Основной танк Т-90. Лидер международного рынка
В настоящее время на международном рынке вооружений и техники представлены несколько типов современных основных боевых танков. Бронетехника, выпускаемая разными странами, находит тех или иных покупателей и приносит своим производителям определенный доход. При этом ни один из современных зарубежных танков не может сравниться по продажам с российскими машинами семейства Т-90. Последние уже успели стать самыми массовыми экспортными танками, строившимися после окончания Холодной войны.
Возможность производства экспортной версии новейшего танка Т-90 стали рассматривать еще на стадии проектирования. Результатом этого вскоре стало появление танка Т-90С, доработанного с учетом будущих продаж зарубежным заказчикам. В октябре 1992 года новейшая бронемашина была принята на вооружение российской армии, и одновременно с этим было получено разрешение на экспорт танков Т-90С. В самое ближайшее время новый экспортный танк можно было показать потенциальным покупателям и получить желаемые заказы. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет предприятию «Уралвагонзавод», разработавшему Т-90С, так и не удалось подписать ни одного контракта с зарубежными заказчиками.
По имеющимся данным, на первых порах продвижение танка Т-90С на международном рынке затруднялось по бюрократическим причинам. Известно, что до 1997 года организация-производитель не могла получить разрешение на демонстрацию перспективной машины на зарубежных выставках. Впервые такой документ был получен только в 1997 году, перед выставкой IDEX в Объединенных Арабских Эмиратах. Тем не менее, и в этот раз не все пошло гладко: танк был показан посетителям салона, хотя и не был официально включен в состав экспозиции.
Специально для индийских сухопутных войск была создана новая модификация Т-90С, отличавшаяся некоторыми особенностями конструкции. В этом проекте предусматривалось усиление ходовой части и доработка системы управления огнем. В частности, штатные тепловизионные приборы были заменены изделиями французского производства. Динамическая защита российской разработки уступила место индийским аналогам.
Интересно, что танки Т-90С, доработанные в соответствии с требованиями индийской армии, в дополнение к официальному обозначению получили новое имя «Бхишма» (дословно – «Грозный»). Танк с высокими характеристиками и боевыми возможностями решили назвать в честь одного из главных героев эпоса «Махабхарата», прославившего себя ратными подвигами и искусной дипломатией.
Уже в 2007 году Индия вновь заказала российские танки. На этот раз речь шла о производстве 347 машин. 124 танка планировалось получить в готовом виде, а оставшиеся должны были прибыть к заказчику в виде машинокомплектов для сборки на заводе HVF. Этот заказ обошелся индийским военным в 1237 млн долларов США.
Предприятия «Уралвагонзавод» и HVF достаточно быстро смогли развернуть массовое производство требуемых боевых бронированных машин и приступить к выполнению имеющихся заказов. Результатом этого стали появление значительного количества танков и старт перевооружения сухопутных войск Индии. В течение нескольких следующих лет были получены весьма примечательные результаты. Так, до 2010 года включительно российские танкостроители отправили заказчику более 600 танков Т-90С в исходной и доработанной версии. При этом лишь треть танков была передана в готовом виде, тогда как большая их часть поставлялась как комплект деталей для сборки на местных предприятиях. Нетрудно заметить, что к этому времени было выполнено чуть больше трети от всех имеющихся заказов. Совместные работы продолжились, и не завершены до сих пор. Новые партии танков индийской сборки по-прежнему поступают в армию; этот процесс будет продолжаться в течение нескольких следующих лет.
Заказы на производство Т-90С для Индии все еще выполняются. Государственное предприятие HVF имеет возможность собирать из машинокомплектов до сотни танков в год, и потому должно будет выпускать новую технику до конца текущего десятилетия. По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Индии имеют на вооружении более 950 танков Т-90С и «Бхишма». К 2020 году предполагается ввести в эксплуатацию до 2 тыс. таких бронемашин. Таким образом, индийская армия уже стала крупнейшим в мире эксплуатантом основных танков семейства Т-90С, а в ближайшем будущем обеспечит себе еще больший отрыв от основных «конкурентов».
Вторым зарубежным покупателем танков Т-90С стал Алжир. Свой интерес к российской бронетехнике африканское государство проявило в середине прошлого десятилетия. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 185 танков Т-90С. Одновременно с этим контрактом появилось еще несколько соглашений на поставку различного вооружения и техники российского производства. Общая стоимость всех контрактов достигла 8 млрд долларов. Через несколько лет Алжир инициировал подписание еще одного контракта.
