Полигоны Флориды (часть 4)
Авиабаза «Эглин» в 50-е годы прошлого столетия стала одним из основных испытательных центров ВВС США. Во Флориде не только испытывали авиационное и ракетное вооружение, но и тестировали весьма необычные летательные аппараты. В середине 1955 года служащие авиабазы и местное население были удивлены странным зрелищем. В небе над авиабазой кружил самолёт, похожий на «летающую крепость» времен войны, но с огромным пропеллером в носовой части. Это был JB-17G Flying Fortress, который представлял собой «летающий стенд» для испытаний турбовинтового двигателя Pratt & Whitney YT34 Turbo-Wasp мощностью более 5200 л.с. При том, что четыре «родных» поршневых двигателя Wright R-1820-97 Cyclone суммарно выдавали 4800 л.с.
К сожалению, не удалось найти лётных данных опытного самолёта JB-17G, но достоверно известно, что во время полётов над Флоридой все четыре поршневых двигателя установленных на крыле отключались. Таким образом, можно утверждать, что JB-17G являлся крупнейшим однодвигательным самолётом в мире.
Самый мощный из построенных турбовинтовых двигателей этого семейства, T34-P-9W, развивал мощность 7500 л.с. Несмотря на удачные испытания, авиадвигатели T34 не получили широкого распространения.
Эти моторы использовались при создании первой модели широкофюзеляжного транспортного Aero Spacelines B-377-SG Super Guppy, спроектированном на базе Boeing 377 Stratocruisers. Основным назначением «Супер Гуппи» являлась транспортировка крупногабаритных ракет-носителей и космических кораблей с завода изготовителя на космодром НАСА во Флориде.
Единственным крупносерийным военно-транспортным самолётом с четырьмя ТВД T34 -P-9W стал Douglas C-133 Cargomaster. Эта машина с грузоподъёмностью 50000 кг до появления С-5A Galaxy считалась самым тяжелым американским «транспортником». Первоначально С-133 планировалось использовать для переброски техники и вооружения. Но на практике основной сферой применения самолёта «Каргомастер» стала транспортировка баллистических ракет. С-133 оказался не слишком удачным, из 50 самолётов этого типа, 10 были потеряны в лётных происшествиях.
В 1955 году в «Эглин» прошел войсковые испытания перехватчик F-86K Saber. Данная модель была отобрана для обеспечения ПВО НАТО в Европе. Истребитель, являвшийся дальнейшим развитием модификации F-86D, имел более мощный форсированный двигатель, БРЛС APG-37 и 4 встроенные 20-мм пушки.
Во время тестирования на авиабазе «Эглин» пилоты перехватчиков определяли способность F-86K противодействовать различным самолётам тактической и стратегической авиации. Во время испытаний 16 августа 1955 года один F-86K из-за отказа двигателя разбился, но пилоту удалось успешно катапультироваться.
Противниками в учебных боях выступали: F-84F, В-57А и В-47Е. В ходе тестовых перехватов выяснилось, что «Сейбр», модифицированный для задач ПВО, способен бороться с современными истребителями и бомбардировщиками на средних высотах. На фоне земной поверхности радар перехватчика цели не видел. Перехват встречного В-47Е, идущего на большой высоте, при взлёте истребителя с собственного аэродрома был невозможен, так как F-86K не хватало скороподъемности. «Сейбр» заходил в хвост «Стратоджету» уже после того, как бомбардировщик мог сбросить свой груз. Тем не менее, перехватчик был признан способным успешно противодействовать советскими фронтовыми бомбардировщиками Ил-28 и поставлялся в ВВС стран НАТО. Всего для союзников США построили 342 F-86К. В ВВС национальной гвардии США одноместный перехватчик, отличающийся незначительными деталями, обозначался как F-86L.
В том же 1955 году для испытаний вооружения во Флориду прибыл один из первых Boeing B-52А Stratofortress. Испытательный цикл нового стратегического бомбардировщика в «Эглин» продлился 18 месяцев. При этом была подтверждена способность наносить удары днём и ночью не только «специальными» авиационными боеприпасами, но и обычными свободнопадающими бомбами, а также осуществлять минные постановки на море.
Во второй половине 1955 года на авиабазу для войсковых испытаний перегнали перехватчики Convair F-102A Delta Dagger и McDonnell F-101A Voodoo. По сравнению с легким F-86L эти машины больше подходили для противодействия стратегическим бомбардировщикам, но на первых порах надёжность бортовой электроники была весьма невысокой. К тому же F-102A требовал большого внимания при заходе на посадку, из-за чего возник ряд аварийных ситуаций. В результате доводка самолётов и их систем вооружения заняла ещё несколько лет.
Одновременно с перспективными самолётами те же упражнения выполняли пилоты уже состоящего на вооружении перехватчика Northrop F-89H Scorpion. По результатам сравнительных тестов были выданы рекомендации относительно методики перехвата на встречных и догонных курсах.
