Танк, тяжёлый поневоле
Единственным тяжёлым танком, который поставлялся во время Великой Отечественной войны в СССР союзниками по антигитлеровской коалиции, стал английский Churchill. У американцев же с тяжёлыми танками дело не задалось. Программа по разработке Heavy Tank M6 зашла в тупик. Тем не менее тяжёлые танки в годы Второй мировой войны у них всё же появились. Речь идет о Heavy Tank T26E3, принятых на вооружение как M26 Pershing. Впрочем, «тяжёлым» T26E3 считался условно: фактически эта машина относилась к средним танкам. К тяжёлым его причислили лишь по массе, да и то временно: после войны M26 снова стал средним. Этот материал посвящён испытаниям T26E3 в СССР, в ходе которых его сравнивали с тяжёлыми танками.
В планах по поставкам
Программа разработки средних танков семейства T20/T23 была запущена в США в середине 1942 года. Эти машины радикально отличались от других американских разработок. Вместо схемы с носовым размещением трансмиссии, которую в свое время Гарри Нокс срисовал с английского Vickers Mk.E, эти танки получили классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Конструкция американских танков постепенно эволюционировала, не в последнюю очередь благодаря изучению зарубежных образцов. Есть здесь и отчасти советский след: изучение Т-34 и КВ-1 как минимум повлияло на дальнейшую разработку танков данного семейства. Прежде всего это справедливо в отношении перехода от подвески VVSS к торсионной. Хотя «прописалась» в проекте торсионная подвеска далеко не сразу, в конце концов она победила.
Предполагалось, что оснащённый торсионной подвеской Medium Tank T23E3 будет стандартизирован как Medium Tank M27, но эту машину погубила электрическая трансмиссия. Тем не менее часть танка всё же пошла в серию. Его башню поставили на шасси Medium Tank M4, что заметно улучшило боевую эффективность машины.
Заявка Главного бронетанкового управления Красной армии на получение американской военной техники в 1945 году. Как можно заметить, M26 в ней присутствует, причём в достаточно большом количестве
К середине 1944 года стала поступать гораздо более полная информация. Советские специалисты уже знали о том, что перспективные средние танки существуют в разных вариациях, отличаясь друг от друга подвеской и другими элементами. Было известно и о том, что торсионная подвеска далеко не сразу была признана оптимальной. Согласно поступившей информации, подвеска HVSS показала едва ли не лучшие результаты, так что американские военные долго колебались. Знали наши военные и о том, что 25 июля 1944 года Medium Tank T26 и Medium Tank T26E1 перевели в класс тяжёлых танков. Имелись на руках и данные по объёму выпуска танков. В соответствии с ними получалось, что из новых средних танков наиболее массово производились Medium Tank T23, хотя как раз в это время программа T23 постепенно сворачивалась в пользу T25 или T26.
Бронебойные снаряды M77 (слева) и M82
Следующим этапом стало испытание вооружения. На Heavy Tank T26E3 была установлена 90-мм пушка M3, имевшая баллистику зенитного орудия M1. К моменту начала испытаний удалось получить оба типа бронебойных снарядов к ней, а также осколочно-фугасные. По итогам испытаний на скорострельность удалось добиться показателя в 6–7 выстрелов в минуту. В ходе стрельбы с коротких остановок удалось добиться скорострельности 1 выстрел в 11 секунд. Столь долгие промежутки между выстрелами стали результатом того, что при остановке танк некоторое время раскачивался. Точность стрельбы с коротких остановок была признана хорошей.
Следы от попадания в бортовую броню «Тигра» снарядами M77 на дистанции 1300 метров
Весьма неоднозначными оказались и результаты испытаний орудия на пробиваемость. При стрельбе использовалось два типа бронебойных снарядов: остроголовый M77 без бронебойного наконечника и остроголовый M82 с бронебойным и баллистическим наконечником. Для отстрела использовались отдельные плиты немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, установленные под разными углами наклона. По итогам испытаний выяснилось, что снаряд M77 пробивает плиту толщиной 82 мм под углом наклона 50 градусов на дистанции 1300 м. В целом этот результат признали схожим с данными немецкой 88-мм пушки KwK 36. Результаты хорошие, но дело в том, что на немецких танках, особенно тяжёлых, стояли куда более мощные орудия. Также американское орудие оказалось немного лучшим 85-мм советского орудия С-53, но было хуже 100-мм пушки Д-10.
Серьёзная недооценка
Не совсем заслуженный статус тяжёлого танка и крайне неоднозначные в связи с этим результаты испытаний стали причиной достаточно сурового вердикта. Признавая ряд положительных качеств T26E3, испытатели посчитали T26E3 не отвечающим современным требованиям. Но ведь на деле T26E3 был не тяжёлым танком, а средним. Да и заключение советских специалистов о том, что это опытный танк, оказалось большой ошибкой. Heavy Tank T26E3 вполне успешно воевал в последние месяцы Второй мировой войны. Вместе с тем вердикт о слабости его брони по итогам боёв подтвердился.
Спустя 5 лет M26 Pershing, уже в статусе среднего танка, воевал в Корее. Там его противниками оказались Т-34–85, которые он значительно превосходил. Как бы то ни было, обвинять испытателей в недооценке американского танка не стоит. Формально он значился тяжёлым, поэтому советские специалисты и сравнивали его с немецкими тяжёлыми танками, а также с ИС-3. До наших дней испытывавшийся в СССР танк не дожил: по окончании испытаний он отправился в Ленинград, откуда уже не вернулся.
В планах по поставкам
Программа разработки средних танков семейства T20/T23 была запущена в США в середине 1942 года. Эти машины радикально отличались от других американских разработок. Вместо схемы с носовым размещением трансмиссии, которую в свое время Гарри Нокс срисовал с английского Vickers Mk.E, эти танки получили классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Конструкция американских танков постепенно эволюционировала, не в последнюю очередь благодаря изучению зарубежных образцов. Есть здесь и отчасти советский след: изучение Т-34 и КВ-1 как минимум повлияло на дальнейшую разработку танков данного семейства. Прежде всего это справедливо в отношении перехода от подвески VVSS к торсионной. Хотя «прописалась» в проекте торсионная подвеска далеко не сразу, в конце концов она победила.
Предполагалось, что оснащённый торсионной подвеской Medium Tank T23E3 будет стандартизирован как Medium Tank M27, но эту машину погубила электрическая трансмиссия. Тем не менее часть танка всё же пошла в серию. Его башню поставили на шасси Medium Tank M4, что заметно улучшило боевую эффективность машины.
Заявка Главного бронетанкового управления Красной армии на получение американской военной техники в 1945 году. Как можно заметить, M26 в ней присутствует, причём в достаточно большом количестве
К середине 1944 года стала поступать гораздо более полная информация. Советские специалисты уже знали о том, что перспективные средние танки существуют в разных вариациях, отличаясь друг от друга подвеской и другими элементами. Было известно и о том, что торсионная подвеска далеко не сразу была признана оптимальной. Согласно поступившей информации, подвеска HVSS показала едва ли не лучшие результаты, так что американские военные долго колебались. Знали наши военные и о том, что 25 июля 1944 года Medium Tank T26 и Medium Tank T26E1 перевели в класс тяжёлых танков. Имелись на руках и данные по объёму выпуска танков. В соответствии с ними получалось, что из новых средних танков наиболее массово производились Medium Tank T23, хотя как раз в это время программа T23 постепенно сворачивалась в пользу T25 или T26.
Бронебойные снаряды M77 (слева) и M82
Следующим этапом стало испытание вооружения. На Heavy Tank T26E3 была установлена 90-мм пушка M3, имевшая баллистику зенитного орудия M1. К моменту начала испытаний удалось получить оба типа бронебойных снарядов к ней, а также осколочно-фугасные. По итогам испытаний на скорострельность удалось добиться показателя в 6–7 выстрелов в минуту. В ходе стрельбы с коротких остановок удалось добиться скорострельности 1 выстрел в 11 секунд. Столь долгие промежутки между выстрелами стали результатом того, что при остановке танк некоторое время раскачивался. Точность стрельбы с коротких остановок была признана хорошей.
Следы от попадания в бортовую броню «Тигра» снарядами M77 на дистанции 1300 метров
Весьма неоднозначными оказались и результаты испытаний орудия на пробиваемость. При стрельбе использовалось два типа бронебойных снарядов: остроголовый M77 без бронебойного наконечника и остроголовый M82 с бронебойным и баллистическим наконечником. Для отстрела использовались отдельные плиты немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, установленные под разными углами наклона. По итогам испытаний выяснилось, что снаряд M77 пробивает плиту толщиной 82 мм под углом наклона 50 градусов на дистанции 1300 м. В целом этот результат признали схожим с данными немецкой 88-мм пушки KwK 36. Результаты хорошие, но дело в том, что на немецких танках, особенно тяжёлых, стояли куда более мощные орудия. Также американское орудие оказалось немного лучшим 85-мм советского орудия С-53, но было хуже 100-мм пушки Д-10.
Серьёзная недооценка
Не совсем заслуженный статус тяжёлого танка и крайне неоднозначные в связи с этим результаты испытаний стали причиной достаточно сурового вердикта. Признавая ряд положительных качеств T26E3, испытатели посчитали T26E3 не отвечающим современным требованиям. Но ведь на деле T26E3 был не тяжёлым танком, а средним. Да и заключение советских специалистов о том, что это опытный танк, оказалось большой ошибкой. Heavy Tank T26E3 вполне успешно воевал в последние месяцы Второй мировой войны. Вместе с тем вердикт о слабости его брони по итогам боёв подтвердился.
Спустя 5 лет M26 Pershing, уже в статусе среднего танка, воевал в Корее. Там его противниками оказались Т-34–85, которые он значительно превосходил. Как бы то ни было, обвинять испытателей в недооценке американского танка не стоит. Формально он значился тяжёлым, поэтому советские специалисты и сравнивали его с немецкими тяжёлыми танками, а также с ИС-3. До наших дней испытывавшийся в СССР танк не дожил: по окончании испытаний он отправился в Ленинград, откуда уже не вернулся.
Автор: Лев