Коммерческий космос. Новые вызовы и ответы на них
В настоящее время на рынке коммерческих запусков космических аппаратов наблюдаются весьма интересные явления. Одна из сравнительно молодых частных коммерческих организаций не просто довела свою ракетно-космическую технику до эксплуатации, но и показывает самые серьезные результаты. Ее доля в сфере коммерческих запусков постоянно увеличивается, тогда как признанным лидерам рынка приходится потесниться. Чтобы справиться с имеющейся конкуренцией и не допустить потери своей доли запусков, старым и опытным организациям придется принять соответствующие меры.
Главной угрозой для коммерческих показателей старых участников рынка в последние годы стала американская частная компания SpaceX. Имея определенную финансовую, организационную и технологическую поддержку, эта организация смогла разработать новые образцы ракетно-космической техники и затем довести ее до стадии использования на практике. Внедрение нестандартных решений и выгодные коммерческие предложения, дополненные агрессивной рекламной кампанией, привели к имеющимся результатам.
С начала 2017 года копания SpaceX выполнила 12 запусков ракет-носителей Falcon 9 с коммерческой нагрузкой на борту. До конца года предполагается запустить еще 11 ракет этого типа. Три пуска в этом году были проведены в интересах NASA. Еще одна ракета несла полезную нагрузку военного назначения. Заказчиками по оставшимся запускам стали различные коммерческие организации из разных стран. Схожим образом обстоит дело и с предстоящими запусками, которые преимущественно будут осуществляться в интересах частных компаний тех или иных отраслей.
Российскими организациями в настоящее время разрабатывается сразу несколько проектов перспективных ракет-носителей, пригодных для решения нескольких основных задач. Благодаря их появлению Россия сможет не только обеспечивать существование группировки космических аппаратов или проводить различные научные программы, но и рассчитывать на увеличение своей доли мирового рынка коммерческих запусков.
Еще в 2015 году руководители ракетно-космической отрасли сообщили о запуске проекта «Союз-5», результатом которого должно стать появление перспективной средней ракеты-носителя. В дальнейшем основные российские предприятия были заняты формированием общего облика ракеты и технического задания на нее. При этом были определены подходы к реализации проекта при определенном участии зарубежных стран, а также оглашены примерные сроки завершения основных этапов проекта.
Буквально пару недель назад стало известно, что проект «Союз-5» перешел в стадию эскизного проектирования. В ходе этих работ планируется проработать вариант ракеты, оснащенной одним двигателем РД-171М на первой ступени и двумя РД-0124 на второй. Сообщалось, что эскизный проект будет готов уже в ноябре этого года. По всей видимости, после этого промышленность сможет приступить к полноценному проектированию и подготовке всей необходимой документации.
Согласно имеющимся планам, в самом начале следующего десятилетия на космодроме Байконур начнется модернизация одного из стартов, после чего он сможет обеспечивать работу ракет «Союз-5». Первый старт состоится не ранее 2022-23 годов. Одной из первых полезных нагрузок для перспективной ракеты станет космический корабль «Федерация». Не ранее середины двадцатых годов ракету примут в полноценную эксплуатацию. Ее можно будет запускать как с Байконура, так и с Восточного. Получив такую ракету-носитель, российские специалисты смогут отправлять на низкую околоземную орбиту до 15-17 т груза того или иного рода.
Чуть больше года назад руководство Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева рассказало о планах по созданию перспективных ракет-носителей, изначально предназначенных для коммерческой эксплуатации. Новые ракеты отечественной разработки должны будут конкурировать с зарубежными аналогами в области запуска пятитонных геостационарных искусственных спутников Земли. Примечательно, что, комментируя новые проекты, руководители Центра прямо говорили о создании ответа на разработки компании SpaceX.
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и компания International Launch Services рассказали о разработке сразу двух проектов, обозначенных как «Вариации ракеты «Протон». Эти разработки получили рабочие названия Proton Medium («Протон» средний») и Proton Light («Протон» легкий»). Как ясно из названий проектов, их целью является создателей легкого и среднего класса, способных решать задачи в разных нишах рынка. Для упрощения и удешевления проекта было предложено самым широким образом использовать узлы и агрегаты серийных ракет «Протон-М», эксплуатируемых в настоящее время.
Согласно информации 2016 года, «Протон» средний» должен был представлять собой базовый «Протон-М» без штатной второй ступени. Собственные две ступени должны будут дополняться разгонным блоком «Бриз-М». В рамках «легкого» проекта предлагалось переработать конструкцию серийной первой ступени. Вместо шести двигателей, установленных в боковых агрегатах корпусе, следует использовать лишь четыре, что приведет к соответствующему изменению основных характеристик. Ракета среднего класса, по расчетам, сможет отправлять на геостационарную орбиту до 5,5 т полезной нагрузки, легкого класса – до 4,17 т.
