Готовься к бою в пляске. История и современность воинских танцев
Боевые и воинские танцы — уникальное явление культуры, соединяющее мир искусства с миром войны. Их история уходит своими корнями в глубокую древность, когда на заре формирования человеческого общества танец обладал ритуальным значением. Сам танец возник из стремления человека выразить свою «включенность» в окружающий мир с помощью ритмичных движений. Еще не появились развитые музыкальные инструменты, а танец уже существовал. Он представлял собой бесписьменный способ передачи информации, очень действенный и эффективный, поскольку движения передавались в особом психофизическом состоянии.
Что представляли собой древние ритуальные танцы, лучше всего в наше время можно узнать на примере танцев африканских бушменов и австралийских аборигенов. Они повторяют движения человека на охоте, во время боя. Тотемические пляски в честь тотема, животного — первопредка, повторяют движения данного животного. Такие пляски могли длиться несколько дней, их участники впадали в особое состояние экстаза. По мере развития человеческого общества совершенствовалось и искусство танца. Движения танцоров становились все более отточенными, иногда лишь отдаленно напоминающими первоначальные прототипы — действия человека при обращении с оружием в бою или на охоте, движения животных. Появлялись более развитые и утонченные музыкальные инструменты, а значит, совершенствовалось и музыкальное сопровождение танца, он становился более зрелищным и насыщенным.
Танец или боевое искусство?
Особое место в танцевальном искусстве народов мира всегда занимали боевые и воинские танцы. Они развивались на стыке танца и боевого искусства и повторяли движения воинов во время битвы. Пожалуй, каждый народ имеет примеры своего боевого танца. Самый известный и распиаренный боевой танец — это капоэйра. Строго говоря, это и танец, и боевое искусство, поскольку капоэйра включает в себя танцевальный и боевой компоненты. Ее развитие происходило в XVII-XIX вв. в Бразилии — в среде чернокожих рабов, вывезенных португальскими работорговцами с Африканского континента. Сегодня капоэйра — национальное достояние Бразилии, а еще относительно недавно, чуть более столетия назад, она была под запретом — как опасное боевое искусство, угрожающее государственному порядку.
Эта воинственная Азия
Другой регион мира, где воинские танцы достигли совершенства — Южная и Юго-Восточная Азия. В индийских штатах Джаркханд и Западная Бенгалия популярен танец «чхау». Сейчас это — красочное зрелище, настоящее представление, очень впечатляющее зрителя, однако боевой компонент в этом танце, безусловно, присутствует. Не случайно даже само название «чхау» может означать «военный лагерь». Танец включает в себя многочисленные прыжки и удары ногами, т.е. вполне пригоден и в качестве тренировки по боевым искусствам.
На Филиппинских островах популярен танец маглалатик, или «танец с кокосами». Несмотря на столь «вкусное» и миролюбивое название, в основе маглалатик — сюжет на военные темы. Танец посвящен борьбе жителей острова Лусон против испанских завоевателей, и многие его движения содержат технику ударов руками и ногами, борцовские захваты. Всемирную известность имеет «хака» — боевой танец маори, коренных обитателей Новой Зеландии. Некогда критиковавшийся христианскими миссионерами, сегодня он с полным правом вошел в число национальных достопримечательностей Новой Зеландии. Его исполняют в вооруженных силах и полиции страны, а также перед началом спортивных соревнований. Это — лишь несколько из популярных воинских танцев, на самом деле практически каждый народ Южной, Юго-Восточной Азии, Океании имеет собственную «боевую» танцевальную традицию.
На другом конце Азии, на Ближнем Востоке, очень популярны танцы с оружием, которые присутствуют в культуре арабов, афганцев, курдов. Например, в Йемене очень большой популярностью пользуются танцы с джамбия — национальными кинжалами. В нашей стране хорошо известно танцевальное искусство жителей Кавказа и Закавказья — армян, грузин, адыгов, дагестанцев.