По желанию алжирской армии, компанией «Уралвагонзавод» была создана специализированная модификация танка под обозначением Т-90СА, доработанная для работы в Северной Африке и иных подобных регионах. Главные отличия машины «СА» от базовой «С» заключались в использовании кондиционера и возможности установки прожекторных систем из состава комплекса оптико-электронного подавления «Штора». Также Алжир закупил командирские танки Т-90СКА, отличающиеся иным составом аппаратуры связи. В частности, на них устанавливается тактическая система управления боем T-BMS.
В отличие от индийской армии, алжирская сторона не стала приобретать лицензию на сборку российской бронетехники. Благодаря этому получилось сократить время ожидания требуемых машин. Как следствие, к настоящему времени Алжир получил более 300 танков в линейной и командирской комплектациях.
В 2011 году список покупателей танков Т-90С пополнил Азербайджан. Армия этой страны пожелала купить три батальонных комплекта бронетехники – 94 машины. Договором предусматривался опцион на дальнейшую поставку еще 94 танков. Азербайджанская армия получила первые серийные Т-90С уже в 2013 году. По имеющимся данным, к настоящему времени поставлено около сотни танков. Танки для Азербайджана, в целом, соответствуют исходному проекту Т-90С, однако при этом несут системы оптико-электронного подавления.
Еще один достаточно крупный контракт был заключен с Угандой. Несколько лет назад это африканское государство приобрели 44 танка российского производства. Поставка современной бронетехники привела к положительным последствиям в контексте развития армии. Дело в том, что основу угандийского парка бронетанковой техники до сих пор составляют устаревшие Т-55.
С определенного времени танки Т-90 разных модификаций, в том числе и исходной «А», поставляются сирийской армии. По разным данным, дружественному государству уже было передано не менее нескольких десятков машин. Подобные поставки примечательны тем, что российские танки получили возможность принять участи в текущей войне и показать свой реальный потенциал. В ходе сирийской войны Т-90 разных версий подтвердили боевую эффективность и высокую живучесть. Широкую известность получили несколько инцидентов с обстрелом такой техники при помощи противотанковых комплексов, не завершившихся уничтожением бронемашин.
Для полноты картины также стоит отметить поставки танков Т-90С Туркмении и Армении. На вооружении туркменской армии на данный момент имеется всего четыре такие машины. Армянские вооруженные силы, в свою очередь, располагают лишь одним танком этого типа. Большой интерес представляет «происхождение» единственного танка Армении. В 2014 году сборная этой страны выступила на Чемпионате мира по танковому биатлону и заняла второе место в общем зачете. Такой успех был отмечен призом – танком Т-90С. Вскоре бронемашину передали армии-призеру.
В 2017 году неоднократно появлялись новые сообщения о будущих поставках танков семейства Т-90. Так, министерство обороны Ирака ранее сообщило о намерении приобрести не менее 70 российских бронемашин. При этом речь шла только о первой партии, и в дальнейшем мог появиться новый заказ. Стоимость соглашения, по понятным причинам, не оглашалась. В середине июля появились новые сообщения на этот счет. Российская сторона официально подтвердила факт подписания договора с Ираком. Тем не менее, и на этот раз объемы и стоимость контракта не уточнялись.
По разным оценкам, по новому контракту (или контрактам) Ирак может получить до нескольких сотен танков Т-90С или иной модификации общей стоимостью вплоть до 1 млрд долларов США. Естественно, все это лишь примерные оценки, и потому их не следует воспринимать слишком серьезно.
Несколько месяцев назад за рубежом и в нашей стране появились слухи и сообщения от неназванных источников о скором подписании контракта на поставку танков Т-90МС вооруженным силам Египта. Изначально в публикациях на эту тему упоминалась возможность продажи 400-500 танков, но позже эти числа заметно сократились. При этом говорится о возможности поставки части бронетехники в готовом виде параллельно с организацией лицензионной сборки. Можно предположить, что в самом ближайшем будущем появятся первые официальные сообщения о подобном контракте.
В скором будущем могут появиться новые экспортные контракты. В начале июля в свободный доступ попал отчет научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» за 2016 год. В этом документе приводились некоторые новые сведения, а также уточнялись уже известные. Кроме того, в отчете оговаривались приоритетные направления, которые предполагается осваивать в обозримом будущем.
