Вооружение воинов-тюрков эпохи раннего средневековья (часть первая)

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить»
(Откровение Иоанна Богослова 6:1-2)


Всегда было и будет так, что существует специальная литература по какому-то предмету, которая требует изучения и определенных знаний, позволяющих это изучение осуществить надлежащим образом, и научно-популярная литература, содержание которой по этому же предмету адаптировано для массовой аудитории. Разумеется, чем тема не обширнее, тем более обширной является ее историография. Однако рано или поздно появляются так называемые «обобщающие работы», в которых разрозненные в различных источниках сведения сводятся воедино и получается очень интересный труд, своего рода вершина айсберга всей предшествующей ему информации. Например, по теме вооружения монголо-татарских воинов такой работой является книга Горелика М.В. «Армии монголо-татар X-XIV веков. Воинское искусство, снаряжение, оружие». (М.: ООО «Восточный горизонт», 2002. — 84 с. — (Униформа армий мира). — 3000 экз. — ISBN 5-93848-002-7), которая вполне академична и одновременно написана простым и понятным языком и к тому же прекрасно иллюстрирована.


Древнетюркское изваяние. IX—X вв. Чуйская долина, Киргизия. Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Итак, что сообщают нам авторы этой работы? Оказывается, уже в середине I тыс. н. э. древние тюрки во главе с правящим родом Ашина сумели покорить племена номадов, обитавших в степном поясе Евразии и создать мощное военное государство, получившее название Первого Тюркского каганата. В ходе практически непрерывных войн они подчинили себе многочисленные, причем различные и по культуре, и этнической принадлежности кочевые племена, обитавшие в евразийских степях на всем протяжении от Желтого до Черного моря, и, соответственно, от сибирской тайги до границ с Ираном и Китаем. Именно тогда под влиянием их культуры у евроазиатских кочевников как раз и получили самое широкое распространение характерные виды оружия, одежды воинов и боевых коней, оформилась тактика ведения конного боя, ну и, конечно, воинские традиции. Главной целью правителей каганата при этом являлся контроль над оказавшимися в их зоне влияния маршрутами Великого Шелкового пути. Они взимали дань с торговцев шелком и стремились навязывать неравноправные договоры Китаю, Ирану и прочим оседлым земледельческим государствам, чтобы те выплачивали им подати. То есть сформировали определенный тип региональной культуры, который впоследствии унаследовали и те представители кочевого мира, которые им наследовали.


Гуннский лук (реконструкция). Выставка Аттила и гунны 2012 года в музее города Майнц.

Какие костяные накладки применялись и как они располагались? Обнаруженные погребения на Тянь-Шане и в Семиречье содержали различные костяные накладки: концевые боковые накладки, которые служили для укрепления концов на кибити, и срединные, которые укрепляли ее срединную часть.

Так, в древнетюркском погребении Беш-Таш-Короо II в Кочкорской долине на Тянь-Шане нашли лук с длиной кибити около 125 см, вырезанной из цельнодеревянной заготовки. Его срединная часть и концы были несколько сужены и ориентированы своими торцами по направлению стрельбы, а плечи напротив – расширены и слегка уплощены. На обеих сторонах его срединной части находились срединные накладки, приклеенные по бокам. Накладки имели косую нарезку для более прочного соединения с деревянной основой, причем потом лук еще и оплетался сухожилиями в отдельных местах.

Подобные же луки были найдены и в других местах, в частности, в Туве и Минусинской котловине.

Некоторые накладки не только функциональны, но и представляют собой произведение искусства. Так, на поверхности одной такой накладки из погребения в Таш-Тюбе была выгравирована сцена охоты, на которой был изображен лучник, который именно из такого вот сложносоставного лука с колена стреляет в бегущих ланей.

Фрагменты и концевых, и боковых срединных и фронтальных накладок, принадлежащих сложносоставным лукам, были найдены в погребении Ала-Мышик в долине р. Нарын на Тянь-Шане. Концевые накладки у них были узкими, длинными и слабоизогнутыми, тогда как срединная фронтальная накладка напротив – короткой и узкой. Внутреннюю сторону этих накладок покрывала сетчатая нарезка для более прочного приклеивания на деревянную основу кибити.

Были найдены и более длинные луки с длиной кибити около 130 см, распространенные среди номадов Центральной Азии хуннского времени. То есть ими многие кочевые народы пользовались еще и в период раннего средневековья. Но для восточных тюрок такие луки характерны не были, а вот западные их использовали в VI-VII вв.


Луки и лучники монгольского времени. «Падение Багдада». Иллюстрация к Джами' ат-таварих Рашид ад-дина. На переднем плане — монгольские воины в тяжёлом вооружении. Слева — монгольское осадное орудие.

Применялись тюрками и «кушано-сасанидские» луки с короткой средней частью, круто выгнутыми плечами и прямыми концами, расположенными к плечам под углом. Вероятно, они стали результатом заимствования, имевшего место во всех войнах и во все времена.

Главное, что подчеркивается исследователями в том, что луки, принадлежавшие западным тюркам и тюргешам, по своему устройству ориентировались на ведение стрельбы по противнику, имевшему хорошую защиту, поскольку применялись в войнах с армиями оседлых земледельческих государств Средней Азии и Ирана.

