Автожир А-002М: новый представитель почти забытого класса
К сожалению, после бурного роста количества конструкций автожиров, который наблюдался в тридцатых годах XX века и отчасти в более позднее время, данный класс летательных аппаратов оказался почти полностью забыт. Когда-то перспективные и интересные конструкции со временем перестали быть достойными конкурентами уже очень развитым самолетам и почти полностью «оперившимся» вертолетам. Поэтому в настоящее время новые автожиры появляются очень редко и есть прекрасная возможность рассмотреть каждый подробно. Однако сейчас мы обратим свое внимание только на одну подобную летающую машину.
Однако разработчики, продвигая свою конструкцию, отводят оригинальной силовой установке далеко не первое место. Главный, по их мнению, плюс А-002М кроется во врожденных преимуществах автожиров. Такой аппарат может взлетать и садиться на площадки ограниченных размеров, садиться с неработающим двигателем, не сваливаться в штопор и не попадать в т.н. вихревое кольцо и так далее. И нельзя сказать, что все эти плюсы конструкции являются сугубо «лабораторными». К примеру, посадка на ограниченной площадке может помочь при проведении поисково-спасательных операций, а сравнительно небольшая стоимость автожира позволит соответствующей структуре закупить больше такой техники и, как следствие, «перекрыть» больший район поиска.
Конструктивно автожир-вертоплан А-002М в некоторой мере похож на легкие вертолеты: цельнометаллическая конструкция, трехместная кабина с двумя пилотскими местами, силовая установка за кабиной и вынесенное на балке хвостовое оперение. Втулка несущего винта размещается на пилоне сразу же за кабиной, а маршевый толкающий винт находится в хвостовой части фюзеляжа, между отсеком двигателя и хвостовым оперением. Шасси аппарата неубирающееся трехопорное с передней стойкой. Предполагаемое применение автожира на необорудованных посадочных площадках послужило причиной оснащения шасси серьезной амортизацией. Утверждается, что шасси А-002М не получает никаких повреждений даже при грубой посадке в режиме авторотации. В кабине автожира есть три места – два пилотских и одно пассажирское. На месте пассажира можно разместить необходимый груз. Рекомендованная полезная нагрузка аппарата составляет 150 килограмм. Также кабина оборудована системой отопления, которая, по заявлению производителей, выполняет свои обязанности гораздо лучше зарубежных конкурентов и приспособлена для эксплуатации в условиях, свойственных российскому климату.
Сейчас на Иркутском авиационном производственном объединении создан задел для серийного производства автожира А-002М. В этом году планируется завершить испытания аппарата и, наконец, получить сертификат летной годности. Слово «наконец» здесь применено неспроста – проект А-002М был начат более десяти лет назад и первые годы работы по нему шли весьма и весьма небыстро. Но в последние несколько лет обстановка изменилась и у корпорации «Иркут» появилась возможность ускорить темпы создания нового вертоплана. Как результат – нынешние полеты и готовность к серийному производству. Будем надеяться, отечественным предприятиям удастся удачно занять еще одну нишу в сфере летательных аппаратов и начать поставки не только российским заказчикам, но и зарубежным.
Технические данные A-002
Диаметр несущего винта - 9.80м;
длина фюзеляжа - 4.98м, высота - 3.17м;
диаметр толкающего винта - 1.90м;
максимальный взлетный вес - 800кг;
взлетный вес в перегрузочном режиме - 850кг;
вес пустого аппарата - 500кг;
макс. скорость на уровне земли - 210км/ч;
минимальная скорость полета - 40км/ч;
макс. скороподъемность - 150м/мин;
практический потолок - 3000м;
разбег при прыжковом старте - 0 м;
разбег при нормальном старте - 40 м;
дальность с полезной нагрузкой - 200кг 500км;
продолжительность полета - 6 часов.
Однако разработчики, продвигая свою конструкцию, отводят оригинальной силовой установке далеко не первое место. Главный, по их мнению, плюс А-002М кроется во врожденных преимуществах автожиров. Такой аппарат может взлетать и садиться на площадки ограниченных размеров, садиться с неработающим двигателем, не сваливаться в штопор и не попадать в т.н. вихревое кольцо и так далее. И нельзя сказать, что все эти плюсы конструкции являются сугубо «лабораторными». К примеру, посадка на ограниченной площадке может помочь при проведении поисково-спасательных операций, а сравнительно небольшая стоимость автожира позволит соответствующей структуре закупить больше такой техники и, как следствие, «перекрыть» больший район поиска.
Конструктивно автожир-вертоплан А-002М в некоторой мере похож на легкие вертолеты: цельнометаллическая конструкция, трехместная кабина с двумя пилотскими местами, силовая установка за кабиной и вынесенное на балке хвостовое оперение. Втулка несущего винта размещается на пилоне сразу же за кабиной, а маршевый толкающий винт находится в хвостовой части фюзеляжа, между отсеком двигателя и хвостовым оперением. Шасси аппарата неубирающееся трехопорное с передней стойкой. Предполагаемое применение автожира на необорудованных посадочных площадках послужило причиной оснащения шасси серьезной амортизацией. Утверждается, что шасси А-002М не получает никаких повреждений даже при грубой посадке в режиме авторотации. В кабине автожира есть три места – два пилотских и одно пассажирское. На месте пассажира можно разместить необходимый груз. Рекомендованная полезная нагрузка аппарата составляет 150 килограмм. Также кабина оборудована системой отопления, которая, по заявлению производителей, выполняет свои обязанности гораздо лучше зарубежных конкурентов и приспособлена для эксплуатации в условиях, свойственных российскому климату.
Сейчас на Иркутском авиационном производственном объединении создан задел для серийного производства автожира А-002М. В этом году планируется завершить испытания аппарата и, наконец, получить сертификат летной годности. Слово «наконец» здесь применено неспроста – проект А-002М был начат более десяти лет назад и первые годы работы по нему шли весьма и весьма небыстро. Но в последние несколько лет обстановка изменилась и у корпорации «Иркут» появилась возможность ускорить темпы создания нового вертоплана. Как результат – нынешние полеты и готовность к серийному производству. Будем надеяться, отечественным предприятиям удастся удачно занять еще одну нишу в сфере летательных аппаратов и начать поставки не только российским заказчикам, но и зарубежным.
Технические данные A-002
Диаметр несущего винта - 9.80м;
длина фюзеляжа - 4.98м, высота - 3.17м;
диаметр толкающего винта - 1.90м;
максимальный взлетный вес - 800кг;
взлетный вес в перегрузочном режиме - 850кг;
вес пустого аппарата - 500кг;
макс. скорость на уровне земли - 210км/ч;
минимальная скорость полета - 40км/ч;
макс. скороподъемность - 150м/мин;
практический потолок - 3000м;
разбег при прыжковом старте - 0 м;
разбег при нормальном старте - 40 м;
дальность с полезной нагрузкой - 200кг 500км;
продолжительность полета - 6 часов.
Автор: Glenn Witcher