Полигоны Флориды (часть 8)
После ликвидации Организации Варшавского договора и развала СССР на американские полигоны широким потоком хлынула советская военная техника и вооружение. Особенно американцев интересовали системы противовоздушной обороны. Первым ЗРК советского производства, доставленным на полигон «Эглин», стал «Оса-АКМ». Этот мобильный комплекс, смонтированный на плавающем шасси, прибыл вместе с немецким расчётом. На первом этапе бывшие военнослужащие армии ГДР занимались обнаружением и сопровождением на разных высотах различных американских боевых самолетов. Испытания длились около 2 месяцев, на их завершающем этапе приступили к тестированию систем радиоэлектронного подавления и реальным стрельбам по беспилотным летательным аппаратам.
В след за «Осой» на полигоне появились: ЗРК С-75М3, С-125М1, экспортные модификации мобильных ЗРК «Квадрат» и «Круг». В 1991 году через «братские республики» бывшего СССР в США были доставлены новейшие по тем временам: ЗРК «Бук-М1» и «Тор», ЗРС С-300В и С-300ПТ/ПС.
Глубокому тестированию подверглись истребители советского производства, если ранее американцы в основном опробовали самолёты с БРЭО «экспортного» исполнения, то в начале 90-х у них появилась возможность испытать строевые машины, аналогичные тем, что имелись в советских ВВС. Во Флориде были замечены: МиГ-21УМ, МиГ-21бис, МиГ-23МЛ, МиГ-29 и, по некоторым данным, даже Су-27.
Двухместный МиГ-21УМ, принадлежащий частной авиационной компании Draken International, на авиабазе «Эглин»
Судьба истребителей советского производства оказалась разной. Относительно новые машины были законсервированы в ангарах или спрятаны от любопытных глаз на задворках полигона, где они до сих пор ждут своего часа. Самолёты, представляющие историческую ценность, пополнили экспозиции авиационных музеев или были проданы коллекционерам. В США примерно полсотни летающих МиГов находится в руках энтузиастов авиации и в парках частных авиационных компаний, оказывающих услуги в области боевой подготовки. Не востребованные советские истребители служили в качестве доноров запчастей или были использованы на полигонах в роли мишеней вместе со списанными американскими самолётами.
1 апреля 1965 года на авиабазе «Эглин» было сформировано 33-е истребительное авиакрыло. На вооружении этого авиационного подразделения до 1982 года состояли «Фантомы» модификаций F-4C/D/Е. С начала 80-х до 2012 года пилоты 33-го авиакрыла летали на истребителях F-15А/В/С/D. В 2009 году авиакрыло назначили головным подразделением по вводу в эксплуатацию истребителей F-35. Первый из 59 F-35 прибыл на авиабазу «Эглин» с заводского аэродрома Форт - Уорт, штат Техас 14 июля 2011 года.
58-я истребительная эскадрилья ВВС на F-35А и 101-я ударная эскадрилья КМП, где эксплуатируются F-35С, отвечают за обучение пилотов других авиационных подразделений, эксплуатационную оценку и выработку методик по обслуживанию и боевому применению самолётов. В этих подразделениях в дальнейшем должны готовиться лётные и технические кадры для иностранных заказчиков F-35.
49-я тестово-оценочная эскадрилья привлекается для оценки эффективности, надежности и эксплуатационной пригодности высокоточного вооружения и отработки применения ядерных авиационных боеприпасов.
Лёгкие транспортно-пассажирские С-145А использовались для доставки грузов и пассажиров на слабо подготовленные полевые полосы на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Афганистане и Пакистане. 18 декабря 2011года С-145А из состава 919-й авиагруппы специальных операций разбился при заходе на посадку на аэродроме Волан Рабат. Порывом ветра самолёт швырнуло вниз, после чего он скапотировал. На борту находилось 3 члена экипажа и 4 пассажира. Несмотря на то, что самолёт восстановлению не подлежал, все они выжили.
На аэродроме «Хелберт», что в 13 км к западу от основной ВПП «Эглин», также базируются авиационные подразделения сил специальных операций. Первоначально в 1944 году с этой взлётной полосы на побережье Мексиканского залива испытывались крылатые ракеты Republic-Ford JB-2, представлявшие собой копии германских V-1. Позже здесь недалеко от ВПП находилась испытательная стартовая площадка ЗРК MIM-14 Nike-Hercules, беспилотных перехватчиков CIM-10 Bomarс и крылатых ракет MGM-13 Mace.
