войскам. В итоге к 6 часам все атаки турецких войск были отбиты и османы отступили. Русские войска захватили и удержали плацдарм.

В 8 часов 30 минут подошел пароход «Аннета» с двумя буксируемыми баржами. Это судно, ранее намеренно затопленное у Никополя, в ночь форсирования было поднято из воды и доставлено в район переправы. Пароход вели моряки гвардейского экипажа. Переброска войск пошла быстрее. Вскоре весь передовой отряд оказался на левом берегу Дуная. Чтобы расширить плацдарм, необходимо было взять Систовские высоты. Эту задачу Драгомиров возложил на 2-ю бригаду 14-й дивизии и 4-ю стрелковую бригаду. 1-я бригада 14-й дивизии обеспечивала плацдарм с юго-востока. Наступление началось около 11 часов и к 15 часам Систово и окружающие высоты были заняты русскими войсками. В этот же день Дунай стали форсировать и главные силы русской армии. К вечеру 15 (27) июня на плацдарме было 29 батальонов и 30 орудий. Утром 16 (28) июня русские войска заняли Вардам.


«Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года». Н. Д. Дмитриев-Оренбургский

По данным А. Б. Широкорада, русские потери составили 748 человек убитыми, утонувшими и ранеными, и два утонувших орудия. Военный историк А. А. Керсновский приводит немногим большую цифру — 1100 человек, из них 320 погибших.

После захвата плацдарма началось сооружение мостов. Необходимые для этого понтоны и другие материалы были доставлены от устья Ольты к Зимнице. Постройка первого моста завершилась 19 июня (1 июля). Мост проходил через о. Адда и состоял из двух частей общей длиной около 1200 м. С 20 июня по нему начали переправляться войска и грузы. Второй мост, выше первого, вступил в строй 29 июня (11 июля). Его назвали верхний. Мост, проходивший через острова Бужиреску и Адда, состоял из трех частей общей длиной свыше 1200 метров. Наводка мостов обеспечила быструю переброску главных сил Дунайской армии.

Таким образом, в целом операция по форсированию Дуная прошла на высоком уровне. Этот опыт длительное время служил успешным примером при изучении методов преодоления крупных водных преград. Успех операции был достигнут благодаря правильному выбору района переправы, мужеству и самоотверженности русских моряков, солдат и офицеров. Личный состав — моряки, артиллеристы, инженеры и пехотинцы, показали высокую боевую выучку. Особую роль сыграли русские моряки. Также стоит отметить ошибки турецкого командования, которое не смогло использовать сильные стороны Дунайского рубежа (большая водная преграда, сильные крепости, Дунайская флотилия).

Автор: Скил