Боевой гопак и другие
У славян исторически также сложились уникальные танцевальные традиции. Пляски испокон веков были одной из главных составляющих любого праздничного действия. Что касается воинской пляски, то наиболее известным воинским танцем является гопак, сформировавшийся в Запорожской Сечи. Плясали перед началом боя — для поднятия боевого духа, на праздниках — имитируя движения казаков в бою — смену уровня атаки, выпрыгивания и т.д. Некоторые историки называют запорожский гопак боевой системой, не уступающей восточным единоборствам. Это, конечно, преувеличение, но не стоит отрицать значимость гопака в процессе становления казака, его подготовки и усвоения боевых приемов.
Пляска, к которой приучали с детства, была и прекрасной физической тренировкой для последующих занятий боевым искусством. В них закладывались базовые движения, которые позволяли освоить двигательные основы боя. Кроме того, пляски помогали выработать ловкость, отточить движения, развить силу. Например, навыки присядки могли оказать неоценимую службу казаку в бою, спасти ему жизнь в том случае, если он оставался без коня. Ведь он мог очень быстро увернуться от ударов противника, используя полученные во время плясок умения.
Танцы кубанских и терских казаков имеют много общего с танцевальным искусством народов Северного Кавказа. С соседями казаки не только воевали, но и мирно, даже дружественно жили. Происходил взаимный культурный обмен и казаки усваивали многие компоненты культуры соседей, в том числе музыку и танец. Взять, например, знаменитую казачью лезгинку. Танцы с шашками служили для казачьей молодежи прекрасным способом развить быстроту реакции и ловкость движений, что потом играло очень важную роль в бою. Ученые-историки отмечают, что кавказское казачество во многом сформировало свою уникальную философию и систему ценностей, не говоря уже о прикладных компонентах культуры, под влиянием соседних кавказских народов. Произошло уникальное соединение славянского, кавказского, степного компонентов.
Интерес к историческим танцам растет
Сейчас исторические танцы переживают в России настоящий подъем. О том, почему в обществе не угасает интерес к историческим танцам, в том числе воинским, и как происходило формирование воинских танцев, автору статьи рассказала художественный руководитель и директор танцевальной школы KILIKIA Людмила Асланян, двукратная чемпионка Европы и чемпионка мира по народным танцам.
«Военное обозрение»: Людмила, почему исторические танцы, в том числе и воинские, сохраняют востребованность и популярность в нашем обществе?
Л. Асланян: Исторические воинские танцы, или как их еще часто называют, боевые пляски народов мира, очень интересны. Они выглядят эффектно и люди даже сейчас с удовольствием наслаждаются их исполнением. Для многих народов военные танцы это одна из важнейших составных частей их культуры, их давно танцуют все желающие и на любых мероприятиях. Взять, хотя бы, армянские боевые танцы, грузинскую танцевальную культуру, танцы казаков.
«Военное обозрение»: Чему учат такие танцы, в чем польза занятий ими?
Л. Асланян: Во-первых, воинские танцы — это выразительная часть народной культуры, ментальности каждого народа. Красота воинских танцев захватывает, и люди начинают интересоваться культурой своего народа. Это полезно для сохранения национальной идентичности. Во-вторых, воинские танцы замечательно развивают пластику движений, улучшают физические возможности организма. Это очень полезно, хорошо развивает физически. Кстати, ведь во время пляски танцоры имитируют боевые движения, а если танец еще и с оружием — показывают, как будет действовать человек в бою. Это способствует и укреплению навыков самообороны. В современном обществе такие навыки очень важны, и к занятиям воинскими танцами многие люди относятся очень серьезно.
Военное обозрение: В чем особенности кавказских и закавказских воинских танцев? Есть ли у них какие-то отличия?
Л. Асланян: На Кавказе и в Закавказье исторически сформировались одни из самых красивых и эффектных воинских танцев мира. Ведь кавказские народы с древних времен отличались воинственностью. Этот регион, к несчастью, часто воевал, условия жизни были суровыми и большинство людей должны были хорошо уметь защитить себя от врага, отстоять свою честь. Владение оружием у кавказцев в крови, а танцы эти умения подчеркивали в мирное время. Так молодые и не очень люди демонстрировали свое мастерство, показывали, на что мы способны. Например, в армянских воинских танцах танцуют и юноши, и девушки. Это — свидетельство участия армянских женщин и девушек в воинских конфликтах прошлого. И оно, к сожалению, актуально и сегодня — ведь, как мы знаем, в Сирии в отрядах ополчения против террористов воюет много и женщин — армянок, курдянок, езидок, ассириек.