Крылатая ракета наземного базирования MGM-13, принятая на вооружение в 1959 году, представляла собой классический самолёт-снаряд, оснащённый турбореактивным двигателем. Дальность пуска составляла 2000 км, скорость 1000 км/ч на высоте 12000 м. Ввиду высокой уязвимости к средствам ПВО служба крылатых ракет оказалась не долгой. Уже в 1969 году их сняли с вооружения и переделали в воздушные мишени.
После реконструкции ВПП аэродрома «Хелберт» в середине 50-х здесь разместили бомбардировщики B-57 Canberra. Через несколько лет «Кандерры» сменили B-66 Destroyer. Но и они базировались во Флориде не долго, вскоре большую часть бомбардировщиков переделали в аэрофоторазведчики и самолёты РЭБ, после чего их отправили на передовые авиабазы Азии и Европы.
В апреле 1961 года на аэродроме «Хелберт» была сформирована 4400-я тактическая эскадрилья. Эта часть с самого начала предназначалась для ведения антиповстанческой деятельности. Здесь имелись практически все типы специальных боевых самолётов и вертолетов, созданных для борьбы с партизанами в джунглях Индокитая. В сформированном на авиабазе секретном учебном центре в разное время проходили подготовку иностранные экипажи из Южного Вьетнама, Конго, Боливии, Сальвадора, Колумбии и других стран, где действовали антиправительственные повстанцы. В настоящее время аэродром «Хелберт» является важным звеном в организации жизнедеятельности американских специальных сил. Здесь находятся несколько учебных заведений, где готовят младший и средний командный состав специальных подразделений и офицеров разведки.
На вооружении 2-й эскадрильи специальных операций состоят ударно-разведывательные беспилотники MQ-9 Reaper. Это подразделение было сформировано относительно недавно – в 2009 году, когда Командование специальных операций пришло к выводу, что спецназу необходимы собственные беспилотники, действующие только в его интересах.
На вооружении 5-й эскадрильи специальных операций состоят самолёты Pilatus U-28А. U-28А - это модифицированный для ВВС США вариант турбовинтового однодвигательного самолёта бизнес класса Pilatus PC-12. Самолёт с максимальным взлетным весом 4750 кг имеет дальность полёта 3350 км и способен развить максимальную скорость 528 км/ч. Грузоподъёмность - 1150 кг груза или 9 пассажиров.
Командование специальных операций закупило 28 самолётов U-28А. По всей видимости, «Пилатусы» используются в качестве воздушных координационных пунктов, самолётов наблюдения и разведки. В 2012 году один самолёт U-28А, выполнявший разведывательную миссию, разбился в Джибути, в 10 км от американской военной базы Кэмп-Лемонье. Оба пилота и два оператора разведаппаратуры, находившиеся на борту, погибли.
711-я эскадрилья специальных операций в течение долгого времени эксплуатировала военно-транспортные и специальные «Геркулесы» различных моделей. Сейчас это подразделение находится в процессе перевооружения на новую технику. Возможно, это будут новые MC-130J Combat Commando II.
«Шутинг Стар» с бортовым номером 10-LO воевал в Корее в составе 51-го истребительного авиакрыла. Согласно американским данным, 8 ноября 1950 года лейтенант Russell J. Brown сбил на нём первый МиГ-15. После окончания войны самолёт был передан ВВС Уругвая, где служил до 1970 года, после чего возвращен обратно в США и сохранён как часть исторического наследия.
Вокруг истребителя-бомбардировщика F-105D Thunderchief с бортовым номером JV-771 и надписью «Ohio Express» на фюзеляже, совершившего во Вьетнаме 200 боевых вылетов, расположены различные образцы управляемого и неуправляемого авиационного вооружения. Здесь также представлены подвесные прицельно-обзорные контейнеры и лазерные дальномеры-целеуказатели, начиная от самых ранних моделей и заканчивая состоящими на вооружении. Во внутреннем помещении музея находится богатая коллекция крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов, от американской версии самолёта-снаряда «Фау-1» до крылатых ракет «Томагавк».
На внешней экспозиции музея выставлено более 30 экземпляров различной авиационной техники и вооружения. Самыми старыми являются: TB-25J Mitchell и B-17G Flying Fortress. «Митчелл», выставленный для всеобщего обозрения, примечателен тем, что этот учебно-тренировочный самолет, применявшийся для подготовки штурманов-бомбардиров, был последним поршневым В-25, который использовался ВВС до 1960 года.
После начала серийного производства сфера применения «Самаритянина» была существенно расширена. Под обозначением HC-131A он использовался береговой охраной. JC-131В предназначался для слежения за ракетными пусками. На С-131H испытывались турбовинтовые двигатели. Наиболее необычно выглядела летающая лаборатория с удлинённой носовой частью NC-131H.