F-102 знаменит тем, что он стал первым серийным сверхзвуковым истребителем ВВС США с треугольным крылом. Кроме того, F-102А являлся первым истребителем-перехватчиком, интегрированным в автоматизированную систему наведения и применения оружия SAGE. Всего в ВВС США поступило более 900 F-102. Их боевая служба продолжалась до 1979 года, после чего большую часть уцелевших самолётов переделали в радиоуправляемые мишени QF-102.
Что касается «Вуду», то их эксплуатация в ВВС США была не слишком продолжительной. Перехватчики F-101B начали массово поставляться в строевые эскадрильи ПВО в начале 1959 года. Однако военных они устроили не полностью, так как в процессе службы выявились многочисленные недостатки системы управления огнем.
Продолжала развиваться и беспилотная тематика. Для исследования устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва в «Элглин» были подготовлены несколько беспилотных мишеней QF-80 Shooting Star.
Они приняли участие в операции Тeapot на ядерном полигоне в Неваде. 15 апреля 1955 года беспилотные «Шутинг Стары», находясь в воздухе в непосредственной близости от точки наземного взрыва, подверглись воздействию светового излучения, проникающей радиации, ударной волны и электромагнитного импульса. На борту самолётов-мишеней имелись контейнеры с измерительной аппаратурой. Один QF-80 во время взрыва был уничтожен, второй совершил аварийную посадку на дно высохшего озера, а третий успешно вернулся на аэродром.
В 1956 году взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки авиабазы «Эглин» приобрели современный вид, аэродром стал слишком тесным для многочисленных летательных аппаратов, базирующихся и проходящих здесь испытания. После реконструкции на авиабазе появились ещё две полосы: основная асфальтобетонная ВПП длиной 3659 и шириной 91 метр. А также вспомогательная размерами 3052х46 метров. Только на реконструкцию ВПП было израсходовано около $ 4 млн. После постройки двух ВПП авиабаза «Эглин» приобрела современные очертания.
Специально для тестирования процесса дозаправки в воздухе истребителей «Супер Сейбр» в «Эглин» перебазировали «летающий танкер» Boeing КB-50 Superfortress. При этом упор делался на одновременную заправку как можно большего числа истребителей.
В январе 1956 года во Флориде с борта специально модифицированного Douglas DB-26C Invader была запущена первая беспилотная мишень Ryan Q-2A Firebee. Беспилотный летательный аппарат, пролетев по маршруту, опустился на парашюте в заданном районе Мексиканского залива. После чего был эвакуирован специальным судном, и подготовлен к повторному использованию.
Впоследствии реактивный БПЛА, известный как BQM-34, строился большими сериями и принимал участие во многих вооруженных конфликтах. Последний известный случай боевого применения имел место в 2003 году, во время вторжения американских войск в Ирак.
В марте 1956 года на ВВП авиабазы «Эглин» приземлились первые Douglas B-66 Destroyer. Этот реактивный бомбардировщик, созданный на основе палубного A-3 Skywarrior разрабатывался как замена поршневого В-26. Но к моменту готовности В-66 в ВВС уже имелось достаточное количество реактивных В-57 и большая часть из построенных 294 «Разрушителей» была переоборудована в фоторазведчики RB-66 и самолёты РЭБ RB-66.
Двухместный перехватчик нёс 58 70-мм НАР FFAR и был оснащён РЛС APG-33. Канадские королевские ВВС получили около 600 перехватчиков CF-100. При дальности полёта 3200 км самолёт мог развить на большой высоте скорость 890 км/ч, что для конца 50-х было уже недостаточно. Тем не менее, CF-100 находился в эксплуатации до конца 70-х годов.
7 мая 1956 года на полигоне состоялась двухчасовая демонстрация боевых возможностей тактической и стратегической авиации ВВС США. Всего было приглашено около 5000 гостей, из 52 стран НАТО, Канады, Латинской Америки, Кубы и Азии. В показательных полётах, бомбометании и стрельбах участвовали: бомбардировщики В-36, В-47 и В-52, самолёт ДРЛО Lockheed EC-121 Warning Star, перехватчики F-89, F-94, F-100, CF-100 и F-102А. Перед гостями выступала пилотажная группа Thunderbirds на истребителях-бомбардировщиках F-84F Thunderstreak.
В июне 1959 года над Мексиканским заливом осуществлялись ракетные пуски AIM-4 Falcon с первых серийных перехватчиков Convair F-106А Delta Dart. Впоследствии эти самолёты заменили в эскадрильях ПВО перехватчики Convair F-102A Delta Dagger.