Военное обозрение: Когда и как происходило формирование этих воинских танцев?
Л. Асланян: История воинских танцев народов Кавказа и Закавказья уходит в глубокую древность, еще в догосударственный период. Когда на Кавказе и в Закавказье существовали государства, танцы были уже развиты и популярны. Например, армянский танец Кочари. Он сформировался, судя по всему, в Западной Армении, которая сейчас является частью современной Турции. "Кочари" в переводе с армянского языка означает "храбрый мужчина". Танец "Кочари" считается национальным и культурным достоянием армянского народа.
Кочари танцуют по кругу, держась за руки или положив руки на плечи друг друга. Некоторые историки считают, что Кочари отражал древний культ животных — дикого овна (хой), другие — что он был связан с культом плодородия, популярным среди малоазийских народов. Кстати, в победном 1945 году Кочари станцевали армянские воины, служившие в Красной армии и дошедшие до Берлина. Так в древнем танце закружились у стен Рейхстага. Кочари — не единственный армянский боевой танец.
Еще очень красив танец Трахаг. Его танцуют с саблями и исключительно мужчины. Ярхушта — тоже мужской танец, которй мужчины танцевали перед строем воинов для поднятия боевого духа. Он возник в местностях Сасун, Ван, Сивас. Это тоже не просто танец, а настоящий учебник движений древнего боевого искусства. Справедливости ради, стоит отметить, что очень древней историей обладают и боевые танцы других народов региона, которые имеют много общего.
В чем значимость танцев для страны
Национальные танцы, в том числе и воинские танцы — это история каждого народа, его прошлое, его коллективная идентичность. Очень важно не растерять накопленные культурные богатства, которые связывают нас с предками, жившими тысячи лет назад. Что же касается воинских танцев, то здесь огромную роль играет и их символическое значение. Не случайно, например, в новозеландской армии теперь принят в качестве официального древний танец маори «Хака». Это подчеркивает связь времен, создает у военнослужащих чувство причастности к героическому прошлому своей страны, к национальным культурным традициям.
Особое значение национальные и воинские танцы имеют для воспитания подрастающих поколений. Испокон веков юношество учили танцам и пляскам. Наши предки видели в этом обучении глубокий смысл — и не только идеологический, связанный с тем же сохранением принадлежности к определенному народу, но и вполне практический, поскольку танец развивает человека — и физически, и духовно.
Что представляли собой древние ритуальные танцы, лучше всего в наше время можно узнать на примере танцев африканских бушменов и австралийских аборигенов. Они повторяют движения человека на охоте, во время боя. Тотемические пляски в честь тотема, животного — первопредка, повторяют движения данного животного. Такие пляски могли длиться несколько дней, их участники впадали в особое состояние экстаза. По мере развития человеческого общества совершенствовалось и искусство танца. Движения танцоров становились все более отточенными, иногда лишь отдаленно напоминающими первоначальные прототипы — действия человека при обращении с оружием в бою или на охоте, движения животных. Появлялись более развитые и утонченные музыкальные инструменты, а значит, совершенствовалось и музыкальное сопровождение танца, он становился более зрелищным и насыщенным.
Танец или боевое искусство?
Особое место в танцевальном искусстве народов мира всегда занимали боевые и воинские танцы. Они развивались на стыке танца и боевого искусства и повторяли движения воинов во время битвы. Пожалуй, каждый народ имеет примеры своего боевого танца. Самый известный и распиаренный боевой танец — это капоэйра. Строго говоря, это и танец, и боевое искусство, поскольку капоэйра включает в себя танцевальный и боевой компоненты. Ее развитие происходило в XVII-XIX вв. в Бразилии — в среде чернокожих рабов, вывезенных португальскими работорговцами с Африканского континента. Сегодня капоэйра — национальное достояние Бразилии, а еще относительно недавно, чуть более столетия назад, она была под запретом — как опасное боевое искусство, угрожающее государственному порядку.
Эта воинственная Азия
Другой регион мира, где воинские танцы достигли совершенства — Южная и Юго-Восточная Азия. В индийских штатах Джаркханд и Западная Бенгалия популярен танец «чхау». Сейчас это — красочное зрелище, настоящее представление, очень впечатляющее зрителя, однако боевой компонент в этом танце, безусловно, присутствует. Не случайно даже само название «чхау» может означать «военный лагерь». Танец включает в себя многочисленные прыжки и удары ногами, т.е. вполне пригоден и в качестве тренировки по боевым искусствам.