С-131 стал первым самолётом, на котором в «Эглин» испытывались шестиствольные пулемёты винтовочного калибра, установленные с одного борта. Хотя эта машина никогда не использовалась в боевых действиях, именно мирный «Самаритянин» стал прототипом всех американских «ганшипов». Самолёт использовался также для испытаний различной авиационной электроники и при подготовке штурманов для ВВС. Но чаще всего, как и следовало ожидать, «Самаритянин» был задействован в рутинных транспортно-пассажирских перевозках. Служба С-131 в ВВС США продолжалась до 1990 года.
Во Вьетнаме американские «летающие канонерки», действующие над «Тропой Хо Ши Мина», иногда становились жертвами зенитной артиллерии и ЗРК СА-75. Случались и встречи с вьетнамскими истребителями. На выставочной площадке представлен бывший индонезийский МиГ-21Ф-13.
Во время лётных испытаний аппарат массой 150 кг с поршневым двигателем мощностью 24 л.с. развил скорость 210 км/ч и мог держаться в воздухе 3 часа. Полезная нагрузка в виде разведывательного оборудования или вооружения составляла 52 кг. В 80-е генералы ВВС, готовящиеся к большой войне с применением армад сверхзвуковых бомбардировщиков, не понимали роли беспилотников. Небольшой дрон с маломощным поршневым двигателем воспринимался как дорогостоящая игрушка и программу аннулировали в середине 80-х. Пересмотр взглядов на БПЛА у американских военных произошел не сразу, даже после успешного использования израильтянами беспилотников IAI Scout и Tadiran Mastiff для взлома сирийской системы ПВО в 1982 году.
Данный музейный экземпляр примечателен тем, что он единственный из всех экспонатов прибыл на выставочную площадку своим ходом. Активная служба этого MH-53М завершилась 5 сентября 2008 года. В прошлом вертолёт использовался американским спецназом и его постоянным местом базирования был аэродром «Хелберт».
Продолжение следует…
По материалам:
http://www.airwar.ru/enc/attack/pa48.html
http://www.afarmamentmuseum.com/
http://www.airfields-freeman.com/FL/Airfields_FL_Eglin.htm
http://www.designation-systems.net/dusrm/app5/wcmd.html
https://theaviationist.com/tag/eglin-air-force-base/page/3/
http://www.baaa-acro.com/2011/archives/crash-of-a-pzl-mielec-c-145a-skytruck-in-walan-rabat/
В след за «Осой» на полигоне появились: ЗРК С-75М3, С-125М1, экспортные модификации мобильных ЗРК «Квадрат» и «Круг». В 1991 году через «братские республики» бывшего СССР в США были доставлены новейшие по тем временам: ЗРК «Бук-М1» и «Тор», ЗРС С-300В и С-300ПТ/ПС.
Глубокому тестированию подверглись истребители советского производства, если ранее американцы в основном опробовали самолёты с БРЭО «экспортного» исполнения, то в начале 90-х у них появилась возможность испытать строевые машины, аналогичные тем, что имелись в советских ВВС. Во Флориде были замечены: МиГ-21УМ, МиГ-21бис, МиГ-23МЛ, МиГ-29 и, по некоторым данным, даже Су-27.
Двухместный МиГ-21УМ, принадлежащий частной авиационной компании Draken International, на авиабазе «Эглин»
Судьба истребителей советского производства оказалась разной. Относительно новые машины были законсервированы в ангарах или спрятаны от любопытных глаз на задворках полигона, где они до сих пор ждут своего часа. Самолёты, представляющие историческую ценность, пополнили экспозиции авиационных музеев или были проданы коллекционерам. В США примерно полсотни летающих МиГов находится в руках энтузиастов авиации и в парках частных авиационных компаний, оказывающих услуги в области боевой подготовки. Не востребованные советские истребители служили в качестве доноров запчастей или были использованы на полигонах в роли мишеней вместе со списанными американскими самолётами.
1 апреля 1965 года на авиабазе «Эглин» было сформировано 33-е истребительное авиакрыло. На вооружении этого авиационного подразделения до 1982 года состояли «Фантомы» модификаций F-4C/D/Е. С начала 80-х до 2012 года пилоты 33-го авиакрыла летали на истребителях F-15А/В/С/D. В 2009 году авиакрыло назначили головным подразделением по вводу в эксплуатацию истребителей F-35. Первый из 59 F-35 прибыл на авиабазу «Эглин» с заводского аэродрома Форт - Уорт, штат Техас 14 июля 2011 года.