Продолжение следует…
По материалам:
http://napoleon130.tripod.com/id9.html
https://ww2aircraft.net/forum/threads/boeing-jb-17g.29735/
http://historyyoucanmodel.blogspot.ru/2014/07/boeing-model-299z-amazing-five-motor-b.html
JB-17G на авиабазе «Эглин»
К сожалению, не удалось найти лётных данных опытного самолёта JB-17G, но достоверно известно, что во время полётов над Флоридой все четыре поршневых двигателя установленных на крыле отключались. Таким образом, можно утверждать, что JB-17G являлся крупнейшим однодвигательным самолётом в мире.
Самый мощный из построенных турбовинтовых двигателей этого семейства, T34-P-9W, развивал мощность 7500 л.с. Несмотря на удачные испытания, авиадвигатели T34 не получили широкого распространения.
Aero Spacelines B-377-SG Super Guppy
Эти моторы использовались при создании первой модели широкофюзеляжного транспортного Aero Spacelines B-377-SG Super Guppy, спроектированном на базе Boeing 377 Stratocruisers. Основным назначением «Супер Гуппи» являлась транспортировка крупногабаритных ракет-носителей и космических кораблей с завода изготовителя на космодром НАСА во Флориде.
Военно-транспортный C-133
Единственным крупносерийным военно-транспортным самолётом с четырьмя ТВД T34 -P-9W стал Douglas C-133 Cargomaster. Эта машина с грузоподъёмностью 50000 кг до появления С-5A Galaxy считалась самым тяжелым американским «транспортником». Первоначально С-133 планировалось использовать для переброски техники и вооружения. Но на практике основной сферой применения самолёта «Каргомастер» стала транспортировка баллистических ракет. С-133 оказался не слишком удачным, из 50 самолётов этого типа, 10 были потеряны в лётных происшествиях.
В 1955 году в «Эглин» прошел войсковые испытания перехватчик F-86K Saber. Данная модель была отобрана для обеспечения ПВО НАТО в Европе. Истребитель, являвшийся дальнейшим развитием модификации F-86D, имел более мощный форсированный двигатель, БРЛС APG-37 и 4 встроенные 20-мм пушки.
Во время тестирования на авиабазе «Эглин» пилоты перехватчиков определяли способность F-86K противодействовать различным самолётам тактической и стратегической авиации. Во время испытаний 16 августа 1955 года один F-86K из-за отказа двигателя разбился, но пилоту удалось успешно катапультироваться.
Перехватчик F-86L
Противниками в учебных боях выступали: F-84F, В-57А и В-47Е. В ходе тестовых перехватов выяснилось, что «Сейбр», модифицированный для задач ПВО, способен бороться с современными истребителями и бомбардировщиками на средних высотах. На фоне земной поверхности радар перехватчика цели не видел. Перехват встречного В-47Е, идущего на большой высоте, при взлёте истребителя с собственного аэродрома был невозможен, так как F-86K не хватало скороподъемности. «Сейбр» заходил в хвост «Стратоджету» уже после того, как бомбардировщик мог сбросить свой груз. Тем не менее, перехватчик был признан способным успешно противодействовать советскими фронтовыми бомбардировщиками Ил-28 и поставлялся в ВВС стран НАТО. Всего для союзников США построили 342 F-86К. В ВВС национальной гвардии США одноместный перехватчик, отличающийся незначительными деталями, обозначался как F-86L.
В том же 1955 году для испытаний вооружения во Флориду прибыл один из первых Boeing B-52А Stratofortress. Испытательный цикл нового стратегического бомбардировщика в «Эглин» продлился 18 месяцев. При этом была подтверждена способность наносить удары днём и ночью не только «специальными» авиационными боеприпасами, но и обычными свободнопадающими бомбами, а также осуществлять минные постановки на море.
Во второй половине 1955 года на авиабазу для войсковых испытаний перегнали перехватчики Convair F-102A Delta Dagger и McDonnell F-101A Voodoo. По сравнению с легким F-86L эти машины больше подходили для противодействия стратегическим бомбардировщикам, но на первых порах надёжность бортовой электроники была весьма невысокой. К тому же F-102A требовал большого внимания при заходе на посадку, из-за чего возник ряд аварийных ситуаций. В результате доводка самолётов и их систем вооружения заняла ещё несколько лет.
Одновременно с перспективными самолётами те же упражнения выполняли пилоты уже состоящего на вооружении перехватчика Northrop F-89H Scorpion. По результатам сравнительных тестов были выданы рекомендации относительно методики перехвата на встречных и догонных курсах.
Залповый пуск ракет AIM-4 Falcon с F-102А
F-102 знаменит тем, что он стал первым серийным сверхзвуковым истребителем ВВС США с треугольным крылом. Кроме того, F-102А являлся первым истребителем-перехватчиком, интегрированным в автоматизированную систему наведения и применения оружия SAGE. Всего в ВВС США поступило более 900 F-102. Их боевая служба продолжалась до 1979 года, после чего большую часть уцелевших самолётов переделали в радиоуправляемые мишени QF-102.
