Бронеавтомобиль Panserbil 23 (Норвегия)
Из-за недальновидности командования, скромных финансовых возможностей и ограниченного промышленного потенциала Норвегия на момент нападения Германии располагала, мягко говоря, небольшим парком бронетехники. На вооружении одного из полков имелось три бронеавтомобиля и один танк с пулеметом и без брони. Вполне понятно, что такие «бронетанковые войска» не могли оказать никакого влияния на ход боев. Тем не менее, все имевшиеся машины норвежской армии представляют интерес, как минимум, с точки зрения истории техники. Рассмотрим третью машину серии – Panserbil 23.
Сперва вспомним события, предшествовавшие появлению трех броневиков, в том числе PB 23. В середине тридцатых годов норвежское командование, после долгих лет откровенного игнорирования, решило заняться тематикой боевых бронированных машин. Первым результатом этих работ стало появление опытного танка Rikstanken на базе шведского шасси L-120. Эта машина получила корпус из конструкционной стали и потому не могла участвовать в боях. Кроме того, она показала весьма низкие технические и эксплуатационные характеристики, вследствие чего интерес к бронетехнике пропал на несколько следующих лет.
Только в последних месяцах 1939 года, увидев и оценив результаты польской кампании нацистской Германии, норвежские военачальники осознали необходимость строительства и эксплуатации бронетехники. Вскоре появился заказ на создание первых собственных боевых машин, полностью соответствующих требованиям боевого применения. Возможно, рассматривалась возможность строительства большого числа техники, но в итоге удалось собрать только три броневика, которые к тому же не отличались высокими характеристиками и выдающимися боевыми возможностями.
Все три броневика заказывались в интересах кавалерийских войск. Предполагалось, что на полях будущих сражений бронеавтомобили будут сопровождать атакующих кавалеристов и поддерживать их пулеметным огнем. С учетом текущего состояния сухопутных войск даже три бронемашины могли самым серьезным образом повысить боеспособность. В связи с подобными планами три построенных броневика были переданы одному из кавалерийских подразделений.
По имеющимся данным, в начале 1940 года броневики PB 21, PB 22 и PB 23 отправились служить в 1-й драгунский полк (согласно иным источникам, во 2-й драгунский полк), базировавшийся рядом с г. Осло. После получения техники личный состав полка приступил к освоению необычной материальной части и подготовке будущих экипажей. Кроме того, вскоре броневики были привлечены к учениям, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие самоходных машин, пехоты и кавалерии. Вероятно, итоги таких маневров были учтены при составлении дальнейших планов.
Тем не менее, формирование новых планов и программ развития армии уже не имело смысла. В ночь на 9 апреля 1940 года в Норвегию вторглись войска нацистской Германии. В тот же день драгуны из 1-го полка получили приказ подготовиться к выдвижению на фронт. Ранним утром 10 апреля бойцы покинули часть и отправились в указанный район. По неким неизвестным причинам, полк, взяв с собой различную материальную часть, оставил в гаражах все имевшиеся бронеавтомобили и единственный экспериментальный легкий танк Rikstanken.
Буквально через несколько часов после ухода военнослужащих часть была захвачена противником. Все оставленные образцы военной техники в один момент стали трофеями. Немецкие военнослужащие проявили интерес к норвежским бронемашинам, однако главным его следствием стали многочисленные фотографии на память. Не сталкиваясь с дефицитом боевых бронированных машин, немецкая армия не нуждалась в принятии на вооружение трофейных образцов. Тем не менее, некоторые из них все же нашли применение. Так, бронеавтомобиль Panserbil 22 был незначительно доработан, перекрашен и отправлен на службу в качестве специальной полицейской машины.
Точные сведения о судьбе броневика Panserbil 23 отсутствуют. Захваченные боевые машины не представляли особого интереса для армии гитлеровской Германии, что не способствовало сохранению даже необычных и уникальных образцов. Скорее всего, третья машина серии, которая фактически не была нужна оккупантам, в определенный момент была списана и отправлена на разборку. Так или иначе, броневик PB 23 и два других его собрата были утилизированы до конца Второй мировой войны.
До середины тридцатых годов норвежское командование не видело никакого смысла в строительстве или закупке боевых бронированных машин. Только в 1936 году была предпринята не слишком удачная попытка строительства первого собственного танка, основывавшегося на зарубежном шасси. Неудача этого проекта серьезно ударила по перспективам всего направления, из-за чего до самого конца десятилетия новые попытки создания бронетехники не предпринимались. Известные события на территории Польши заставили норвежских военачальников поменять свое мнение и в срочном порядке начать разработку новых проектов. Тем не менее, оставалось слишком мало времени, и потому было построено лишь три бронеавтомобиля. Немецкая оккупация привела к остановке всех работ в области бронетехники. В итоге машины Panserbil 21 / 22 / 23 оказались не только первыми, но и последними бронеавтомобилями Норвегии. Впоследствии норвежские конструкторы не занимались проектами подобного рода.