58-я истребительная эскадрилья ВВС на F-35А и 101-я ударная эскадрилья КМП, где эксплуатируются F-35С, отвечают за обучение пилотов других авиационных подразделений, эксплуатационную оценку и выработку методик по обслуживанию и боевому применению самолётов. В этих подразделениях в дальнейшем должны готовиться лётные и технические кадры для иностранных заказчиков F-35.
49-я тестово-оценочная эскадрилья привлекается для оценки эффективности, надежности и эксплуатационной пригодности высокоточного вооружения и отработки применения ядерных авиационных боеприпасов.
Лёгкие транспортно-пассажирские С-145А использовались для доставки грузов и пассажиров на слабо подготовленные полевые полосы на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Афганистане и Пакистане. 18 декабря 2011года С-145А из состава 919-й авиагруппы специальных операций разбился при заходе на посадку на аэродроме Волан Рабат. Порывом ветра самолёт швырнуло вниз, после чего он скапотировал. На борту находилось 3 члена экипажа и 4 пассажира. Несмотря на то, что самолёт восстановлению не подлежал, все они выжили.
На аэродроме «Хелберт», что в 13 км к западу от основной ВПП «Эглин», также базируются авиационные подразделения сил специальных операций. Первоначально в 1944 году с этой взлётной полосы на побережье Мексиканского залива испытывались крылатые ракеты Republic-Ford JB-2, представлявшие собой копии германских V-1. Позже здесь недалеко от ВПП находилась испытательная стартовая площадка ЗРК MIM-14 Nike-Hercules, беспилотных перехватчиков CIM-10 Bomarс и крылатых ракет MGM-13 Mace.
Запуск крылатой ракеты MGM-13
Крылатая ракета наземного базирования MGM-13, принятая на вооружение в 1959 году, представляла собой классический самолёт-снаряд, оснащённый турбореактивным двигателем. Дальность пуска составляла 2000 км, скорость 1000 км/ч на высоте 12000 м. Ввиду высокой уязвимости к средствам ПВО служба крылатых ракет оказалась не долгой. Уже в 1969 году их сняли с вооружения и переделали в воздушные мишени.
После реконструкции ВПП аэродрома «Хелберт» в середине 50-х здесь разместили бомбардировщики B-57 Canberra. Через несколько лет «Кандерры» сменили B-66 Destroyer. Но и они базировались во Флориде не долго, вскоре большую часть бомбардировщиков переделали в аэрофоторазведчики и самолёты РЭБ, после чего их отправили на передовые авиабазы Азии и Европы.
В апреле 1961 года на аэродроме «Хелберт» была сформирована 4400-я тактическая эскадрилья. Эта часть с самого начала предназначалась для ведения антиповстанческой деятельности. Здесь имелись практически все типы специальных боевых самолётов и вертолетов, созданных для борьбы с партизанами в джунглях Индокитая. В сформированном на авиабазе секретном учебном центре в разное время проходили подготовку иностранные экипажи из Южного Вьетнама, Конго, Боливии, Сальвадора, Колумбии и других стран, где действовали антиправительственные повстанцы. В настоящее время аэродром «Хелберт» является важным звеном в организации жизнедеятельности американских специальных сил. Здесь находятся несколько учебных заведений, где готовят младший и средний командный состав специальных подразделений и офицеров разведки.
На вооружении 2-й эскадрильи специальных операций состоят ударно-разведывательные беспилотники MQ-9 Reaper. Это подразделение было сформировано относительно недавно – в 2009 году, когда Командование специальных операций пришло к выводу, что спецназу необходимы собственные беспилотники, действующие только в его интересах.
На вооружении 5-й эскадрильи специальных операций состоят самолёты Pilatus U-28А. U-28А - это модифицированный для ВВС США вариант турбовинтового однодвигательного самолёта бизнес класса Pilatus PC-12. Самолёт с максимальным взлетным весом 4750 кг имеет дальность полёта 3350 км и способен развить максимальную скорость 528 км/ч. Грузоподъёмность - 1150 кг груза или 9 пассажиров.
U-28А
Командование специальных операций закупило 28 самолётов U-28А. По всей видимости, «Пилатусы» используются в качестве воздушных координационных пунктов, самолётов наблюдения и разведки. В 2012 году один самолёт U-28А, выполнявший разведывательную миссию, разбился в Джибути, в 10 км от американской военной базы Кэмп-Лемонье. Оба пилота и два оператора разведаппаратуры, находившиеся на борту, погибли.