В распоряжении древнетюркских лучников был большой выбор стрел различного назначения с двух-, трех- и даже четырехлопастными наконечниками, с плоскими, трехгранными, четырехгранными и круглыми в сечении перьями, и черешковым насадом. Для второй половины I тыс. н. э. наиболее массовыми в применении были стрелы с тремя стабилизирующими лопастями, которые могли вращаться в полете. На древки позади наконечников часто надевали костяные свистунки, пронзительно свистевшие в полете. Считается, что именно трехлопастные стрелы были наиболее совершенными в аэробаллистическом отношении и широко применялись уже в хуннское время и позднее вплоть до позднего средневековья.


Тюркские наконечники стрел.

Трехлопастные наконечники, обнаруженные в тюркских погребениях, в среднем имели длину 5 см, при ширине пера 3, и черешок длиной 11 см. Наконечники с трехлопастными перьями удлиненного шестиугольного типа также имели перья в 5 см длиной, с пером шириной 3,3, длиной черешка 9 см. При этом на лопастях можно видеть округлые отверстия, а на черешках - костяные шарики-свистунки, имеющие три отверстия. Помимо трехлопастных стрел западные тюрки иногда использовали и стрелы с плоскими железными наконечниками.


Остролистный наконечник с упором: енисейские кыргызы, 1 тыс. н.э. Эпоха раннего средневековья.

У восточных тюрок известно десять типов трехлопастных, семь типов плоских, два типа двухлопастных и один тип наконечников с четырьмя лопастями – то есть целая развитая система. У западных тюрок и тюргешей было шесть типов трехлопастных и один тип плоских наконечников. Видимо, что больше им было не нужно.

К редкому типу относятся и железные пиковидные наконечники с округлой в сечении боевой частью. Возможно, их применяли специально для того, чтобы раздвигать кольца у кольчуг. Один такой наконечник был обнаружен в тюркском погребении на территории Восточного Казахстана.


Впечатляющие наконечники стрел енисейских кыргизов: два бронебойных и два для стрельбы по противнику без доспехов и по лошадям.

То, что существует значительное групповое и типологическое разнообразие бронебойных наконечников стрел у западных тюрок и тюргешей, говорит о повышении роли стрельбы по противнику, облаченному в защитные доспехи. Вся разница лишь в том, что четырехгранных наконечников у восточных тюрок обнаружено четыре типа, тогда как у западных – всего один.

Костяные наконечники стрел, принадлежащие тюркам, тоже встречаются, хотя и редко. Форма пера у них трехгранная, длиной 3 см, ширина перьев 1 см, длина черешка 3 см. Наконечники имеют остроугольное острие и покатые плечики. У восточных тюрок обнаружены костяные наконечники трех типов.

Стрелы у тюркских воинов хранились в берестяных либо в деревянных колчанах. Западные тюрки имели колчаны с деревянным каркасом и днищем, и были обтянуты берестой. В древнетюркских погребениях с лошадьми на Тянь-Шане обнаружены и чисто деревянные колчаны. В погребении Беш-Таш-Короо I в кургане № 15 нашли берестяной колчан с приемником, который затем расширяется к днищу. Длиной он примерно около 80 см, а вот в Беш-Таш-Короо II в кургане № 3 нашли колчан также с деревянным преемником длиной около 1 м, днище которого украшал резной орнамент.


Азиатский лук и его принадлежности:
1 – наконечники стрел: а – бронзовый литой втульчатого типа скифского времени, б - железные черешковые со свистунками, в – способ закрепления черешка в древке стрелы; 2 – азиатский лук со спущенной тетивой (а), с натянутой тетивой (б) и в момент выстрела и максимального натяжения (в), луки из бамбука (г); 3 – сложносоставной лук и его устройство: а – детали из дерева, б – детали из рога, в – нитяная оплетка, г – березовая кора (луб) для обтяжки, д – сухожилия для обмотки наиболее напряженных деталей, е – части лука в разрезе: черным цветом показан рог, серым – древесина, белым – обтяжка из кожи или луба; 4 – стрелы: а – оперенная стрела с прямым древком, б - древко типа «ячменное зерно», в – коническое древко, г – тетива из сухожилий; 5 – защитные кольца лучников: а – бронзовое с надписью на фарси, б – бронзовое для большого пальца правой руки, в – серебряное, украшенное гравировкой; 6 – приемы натяжения тетивы: а – с кольцом на большом пальце левой руки, б – прием с одним пальцем, в - с двумя, г – с тремя, д – «средиземноморский» способ натяжения тетивы, е – монгольский; 7 – колчан из бересты с костяными декоративными накладками для стрел, хранимых наконечниками вверх.

Почему колчаны расширялись вниз? Да потому, что стрелы в таких колчанах размещались наконечниками вверх, а оперение находилось внизу. В древнетюркских памятниках Тянь-Шаня нашли и такие принадлежности колчанов, как ременные пряжки и колчанные крючки.

То есть вывод, который делают авторы названного исследования такой: воины Тюркского каганата были воинами-лучниками, причем конными и стреляли по противнику непосредственно с коня. При этом они имели высокоразвитую «культуру лука и стрел», совершенные по своему устройству луки и разнообразные, тщательно выделанные наконечники для стрел, в том числе и такие, что наряду с оперением позволяли им вращаться в полете. Наконечники были как бронебойные, рассчитанные на поражение воинов в кольчугах, так и широколопастные, для поражения коней противника. Широкая рана, сделанная таким наконечником, вызывала сильную кровопотерю и обессиливала животное.

Продолжение следует…
Автор: kalibr