Источник информации – псалтирь!
Источником информации для историка являются самые разные «вещи». Это артефакты, дошедшие до нас из глубины веков и сохранившиеся в частных коллекциях и музейных собраниях, находки археологов, добытые ими в пыли и грязи раскопок, это и древние рукописи – рваные папирусы из Египта, шелковые свитки из Китая, пергаментные манускрипты Европы. И они очень о многом рассказывают, хотя и не всегда. К сожалению, в школьных учебниках по истории историографической стороне дела внимание не уделяется совсем. То есть что взято и откуда в подписях под фотографиями и рисунками не указывается. А это неправильно, впрочем, учебники истории для школы – это разговор особый. А нас сегодня интересуют «картинки» из средневековых иллюминированных, то есть иллюстрированных книг. И расскажем мы только об одной такой книге, причем книге вроде бы не очень интересной – псалтыри, то есть книге религиозного содержания.
Хлудовская псалтырь (IX век). На миниатюрах (XIII в. отметим, что в это время миниатюры псалтыри были полностью переписаны) слева изображён царь Давид, играющий на псалтерии, справа — он же, побеждающий врагов и диких животных. Хранится в собрании рукописных документов Государственного Исторического Музея в Москве, № 129д.
«Псалтырь Латрелла» хранится в Британской библиотеке, где находятся многие знаменитые иллюминированные средневековые манускрипты. Все, кто ее видел, говорят, что, книга эта не просто очень красива, а что она завораживающая. И знаменита она прежде всего своими забавными и красочными изображениями сельской Англии, гротескными фигурами мира демонов и имеющейся в ней информацией о снаряжении рыцарей средневековой Англии!
Рыцарский поединок из «Псалтыри Латрелла». Слева европейский рыцарь, справа – сарацин.
Корабль 1335 – 1345 гг.
Что необычного можно найти в «Псалтыри Латрелла»?
Средневековая традиция была такова, что по обыкновению в роскошно иллюстрированных средневековых псалтырях следовало изображать царя Давида, предполагаемого автора Псалмов, лики святых и некоторые библейские сюжеты, так сказать «связанные с темой». В них можно было вставлять изображения сцены крестьянского труда и быта, но данная псалтырь отличается от других их количеством и множеством совершенно очаровательных деталей. Эти очень живые и подчас даже юмористичные картинки по сути самый настоящий документальный фильм о том, как работали и проводили время крестьяне в поместье сера Джеффри в течение всего года. И они свидетельствуют о том, что он явно относился к ним весьма гуманно и что у них было время даже для игр.
Женщины-жнецы.
На ветряную мельницу везут зерно в мешках.
«Человек-дракон»
А вот так выглядит изображения сэра Латрелла и его семьи на странице этой псалтыри.
Интересно, что над конной фигурой сэра Джеффри зачем-то изображено чудовище с зубчатым плавником, которое словно переплывает страницу справа налево. А внизу в принятом в то время изящном и пышном стиле, характерным для каллиграфии этой эпохи, сделана надпись: «Лорд Джеффри Латтрелл велел мне сделать это».
Интересно, что сам сэр Джеффри Латтрелл отнюдь не принадлежал к самой верхушке английского общества XIV в. Ему просто повезло, что он нашел себе неизвестного гения, который и расписал его семейную псалтырь столь причудливым образом и этим обессмертил имя этого в общем-то и не слишком знатного рыцаря из Линкольншира. Откуда явился этот художник и почему нам совсем ничего неизвестно о сделанных им других работах, остается тайной. Единственное имя, которое связано с этим шедевром средневековых манускриптов, – это имя самого сэра Джеффри, заказчика этой уникальной работы. Но нельзя не отметить, что этот художник обладал отличным чувством юмора и богатым воображением, чего было лишено множество других иллюстраторы средневековых рукописей. Интересно, что по традиции вначале, после обязательной хвалы Господу, была помешена миниатюра, непосредственно посвященная заказчику. На ней сэр Джеффри, с характерным норманнским профилем, величественно восседает на огромном боевом коне и принимает шлем из рук своей не менее аристократичной жены-нормандки. Невестка стоит тут же и ждет возможности вручить ему щит. На обеих женщинах геральдические платья, по рисункам на которых нетрудно установить наличие родственных связей между семейством Латтреллов и Саттонами и Скротами из Мэшема. Все эти три семейства были связаны брачными узами, и на каждой фигуре можно видеть гербы этих семейств.
Кровопускание.
Маленький разбойник рвет чужие вишни.
Ну и конечно, иллюстрации «Псалтыри Латрелла» необычны прежде всего тем, что очень подробно повествуют о труде простых английских крестьян. Например, вот здесь женщины в тесном загоне занимаются дойкой овец. Собранное молоко уносят в кувшинах и емкостях, поставив их на голову, прямо-таки как на Востоке. А потом из него сделают сыр!
Хлудовская псалтырь (IX век). На миниатюрах (XIII в. отметим, что в это время миниатюры псалтыри были полностью переписаны) слева изображён царь Давид, играющий на псалтерии, справа — он же, побеждающий врагов и диких животных. Хранится в собрании рукописных документов Государственного Исторического Музея в Москве, № 129д.
«Псалтырь Латрелла» хранится в Британской библиотеке, где находятся многие знаменитые иллюминированные средневековые манускрипты. Все, кто ее видел, говорят, что, книга эта не просто очень красива, а что она завораживающая. И знаменита она прежде всего своими забавными и красочными изображениями сельской Англии, гротескными фигурами мира демонов и имеющейся в ней информацией о снаряжении рыцарей средневековой Англии!
Рыцарский поединок из «Псалтыри Латрелла». Слева европейский рыцарь, справа – сарацин.
Корабль 1335 – 1345 гг.
Что необычного можно найти в «Псалтыри Латрелла»?
Средневековая традиция была такова, что по обыкновению в роскошно иллюстрированных средневековых псалтырях следовало изображать царя Давида, предполагаемого автора Псалмов, лики святых и некоторые библейские сюжеты, так сказать «связанные с темой». В них можно было вставлять изображения сцены крестьянского труда и быта, но данная псалтырь отличается от других их количеством и множеством совершенно очаровательных деталей. Эти очень живые и подчас даже юмористичные картинки по сути самый настоящий документальный фильм о том, как работали и проводили время крестьяне в поместье сера Джеффри в течение всего года. И они свидетельствуют о том, что он явно относился к ним весьма гуманно и что у них было время даже для игр.
Женщины-жнецы.
На ветряную мельницу везут зерно в мешках.
«Человек-дракон»
А вот так выглядит изображения сэра Латрелла и его семьи на странице этой псалтыри.
Интересно, что над конной фигурой сэра Джеффри зачем-то изображено чудовище с зубчатым плавником, которое словно переплывает страницу справа налево. А внизу в принятом в то время изящном и пышном стиле, характерным для каллиграфии этой эпохи, сделана надпись: «Лорд Джеффри Латтрелл велел мне сделать это».
Интересно, что сам сэр Джеффри Латтрелл отнюдь не принадлежал к самой верхушке английского общества XIV в. Ему просто повезло, что он нашел себе неизвестного гения, который и расписал его семейную псалтырь столь причудливым образом и этим обессмертил имя этого в общем-то и не слишком знатного рыцаря из Линкольншира. Откуда явился этот художник и почему нам совсем ничего неизвестно о сделанных им других работах, остается тайной. Единственное имя, которое связано с этим шедевром средневековых манускриптов, – это имя самого сэра Джеффри, заказчика этой уникальной работы. Но нельзя не отметить, что этот художник обладал отличным чувством юмора и богатым воображением, чего было лишено множество других иллюстраторы средневековых рукописей. Интересно, что по традиции вначале, после обязательной хвалы Господу, была помешена миниатюра, непосредственно посвященная заказчику. На ней сэр Джеффри, с характерным норманнским профилем, величественно восседает на огромном боевом коне и принимает шлем из рук своей не менее аристократичной жены-нормандки. Невестка стоит тут же и ждет возможности вручить ему щит. На обеих женщинах геральдические платья, по рисункам на которых нетрудно установить наличие родственных связей между семейством Латтреллов и Саттонами и Скротами из Мэшема. Все эти три семейства были связаны брачными узами, и на каждой фигуре можно видеть гербы этих семейств.
Кровопускание.
Маленький разбойник рвет чужие вишни.
Ну и конечно, иллюстрации «Псалтыри Латрелла» необычны прежде всего тем, что очень подробно повествуют о труде простых английских крестьян. Например, вот здесь женщины в тесном загоне занимаются дойкой овец. Собранное молоко уносят в кувшинах и емкостях, поставив их на голову, прямо-таки как на Востоке. А потом из него сделают сыр!
Автор: kalibr