711-я эскадрилья специальных операций в течение долгого времени эксплуатировала военно-транспортные и специальные «Геркулесы» различных моделей. Сейчас это подразделение находится в процессе перевооружения на новую технику. Возможно, это будут новые MC-130J Combat Commando II.
«Шутинг Стар» с бортовым номером 10-LO воевал в Корее в составе 51-го истребительного авиакрыла. Согласно американским данным, 8 ноября 1950 года лейтенант Russell J. Brown сбил на нём первый МиГ-15. После окончания войны самолёт был передан ВВС Уругвая, где служил до 1970 года, после чего возвращен обратно в США и сохранён как часть исторического наследия.
Вокруг истребителя-бомбардировщика F-105D Thunderchief с бортовым номером JV-771 и надписью «Ohio Express» на фюзеляже, совершившего во Вьетнаме 200 боевых вылетов, расположены различные образцы управляемого и неуправляемого авиационного вооружения. Здесь также представлены подвесные прицельно-обзорные контейнеры и лазерные дальномеры-целеуказатели, начиная от самых ранних моделей и заканчивая состоящими на вооружении. Во внутреннем помещении музея находится богатая коллекция крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов, от американской версии самолёта-снаряда «Фау-1» до крылатых ракет «Томагавк».
На внешней экспозиции музея выставлено более 30 экземпляров различной авиационной техники и вооружения. Самыми старыми являются: TB-25J Mitchell и B-17G Flying Fortress. «Митчелл», выставленный для всеобщего обозрения, примечателен тем, что этот учебно-тренировочный самолет, применявшийся для подготовки штурманов-бомбардиров, был последним поршневым В-25, который использовался ВВС до 1960 года.
C-131A
После начала серийного производства сфера применения «Самаритянина» была существенно расширена. Под обозначением HC-131A он использовался береговой охраной. JC-131В предназначался для слежения за ракетными пусками. На С-131H испытывались турбовинтовые двигатели. Наиболее необычно выглядела летающая лаборатория с удлинённой носовой частью NC-131H.
NC-131H
С-131 стал первым самолётом, на котором в «Эглин» испытывались шестиствольные пулемёты винтовочного калибра, установленные с одного борта. Хотя эта машина никогда не использовалась в боевых действиях, именно мирный «Самаритянин» стал прототипом всех американских «ганшипов». Самолёт использовался также для испытаний различной авиационной электроники и при подготовке штурманов для ВВС. Но чаще всего, как и следовало ожидать, «Самаритянин» был задействован в рутинных транспортно-пассажирских перевозках. Служба С-131 в ВВС США продолжалась до 1990 года.
Во Вьетнаме американские «летающие канонерки», действующие над «Тропой Хо Ши Мина», иногда становились жертвами зенитной артиллерии и ЗРК СА-75. Случались и встречи с вьетнамскими истребителями. На выставочной площадке представлен бывший индонезийский МиГ-21Ф-13.
БПЛА МQМ-105 в Музее вооружения ВВС
Во время лётных испытаний аппарат массой 150 кг с поршневым двигателем мощностью 24 л.с. развил скорость 210 км/ч и мог держаться в воздухе 3 часа. Полезная нагрузка в виде разведывательного оборудования или вооружения составляла 52 кг. В 80-е генералы ВВС, готовящиеся к большой войне с применением армад сверхзвуковых бомбардировщиков, не понимали роли беспилотников. Небольшой дрон с маломощным поршневым двигателем воспринимался как дорогостоящая игрушка и программу аннулировали в середине 80-х. Пересмотр взглядов на БПЛА у американских военных произошел не сразу, даже после успешного использования израильтянами беспилотников IAI Scout и Tadiran Mastiff для взлома сирийской системы ПВО в 1982 году.
MH-53М
Данный музейный экземпляр примечателен тем, что он единственный из всех экспонатов прибыл на выставочную площадку своим ходом. Активная служба этого MH-53М завершилась 5 сентября 2008 года. В прошлом вертолёт использовался американским спецназом и его постоянным местом базирования был аэродром «Хелберт».
Продолжение следует…
По материалам:
http://www.airwar.ru/enc/attack/pa48.html
http://www.afarmamentmuseum.com/
http://www.airfields-freeman.com/FL/Airfields_FL_Eglin.htm
http://www.designation-systems.net/dusrm/app5/wcmd.html
https://theaviationist.com/tag/eglin-air-force-base/page/3/
http://www.baaa-acro.com/2011/archives/crash-of-a-pzl-mielec-c-145a-skytruck-in-walan-rabat/
Автор: Bongo