Что касается «Вуду», то их эксплуатация в ВВС США была не слишком продолжительной. Перехватчики F-101B начали массово поставляться в строевые эскадрильи ПВО в начале 1959 года. Однако военных они устроили не полностью, так как в процессе службы выявились многочисленные недостатки системы управления огнем.
Продолжала развиваться и беспилотная тематика. Для исследования устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва в «Элглин» были подготовлены несколько беспилотных мишеней QF-80 Shooting Star.
Радиоуправляемая мишень QF-80
Они приняли участие в операции Тeapot на ядерном полигоне в Неваде. 15 апреля 1955 года беспилотные «Шутинг Стары», находясь в воздухе в непосредственной близости от точки наземного взрыва, подверглись воздействию светового излучения, проникающей радиации, ударной волны и электромагнитного импульса. На борту самолётов-мишеней имелись контейнеры с измерительной аппаратурой. Один QF-80 во время взрыва был уничтожен, второй совершил аварийную посадку на дно высохшего озера, а третий успешно вернулся на аэродром.
В 1956 году взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки авиабазы «Эглин» приобрели современный вид, аэродром стал слишком тесным для многочисленных летательных аппаратов, базирующихся и проходящих здесь испытания. После реконструкции на авиабазе появились ещё две полосы: основная асфальтобетонная ВПП длиной 3659 и шириной 91 метр. А также вспомогательная размерами 3052х46 метров. Только на реконструкцию ВПП было израсходовано около $ 4 млн. После постройки двух ВПП авиабаза «Эглин» приобрела современные очертания.
Заправка F-100C с борта КB-50
Специально для тестирования процесса дозаправки в воздухе истребителей «Супер Сейбр» в «Эглин» перебазировали «летающий танкер» Boeing КB-50 Superfortress. При этом упор делался на одновременную заправку как можно большего числа истребителей.
В январе 1956 года во Флориде с борта специально модифицированного Douglas DB-26C Invader была запущена первая беспилотная мишень Ryan Q-2A Firebee. Беспилотный летательный аппарат, пролетев по маршруту, опустился на парашюте в заданном районе Мексиканского залива. После чего был эвакуирован специальным судном, и подготовлен к повторному использованию.
Сброс дистанционно управляемой мишени Q-2A с борта носителя DB-26C
Впоследствии реактивный БПЛА, известный как BQM-34, строился большими сериями и принимал участие во многих вооруженных конфликтах. Последний известный случай боевого применения имел место в 2003 году, во время вторжения американских войск в Ирак.
В марте 1956 года на ВВП авиабазы «Эглин» приземлились первые Douglas B-66 Destroyer. Этот реактивный бомбардировщик, созданный на основе палубного A-3 Skywarrior разрабатывался как замена поршневого В-26. Но к моменту готовности В-66 в ВВС уже имелось достаточное количество реактивных В-57 и большая часть из построенных 294 «Разрушителей» была переоборудована в фоторазведчики RB-66 и самолёты РЭБ RB-66.
Пуск НАР FFAR с CF-100
Двухместный перехватчик нёс 58 70-мм НАР FFAR и был оснащён РЛС APG-33. Канадские королевские ВВС получили около 600 перехватчиков CF-100. При дальности полёта 3200 км самолёт мог развить на большой высоте скорость 890 км/ч, что для конца 50-х было уже недостаточно. Тем не менее, CF-100 находился в эксплуатации до конца 70-х годов.
7 мая 1956 года на полигоне состоялась двухчасовая демонстрация боевых возможностей тактической и стратегической авиации ВВС США. Всего было приглашено около 5000 гостей, из 52 стран НАТО, Канады, Латинской Америки, Кубы и Азии. В показательных полётах, бомбометании и стрельбах участвовали: бомбардировщики В-36, В-47 и В-52, самолёт ДРЛО Lockheed EC-121 Warning Star, перехватчики F-89, F-94, F-100, CF-100 и F-102А. Перед гостями выступала пилотажная группа Thunderbirds на истребителях-бомбардировщиках F-84F Thunderstreak.
Пуск ракеты с F-106
В июне 1959 года над Мексиканским заливом осуществлялись ракетные пуски AIM-4 Falcon с первых серийных перехватчиков Convair F-106А Delta Dart. Впоследствии эти самолёты заменили в эскадрильях ПВО перехватчики Convair F-102A Delta Dagger.
Продолжение следует…
По материалам:
http://napoleon130.tripod.com/id9.html
https://ww2aircraft.net/forum/threads/boeing-jb-17g.29735/
http://historyyoucanmodel.blogspot.ru/2014/07/boeing-model-299z-amazing-five-motor-b.html
Автор: Bongo