Согласно отчету, в 2017 году планировалось своевременно и качественно исполнить уже заключенные контракты с зарубежными заказчиками. При этом речь шла о Вьетнаме, заказавшем 64 танков Т-90С и Т-90СК, а также Ираке, которому предстоит получить 73 машины тех же типов. Также в текущем году «Уралвагонзавод» должен завершить предконтрактную работу с Кувейтом, желающим приобрести 146 танков Т-90МС/МСК. Эти же машины планируется предложить и Индии.
Согласно имеющимся в открытом доступе данным, к настоящему времени силами отечественной оборонной промышленности в рамках экспортных контрактов было построено не менее 1400 основных боевых танков разных модификаций семейства Т-90. Не менее 1200-1300 бронемашин будет построено до конца текущего десятилетия в соответствии с уже имеющимися или планируемыми контрактами. Таким образом, численность проданных танков Т-90 будет постоянно расти, принося российской промышленности известные доходы.
Если все планируемые в настоящее время контракты будут подписаны и выполнены в установленный срок, то в зарубежных армиях в начале двадцатых годов будет служить более 2600 танков Т-90 полностью российского производства или зарубежной сборки. Благодаря этому один из последних российских танков вновь подтвердит свое звание самой успешной в коммерческом отношении машины своего класса. Индийские заказы достаточно давно позволили Т-90 оторваться от конкурентов в контексте объемов экспортных контрактов, а новые соглашения лишь укрепят его позиции на международном рынке вооружений.
Отчет «Уралвагонзавода» за прошлый год прямо говорит о том, что зарубежные заказчики все еще проявляют интерес к достаточно старой машине Т-90С и различным ее модификациям, но при этом им следует предлагать и более новый танк Т-90МС. Как известно, развитие семейства Т-90 продолжается до сих пор и регулярно приводит к новым результатам. Каждый новый вариант российского танка, воплощенный в металле, имеет все шансы заинтересовать потенциального заказчика и стать предметом очередной выгодной сделки.
Советские и российские танки очень давно присутствуют на международном рынке и вполне заслуженно сохраняют лидерские позиции. Новые машины семейства Т-90 продолжают эту «традицию» и, показывая высокие характеристики, позволяют России получать новые крупные контракты. На данный момент Т-90С и его модификации являются самыми коммерчески успешными танками в мире, строившимися после окончания Холодной войны. Есть все основания полагать, что такой статус российские танки будут сохранять в течение многих следующих лет.
По материалам:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://vz.ru/
http://iz.ru/
http://army.lv/
http://btvt.narod.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
The Military Balance 2017
Возможность производства экспортной версии новейшего танка Т-90 стали рассматривать еще на стадии проектирования. Результатом этого вскоре стало появление танка Т-90С, доработанного с учетом будущих продаж зарубежным заказчикам. В октябре 1992 года новейшая бронемашина была принята на вооружение российской армии, и одновременно с этим было получено разрешение на экспорт танков Т-90С. В самое ближайшее время новый экспортный танк можно было показать потенциальным покупателям и получить желаемые заказы. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет предприятию «Уралвагонзавод», разработавшему Т-90С, так и не удалось подписать ни одного контракта с зарубежными заказчиками.
По имеющимся данным, на первых порах продвижение танка Т-90С на международном рынке затруднялось по бюрократическим причинам. Известно, что до 1997 года организация-производитель не могла получить разрешение на демонстрацию перспективной машины на зарубежных выставках. Впервые такой документ был получен только в 1997 году, перед выставкой IDEX в Объединенных Арабских Эмиратах. Тем не менее, и в этот раз не все пошло гладко: танк был показан посетителям салона, хотя и не был официально включен в состав экспозиции.
Специально для индийских сухопутных войск была создана новая модификация Т-90С, отличавшаяся некоторыми особенностями конструкции. В этом проекте предусматривалось усиление ходовой части и доработка системы управления огнем. В частности, штатные тепловизионные приборы были заменены изделиями французского производства. Динамическая защита российской разработки уступила место индийским аналогам.
Интересно, что танки Т-90С, доработанные в соответствии с требованиями индийской армии, в дополнение к официальному обозначению получили новое имя «Бхишма» (дословно – «Грозный»). Танк с высокими характеристиками и боевыми возможностями решили назвать в честь одного из главных героев эпоса «Махабхарата», прославившего себя ратными подвигами и искусной дипломатией.
Уже в 2007 году Индия вновь заказала российские танки. На этот раз речь шла о производстве 347 машин. 124 танка планировалось получить в готовом виде, а оставшиеся должны были прибыть к заказчику в виде машинокомплектов для сборки на заводе HVF. Этот заказ обошелся индийским военным в 1237 млн долларов США.