На Филиппинских островах популярен танец маглалатик, или «танец с кокосами». Несмотря на столь «вкусное» и миролюбивое название, в основе маглалатик — сюжет на военные темы. Танец посвящен борьбе жителей острова Лусон против испанских завоевателей, и многие его движения содержат технику ударов руками и ногами, борцовские захваты. Всемирную известность имеет «хака» — боевой танец маори, коренных обитателей Новой Зеландии. Некогда критиковавшийся христианскими миссионерами, сегодня он с полным правом вошел в число национальных достопримечательностей Новой Зеландии. Его исполняют в вооруженных силах и полиции страны, а также перед началом спортивных соревнований. Это — лишь несколько из популярных воинских танцев, на самом деле практически каждый народ Южной, Юго-Восточной Азии, Океании имеет собственную «боевую» танцевальную традицию.
На другом конце Азии, на Ближнем Востоке, очень популярны танцы с оружием, которые присутствуют в культуре арабов, афганцев, курдов. Например, в Йемене очень большой популярностью пользуются танцы с джамбия — национальными кинжалами. В нашей стране хорошо известно танцевальное искусство жителей Кавказа и Закавказья — армян, грузин, адыгов, дагестанцев.
Боевой гопак и другие
У славян исторически также сложились уникальные танцевальные традиции. Пляски испокон веков были одной из главных составляющих любого праздничного действия. Что касается воинской пляски, то наиболее известным воинским танцем является гопак, сформировавшийся в Запорожской Сечи. Плясали перед началом боя — для поднятия боевого духа, на праздниках — имитируя движения казаков в бою — смену уровня атаки, выпрыгивания и т.д. Некоторые историки называют запорожский гопак боевой системой, не уступающей восточным единоборствам. Это, конечно, преувеличение, но не стоит отрицать значимость гопака в процессе становления казака, его подготовки и усвоения боевых приемов.
Пляска, к которой приучали с детства, была и прекрасной физической тренировкой для последующих занятий боевым искусством. В них закладывались базовые движения, которые позволяли освоить двигательные основы боя. Кроме того, пляски помогали выработать ловкость, отточить движения, развить силу. Например, навыки присядки могли оказать неоценимую службу казаку в бою, спасти ему жизнь в том случае, если он оставался без коня. Ведь он мог очень быстро увернуться от ударов противника, используя полученные во время плясок умения.
Танцы кубанских и терских казаков имеют много общего с танцевальным искусством народов Северного Кавказа. С соседями казаки не только воевали, но и мирно, даже дружественно жили. Происходил взаимный культурный обмен и казаки усваивали многие компоненты культуры соседей, в том числе музыку и танец. Взять, например, знаменитую казачью лезгинку. Танцы с шашками служили для казачьей молодежи прекрасным способом развить быстроту реакции и ловкость движений, что потом играло очень важную роль в бою. Ученые-историки отмечают, что кавказское казачество во многом сформировало свою уникальную философию и систему ценностей, не говоря уже о прикладных компонентах культуры, под влиянием соседних кавказских народов. Произошло уникальное соединение славянского, кавказского, степного компонентов.
Интерес к историческим танцам растет
Сейчас исторические танцы переживают в России настоящий подъем. О том, почему в обществе не угасает интерес к историческим танцам, в том числе воинским, и как происходило формирование воинских танцев, автору статьи рассказала художественный руководитель и директор танцевальной школы KILIKIA Людмила Асланян, двукратная чемпионка Европы и чемпионка мира по народным танцам.
«Военное обозрение»: Людмила, почему исторические танцы, в том числе и воинские, сохраняют востребованность и популярность в нашем обществе?
Л. Асланян: Исторические воинские танцы, или как их еще часто называют, боевые пляски народов мира, очень интересны. Они выглядят эффектно и люди даже сейчас с удовольствием наслаждаются их исполнением. Для многих народов военные танцы это одна из важнейших составных частей их культуры, их давно танцуют все желающие и на любых мероприятиях. Взять, хотя бы, армянские боевые танцы, грузинскую танцевальную культуру, танцы казаков.