Год назад сообщалось, что первая ракета Proton Medium сможет впервые отправиться в космос уже в 2018 году. Запускать ее предполагалось с площадки №24 космодрома Байконур. Первый запуск Proton Light предполагалось выполнить уже в 2019-м. Столь скорой реализации смелого проекта должно было поспособствовать широчайшее применение готовых узлов и агрегатов. Являясь перестроенным «Протоном-М», новые «вариации ракеты» не нуждались в значительном числе специально разработанных деталей. Разработка требуемых новых устройств, в свою очередь, не должна была занять много времени.
Согласно последним сообщениям, поступившим в конце августа, на данный момент для реализации был выбран средний вариант обновленного «Протона». При этом были изменены сроки реализации проекта. Так, первый полет Proton Medium сдвинули на начало 2019 года. Сроки начала сборки и запусков «легкой» ракеты-носителя пока не уточняются. В рамках нового проекта Центр им. Хруничева планирует использовать принцип т.н. диспетчеризации. Таким образом, за внутреннюю и внешнюю кооперацию, а также за технологическую цепочку будет отвечать конкретное лицо.
Проекты модернизации ракеты «Протон-М» пока находятся на стадии разработки и новая техника еще не готова к эксплуатации. Тем не менее, уже известно об их первых коммерческих успехах. Компания International Launch Services, которой предстоит организовывать эксплуатацию ракет Proton Light и Proton Medium, объявила о получении заказа от компании Eutelsat Communications. Один из крупнейших операторов спутниковой связи намерен вывести на орбиту свой новый аппарат именно при помощи перспективной российской ракеты.
В течение нескольких последних лет на международном рынке коммерческих запусков космических аппаратов наблюдаются весьма интересные тенденции. Не так давно частные компании-разработчики попросту не воспринимались всерьез, но теперь ситуация в корне изменилась. Коммерсанты не только сумели вывести на рынок новые образцы техники, но и показать весьма примечательные результаты. За несколько лет наиболее успешная компания, пользуясь определенным содействием третьих организаций, сумела отвоевать заметную часть рынка.
Как долго будет длиться такой передел рынка, и к каким результатам приведет – пока говорить рано. Однако уже сейчас понятно, что признанные лидеры отрасли, позициям которых угрожает деятельность новых участников, предпримут все необходимые шаги и попытаются сохранить наиболее выгодную для себя ситуацию. Это значит, что в самом ближайшем будущем могут быть обнародованы новые сведения о планах ракетно-космической отрасли и ее новых разработках разного рода.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://ilslaunch.com/
http://spacex.com/
http://mediasat.info/
http://take-off.ru/
Главной угрозой для коммерческих показателей старых участников рынка в последние годы стала американская частная компания SpaceX. Имея определенную финансовую, организационную и технологическую поддержку, эта организация смогла разработать новые образцы ракетно-космической техники и затем довести ее до стадии использования на практике. Внедрение нестандартных решений и выгодные коммерческие предложения, дополненные агрессивной рекламной кампанией, привели к имеющимся результатам.
С начала 2017 года копания SpaceX выполнила 12 запусков ракет-носителей Falcon 9 с коммерческой нагрузкой на борту. До конца года предполагается запустить еще 11 ракет этого типа. Три пуска в этом году были проведены в интересах NASA. Еще одна ракета несла полезную нагрузку военного назначения. Заказчиками по оставшимся запускам стали различные коммерческие организации из разных стран. Схожим образом обстоит дело и с предстоящими запусками, которые преимущественно будут осуществляться в интересах частных компаний тех или иных отраслей.
Российскими организациями в настоящее время разрабатывается сразу несколько проектов перспективных ракет-носителей, пригодных для решения нескольких основных задач. Благодаря их появлению Россия сможет не только обеспечивать существование группировки космических аппаратов или проводить различные научные программы, но и рассчитывать на увеличение своей доли мирового рынка коммерческих запусков.
Еще в 2015 году руководители ракетно-космической отрасли сообщили о запуске проекта «Союз-5», результатом которого должно стать появление перспективной средней ракеты-носителя. В дальнейшем основные российские предприятия были заняты формированием общего облика ракеты и технического задания на нее. При этом были определены подходы к реализации проекта при определенном участии зарубежных стран, а также оглашены примерные сроки завершения основных этапов проекта.
Буквально пару недель назад стало известно, что проект «Союз-5» перешел в стадию эскизного проектирования. В ходе этих работ планируется проработать вариант ракеты, оснащенной одним двигателем РД-171М на первой ступени и двумя РД-0124 на второй. Сообщалось, что эскизный проект будет готов уже в ноябре этого года. По всей видимости, после этого промышленность сможет приступить к полноценному проектированию и подготовке всей необходимой документации.