Предприятия «Уралвагонзавод» и HVF достаточно быстро смогли развернуть массовое производство требуемых боевых бронированных машин и приступить к выполнению имеющихся заказов. Результатом этого стали появление значительного количества танков и старт перевооружения сухопутных войск Индии. В течение нескольких следующих лет были получены весьма примечательные результаты. Так, до 2010 года включительно российские танкостроители отправили заказчику более 600 танков Т-90С в исходной и доработанной версии. При этом лишь треть танков была передана в готовом виде, тогда как большая их часть поставлялась как комплект деталей для сборки на местных предприятиях. Нетрудно заметить, что к этому времени было выполнено чуть больше трети от всех имеющихся заказов. Совместные работы продолжились, и не завершены до сих пор. Новые партии танков индийской сборки по-прежнему поступают в армию; этот процесс будет продолжаться в течение нескольких следующих лет.
Заказы на производство Т-90С для Индии все еще выполняются. Государственное предприятие HVF имеет возможность собирать из машинокомплектов до сотни танков в год, и потому должно будет выпускать новую технику до конца текущего десятилетия. По имеющимся данным, в настоящее время сухопутные войска Индии имеют на вооружении более 950 танков Т-90С и «Бхишма». К 2020 году предполагается ввести в эксплуатацию до 2 тыс. таких бронемашин. Таким образом, индийская армия уже стала крупнейшим в мире эксплуатантом основных танков семейства Т-90С, а в ближайшем будущем обеспечит себе еще больший отрыв от основных «конкурентов».
Вторым зарубежным покупателем танков Т-90С стал Алжир. Свой интерес к российской бронетехнике африканское государство проявило в середине прошлого десятилетия. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 185 танков Т-90С. Одновременно с этим контрактом появилось еще несколько соглашений на поставку различного вооружения и техники российского производства. Общая стоимость всех контрактов достигла 8 млрд долларов. Через несколько лет Алжир инициировал подписание еще одного контракта.
По желанию алжирской армии, компанией «Уралвагонзавод» была создана специализированная модификация танка под обозначением Т-90СА, доработанная для работы в Северной Африке и иных подобных регионах. Главные отличия машины «СА» от базовой «С» заключались в использовании кондиционера и возможности установки прожекторных систем из состава комплекса оптико-электронного подавления «Штора». Также Алжир закупил командирские танки Т-90СКА, отличающиеся иным составом аппаратуры связи. В частности, на них устанавливается тактическая система управления боем T-BMS.
В отличие от индийской армии, алжирская сторона не стала приобретать лицензию на сборку российской бронетехники. Благодаря этому получилось сократить время ожидания требуемых машин. Как следствие, к настоящему времени Алжир получил более 300 танков в линейной и командирской комплектациях.
В 2011 году список покупателей танков Т-90С пополнил Азербайджан. Армия этой страны пожелала купить три батальонных комплекта бронетехники – 94 машины. Договором предусматривался опцион на дальнейшую поставку еще 94 танков. Азербайджанская армия получила первые серийные Т-90С уже в 2013 году. По имеющимся данным, к настоящему времени поставлено около сотни танков. Танки для Азербайджана, в целом, соответствуют исходному проекту Т-90С, однако при этом несут системы оптико-электронного подавления.
Еще один достаточно крупный контракт был заключен с Угандой. Несколько лет назад это африканское государство приобрели 44 танка российского производства. Поставка современной бронетехники привела к положительным последствиям в контексте развития армии. Дело в том, что основу угандийского парка бронетанковой техники до сих пор составляют устаревшие Т-55.
С определенного времени танки Т-90 разных модификаций, в том числе и исходной «А», поставляются сирийской армии. По разным данным, дружественному государству уже было передано не менее нескольких десятков машин. Подобные поставки примечательны тем, что российские танки получили возможность принять участи в текущей войне и показать свой реальный потенциал. В ходе сирийской войны Т-90 разных версий подтвердили боевую эффективность и высокую живучесть. Широкую известность получили несколько инцидентов с обстрелом такой техники при помощи противотанковых комплексов, не завершившихся уничтожением бронемашин.
Для полноты картины также стоит отметить поставки танков Т-90С Туркмении и Армении. На вооружении туркменской армии на данный момент имеется всего четыре такие машины. Армянские вооруженные силы, в свою очередь, располагают лишь одним танком этого типа. Большой интерес представляет «происхождение» единственного танка Армении. В 2014 году сборная этой страны выступила на Чемпионате мира по танковому биатлону и заняла второе место в общем зачете. Такой успех был отмечен призом – танком Т-90С. Вскоре бронемашину передали армии-призеру.