«Военное обозрение»: Чему учат такие танцы, в чем польза занятий ими?
Л. Асланян: Во-первых, воинские танцы — это выразительная часть народной культуры, ментальности каждого народа. Красота воинских танцев захватывает, и люди начинают интересоваться культурой своего народа. Это полезно для сохранения национальной идентичности. Во-вторых, воинские танцы замечательно развивают пластику движений, улучшают физические возможности организма. Это очень полезно, хорошо развивает физически. Кстати, ведь во время пляски танцоры имитируют боевые движения, а если танец еще и с оружием — показывают, как будет действовать человек в бою. Это способствует и укреплению навыков самообороны. В современном обществе такие навыки очень важны, и к занятиям воинскими танцами многие люди относятся очень серьезно.
Военное обозрение: В чем особенности кавказских и закавказских воинских танцев? Есть ли у них какие-то отличия?
Л. Асланян: На Кавказе и в Закавказье исторически сформировались одни из самых красивых и эффектных воинских танцев мира. Ведь кавказские народы с древних времен отличались воинственностью. Этот регион, к несчастью, часто воевал, условия жизни были суровыми и большинство людей должны были хорошо уметь защитить себя от врага, отстоять свою честь. Владение оружием у кавказцев в крови, а танцы эти умения подчеркивали в мирное время. Так молодые и не очень люди демонстрировали свое мастерство, показывали, на что мы способны. Например, в армянских воинских танцах танцуют и юноши, и девушки. Это — свидетельство участия армянских женщин и девушек в воинских конфликтах прошлого. И оно, к сожалению, актуально и сегодня — ведь, как мы знаем, в Сирии в отрядах ополчения против террористов воюет много и женщин — армянок, курдянок, езидок, ассириек.
Военное обозрение: Когда и как происходило формирование этих воинских танцев?
Л. Асланян: История воинских танцев народов Кавказа и Закавказья уходит в глубокую древность, еще в догосударственный период. Когда на Кавказе и в Закавказье существовали государства, танцы были уже развиты и популярны. Например, армянский танец Кочари. Он сформировался, судя по всему, в Западной Армении, которая сейчас является частью современной Турции. "Кочари" в переводе с армянского языка означает "храбрый мужчина". Танец "Кочари" считается национальным и культурным достоянием армянского народа.
Кочари танцуют по кругу, держась за руки или положив руки на плечи друг друга. Некоторые историки считают, что Кочари отражал древний культ животных — дикого овна (хой), другие — что он был связан с культом плодородия, популярным среди малоазийских народов. Кстати, в победном 1945 году Кочари станцевали армянские воины, служившие в Красной армии и дошедшие до Берлина. Так в древнем танце закружились у стен Рейхстага. Кочари — не единственный армянский боевой танец.
Еще очень красив танец Трахаг. Его танцуют с саблями и исключительно мужчины. Ярхушта — тоже мужской танец, которй мужчины танцевали перед строем воинов для поднятия боевого духа. Он возник в местностях Сасун, Ван, Сивас. Это тоже не просто танец, а настоящий учебник движений древнего боевого искусства. Справедливости ради, стоит отметить, что очень древней историей обладают и боевые танцы других народов региона, которые имеют много общего.
В чем значимость танцев для страны
Национальные танцы, в том числе и воинские танцы — это история каждого народа, его прошлое, его коллективная идентичность. Очень важно не растерять накопленные культурные богатства, которые связывают нас с предками, жившими тысячи лет назад. Что же касается воинских танцев, то здесь огромную роль играет и их символическое значение. Не случайно, например, в новозеландской армии теперь принят в качестве официального древний танец маори «Хака». Это подчеркивает связь времен, создает у военнослужащих чувство причастности к героическому прошлому своей страны, к национальным культурным традициям.
Особое значение национальные и воинские танцы имеют для воспитания подрастающих поколений. Испокон веков юношество учили танцам и пляскам. Наши предки видели в этом обучении глубокий смысл — и не только идеологический, связанный с тем же сохранением принадлежности к определенному народу, но и вполне практический, поскольку танец развивает человека — и физически, и духовно.
Автор: ilyaros