По материалам сайтов:
https://aviarmor.net/
http://network54.com/
http://dws-xip.pl/
http://strangernn.livejournal.com/
Сперва вспомним события, предшествовавшие появлению трех броневиков, в том числе PB 23. В середине тридцатых годов норвежское командование, после долгих лет откровенного игнорирования, решило заняться тематикой боевых бронированных машин. Первым результатом этих работ стало появление опытного танка Rikstanken на базе шведского шасси L-120. Эта машина получила корпус из конструкционной стали и потому не могла участвовать в боях. Кроме того, она показала весьма низкие технические и эксплуатационные характеристики, вследствие чего интерес к бронетехнике пропал на несколько следующих лет.
Только в последних месяцах 1939 года, увидев и оценив результаты польской кампании нацистской Германии, норвежские военачальники осознали необходимость строительства и эксплуатации бронетехники. Вскоре появился заказ на создание первых собственных боевых машин, полностью соответствующих требованиям боевого применения. Возможно, рассматривалась возможность строительства большого числа техники, но в итоге удалось собрать только три броневика, которые к тому же не отличались высокими характеристиками и выдающимися боевыми возможностями.
Все три броневика заказывались в интересах кавалерийских войск. Предполагалось, что на полях будущих сражений бронеавтомобили будут сопровождать атакующих кавалеристов и поддерживать их пулеметным огнем. С учетом текущего состояния сухопутных войск даже три бронемашины могли самым серьезным образом повысить боеспособность. В связи с подобными планами три построенных броневика были переданы одному из кавалерийских подразделений.
По имеющимся данным, в начале 1940 года броневики PB 21, PB 22 и PB 23 отправились служить в 1-й драгунский полк (согласно иным источникам, во 2-й драгунский полк), базировавшийся рядом с г. Осло. После получения техники личный состав полка приступил к освоению необычной материальной части и подготовке будущих экипажей. Кроме того, вскоре броневики были привлечены к учениям, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие самоходных машин, пехоты и кавалерии. Вероятно, итоги таких маневров были учтены при составлении дальнейших планов.
Тем не менее, формирование новых планов и программ развития армии уже не имело смысла. В ночь на 9 апреля 1940 года в Норвегию вторглись войска нацистской Германии. В тот же день драгуны из 1-го полка получили приказ подготовиться к выдвижению на фронт. Ранним утром 10 апреля бойцы покинули часть и отправились в указанный район. По неким неизвестным причинам, полк, взяв с собой различную материальную часть, оставил в гаражах все имевшиеся бронеавтомобили и единственный экспериментальный легкий танк Rikstanken.
Буквально через несколько часов после ухода военнослужащих часть была захвачена противником. Все оставленные образцы военной техники в один момент стали трофеями. Немецкие военнослужащие проявили интерес к норвежским бронемашинам, однако главным его следствием стали многочисленные фотографии на память. Не сталкиваясь с дефицитом боевых бронированных машин, немецкая армия не нуждалась в принятии на вооружение трофейных образцов. Тем не менее, некоторые из них все же нашли применение. Так, бронеавтомобиль Panserbil 22 был незначительно доработан, перекрашен и отправлен на службу в качестве специальной полицейской машины.
Точные сведения о судьбе броневика Panserbil 23 отсутствуют. Захваченные боевые машины не представляли особого интереса для армии гитлеровской Германии, что не способствовало сохранению даже необычных и уникальных образцов. Скорее всего, третья машина серии, которая фактически не была нужна оккупантам, в определенный момент была списана и отправлена на разборку. Так или иначе, броневик PB 23 и два других его собрата были утилизированы до конца Второй мировой войны.
До середины тридцатых годов норвежское командование не видело никакого смысла в строительстве или закупке боевых бронированных машин. Только в 1936 году была предпринята не слишком удачная попытка строительства первого собственного танка, основывавшегося на зарубежном шасси. Неудача этого проекта серьезно ударила по перспективам всего направления, из-за чего до самого конца десятилетия новые попытки создания бронетехники не предпринимались. Известные события на территории Польши заставили норвежских военачальников поменять свое мнение и в срочном порядке начать разработку новых проектов. Тем не менее, оставалось слишком мало времени, и потому было построено лишь три бронеавтомобиля. Немецкая оккупация привела к остановке всех работ в области бронетехники. В итоге машины Panserbil 21 / 22 / 23 оказались не только первыми, но и последними бронеавтомобилями Норвегии. Впоследствии норвежские конструкторы не занимались проектами подобного рода.
По материалам сайтов:
https://aviarmor.net/
http://network54.com/
http://dws-xip.pl/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher