Катастрофа Ка-52. Причины, версии, догадки

С любой летающей техникой рано или поздно случаются летные происшествия, иногда даже с человеческими жертвами. Вечером 12 марта этот печальный список пополнил новейший российский боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Как сообщают СМИ, ссылаясь на источники в министерстве обороны, командир вертолета подполковник Д. Ракушин и штурман лейтенант М. Федоров выполняли учебный полет в окрестностях 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (г. Торжок). Около девяти часов вечера прервалась связь с вертолетом. В район, где в это время должна была находиться боевая машина, отправили поисковую группу, но в итоге для поисков, как утверждается в некоторых СМИ, пришлось привлечь почти весь личный состав 344 ЦБП и ПЛС. Прочесывание предполагаемого района аварии дало результаты только утром тринадцатого числа. Около 8:40-8:45 с воздуха удалось обнаружить пропавший вертолет. Останки машины лежали на опушке леса недалеко от поселка Большая Киселенка примерно в десяти километрах от аэродрома.

Помимо проблем с техникой могут быть и другие версии причины катастрофы. Следует отметить, что человеческий фактор или метеорологические условия действительно являются одними из самых частых причин авиационных происшествий. В частности, в некоторых СМИ со ссылкой на некий анонимный источник говорится, что в районе полета в понедельник вечером была плохая погода и вертолет мог попасть в так называемый снежный заряд. В таком случае летчики могли потерять ориентировку, что в итоге и привело к катастрофе. Однако и у этой версии есть свои минусы. Ка-52, в отличие от своего предшественника Ка-50, имеет возможность работы в сложных метеоусловиях. Также некоторые любители авиации, внимательно рассматривая фотографии с места катастрофы, выдвигают такое предположение: вертолет не просто упал, но еще и перекатился через себя. Это можно рассматривать как некий симптом сильного порыва бокового ветра. И снова версия может быть опровергнута техническими особенностями машины, ведь вертолеты сосной схемы менее чувствительны к боковым порывам, чем летательные аппараты с одним несущим винтом. Наконец, метеорологическую версию «добивает» информация о погодных условиях в районе полета. Вечером 12-го числа температура воздуха была около нуля, а северо-западный ветер имел скорость 3-4 метра в секунду. Это гораздо меньше, чем требуется для создания серьезных проблем пилотам.
Как видим, предполагать можно все что угодно, но для полноценного объективного расследования нам просто не хватает информации. Можно, конечно, уподобиться сыщику Дюпену из книг Эдгара По и пытаться провести собственное расследование на основе публикаций в средствах массовой информации. Однако и тут есть масса загвоздок. По этой причине разумнее всего будет рассматривать свои и чужие предположения исключительно в качестве версий, но не более того. А вот выводы делать никак не раньше, чем военные опубликуют первые результаты своего расследования, к тому же ждать этого осталось недолго. Как говорят в Минобороны, черные ящики разбившегося вертолета почти не пострадали и их расшифровка завершится уже к концу этой недели. Тогда, будем надеяться, ответственные лица поделятся с общественностью новой порцией подробностей о происшествии, а загадка падения Ка-52 под Торжком хоть немного прояснится. В данный момент комиссия рассматривает три основных версии: конструктивные недостатки, ошибки пилотирования или обеспечения и погодные условия.
В Торжке состоятся похороны погибших летчиков. Все расходы, связанные с погребением, на себя взяла фирма «Камов». Семьи пилотов – М. Федоров был женат, а у Д. Ракушина остались жена и двое детей – получат страховку в размере одного миллиона рублей. Коллеги погибших пилотов начали сбор средств для помощи их семьям.