В 2017 году неоднократно появлялись новые сообщения о будущих поставках танков семейства Т-90. Так, министерство обороны Ирака ранее сообщило о намерении приобрести не менее 70 российских бронемашин. При этом речь шла только о первой партии, и в дальнейшем мог появиться новый заказ. Стоимость соглашения, по понятным причинам, не оглашалась. В середине июля появились новые сообщения на этот счет. Российская сторона официально подтвердила факт подписания договора с Ираком. Тем не менее, и на этот раз объемы и стоимость контракта не уточнялись.
По разным оценкам, по новому контракту (или контрактам) Ирак может получить до нескольких сотен танков Т-90С или иной модификации общей стоимостью вплоть до 1 млрд долларов США. Естественно, все это лишь примерные оценки, и потому их не следует воспринимать слишком серьезно.
Несколько месяцев назад за рубежом и в нашей стране появились слухи и сообщения от неназванных источников о скором подписании контракта на поставку танков Т-90МС вооруженным силам Египта. Изначально в публикациях на эту тему упоминалась возможность продажи 400-500 танков, но позже эти числа заметно сократились. При этом говорится о возможности поставки части бронетехники в готовом виде параллельно с организацией лицензионной сборки. Можно предположить, что в самом ближайшем будущем появятся первые официальные сообщения о подобном контракте.
В скором будущем могут появиться новые экспортные контракты. В начале июля в свободный доступ попал отчет научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» за 2016 год. В этом документе приводились некоторые новые сведения, а также уточнялись уже известные. Кроме того, в отчете оговаривались приоритетные направления, которые предполагается осваивать в обозримом будущем.
Согласно отчету, в 2017 году планировалось своевременно и качественно исполнить уже заключенные контракты с зарубежными заказчиками. При этом речь шла о Вьетнаме, заказавшем 64 танков Т-90С и Т-90СК, а также Ираке, которому предстоит получить 73 машины тех же типов. Также в текущем году «Уралвагонзавод» должен завершить предконтрактную работу с Кувейтом, желающим приобрести 146 танков Т-90МС/МСК. Эти же машины планируется предложить и Индии.
Согласно имеющимся в открытом доступе данным, к настоящему времени силами отечественной оборонной промышленности в рамках экспортных контрактов было построено не менее 1400 основных боевых танков разных модификаций семейства Т-90. Не менее 1200-1300 бронемашин будет построено до конца текущего десятилетия в соответствии с уже имеющимися или планируемыми контрактами. Таким образом, численность проданных танков Т-90 будет постоянно расти, принося российской промышленности известные доходы.
Если все планируемые в настоящее время контракты будут подписаны и выполнены в установленный срок, то в зарубежных армиях в начале двадцатых годов будет служить более 2600 танков Т-90 полностью российского производства или зарубежной сборки. Благодаря этому один из последних российских танков вновь подтвердит свое звание самой успешной в коммерческом отношении машины своего класса. Индийские заказы достаточно давно позволили Т-90 оторваться от конкурентов в контексте объемов экспортных контрактов, а новые соглашения лишь укрепят его позиции на международном рынке вооружений.
Отчет «Уралвагонзавода» за прошлый год прямо говорит о том, что зарубежные заказчики все еще проявляют интерес к достаточно старой машине Т-90С и различным ее модификациям, но при этом им следует предлагать и более новый танк Т-90МС. Как известно, развитие семейства Т-90 продолжается до сих пор и регулярно приводит к новым результатам. Каждый новый вариант российского танка, воплощенный в металле, имеет все шансы заинтересовать потенциального заказчика и стать предметом очередной выгодной сделки.
Советские и российские танки очень давно присутствуют на международном рынке и вполне заслуженно сохраняют лидерские позиции. Новые машины семейства Т-90 продолжают эту «традицию» и, показывая высокие характеристики, позволяют России получать новые крупные контракты. На данный момент Т-90С и его модификации являются самыми коммерчески успешными танками в мире, строившимися после окончания Холодной войны. Есть все основания полагать, что такой статус российские танки будут сохранять в течение многих следующих лет.
По материалам:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://vz.ru/
http://iz.ru/
http://army.lv/
http://btvt.narod.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
The Military Balance 2017
Автор: Glenn Witcher