Согласно имеющимся планам, в самом начале следующего десятилетия на космодроме Байконур начнется модернизация одного из стартов, после чего он сможет обеспечивать работу ракет «Союз-5». Первый старт состоится не ранее 2022-23 годов. Одной из первых полезных нагрузок для перспективной ракеты станет космический корабль «Федерация». Не ранее середины двадцатых годов ракету примут в полноценную эксплуатацию. Ее можно будет запускать как с Байконура, так и с Восточного. Получив такую ракету-носитель, российские специалисты смогут отправлять на низкую околоземную орбиту до 15-17 т груза того или иного рода.
Чуть больше года назад руководство Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева рассказало о планах по созданию перспективных ракет-носителей, изначально предназначенных для коммерческой эксплуатации. Новые ракеты отечественной разработки должны будут конкурировать с зарубежными аналогами в области запуска пятитонных геостационарных искусственных спутников Земли. Примечательно, что, комментируя новые проекты, руководители Центра прямо говорили о создании ответа на разработки компании SpaceX.
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и компания International Launch Services рассказали о разработке сразу двух проектов, обозначенных как «Вариации ракеты «Протон». Эти разработки получили рабочие названия Proton Medium («Протон» средний») и Proton Light («Протон» легкий»). Как ясно из названий проектов, их целью является создателей легкого и среднего класса, способных решать задачи в разных нишах рынка. Для упрощения и удешевления проекта было предложено самым широким образом использовать узлы и агрегаты серийных ракет «Протон-М», эксплуатируемых в настоящее время.
Согласно информации 2016 года, «Протон» средний» должен был представлять собой базовый «Протон-М» без штатной второй ступени. Собственные две ступени должны будут дополняться разгонным блоком «Бриз-М». В рамках «легкого» проекта предлагалось переработать конструкцию серийной первой ступени. Вместо шести двигателей, установленных в боковых агрегатах корпусе, следует использовать лишь четыре, что приведет к соответствующему изменению основных характеристик. Ракета среднего класса, по расчетам, сможет отправлять на геостационарную орбиту до 5,5 т полезной нагрузки, легкого класса – до 4,17 т.
Год назад сообщалось, что первая ракета Proton Medium сможет впервые отправиться в космос уже в 2018 году. Запускать ее предполагалось с площадки №24 космодрома Байконур. Первый запуск Proton Light предполагалось выполнить уже в 2019-м. Столь скорой реализации смелого проекта должно было поспособствовать широчайшее применение готовых узлов и агрегатов. Являясь перестроенным «Протоном-М», новые «вариации ракеты» не нуждались в значительном числе специально разработанных деталей. Разработка требуемых новых устройств, в свою очередь, не должна была занять много времени.
Согласно последним сообщениям, поступившим в конце августа, на данный момент для реализации был выбран средний вариант обновленного «Протона». При этом были изменены сроки реализации проекта. Так, первый полет Proton Medium сдвинули на начало 2019 года. Сроки начала сборки и запусков «легкой» ракеты-носителя пока не уточняются. В рамках нового проекта Центр им. Хруничева планирует использовать принцип т.н. диспетчеризации. Таким образом, за внутреннюю и внешнюю кооперацию, а также за технологическую цепочку будет отвечать конкретное лицо.
Проекты модернизации ракеты «Протон-М» пока находятся на стадии разработки и новая техника еще не готова к эксплуатации. Тем не менее, уже известно об их первых коммерческих успехах. Компания International Launch Services, которой предстоит организовывать эксплуатацию ракет Proton Light и Proton Medium, объявила о получении заказа от компании Eutelsat Communications. Один из крупнейших операторов спутниковой связи намерен вывести на орбиту свой новый аппарат именно при помощи перспективной российской ракеты.
В течение нескольких последних лет на международном рынке коммерческих запусков космических аппаратов наблюдаются весьма интересные тенденции. Не так давно частные компании-разработчики попросту не воспринимались всерьез, но теперь ситуация в корне изменилась. Коммерсанты не только сумели вывести на рынок новые образцы техники, но и показать весьма примечательные результаты. За несколько лет наиболее успешная компания, пользуясь определенным содействием третьих организаций, сумела отвоевать заметную часть рынка.
Как долго будет длиться такой передел рынка, и к каким результатам приведет – пока говорить рано. Однако уже сейчас понятно, что признанные лидеры отрасли, позициям которых угрожает деятельность новых участников, предпримут все необходимые шаги и попытаются сохранить наиболее выгодную для себя ситуацию. Это значит, что в самом ближайшем будущем могут быть обнародованы новые сведения о планах ракетно-космической отрасли и ее новых разработках разного рода.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://ilslaunch.com/
http://spacex.com/
http://mediasat.info/
http://take-off.ru/
Автор: Glenn Witcher