Манесский кодекс – как иллюстративный источник по истории рыцарского снаряжения начала XIV века
О рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен.
В град божий через море, через валы и рвы!
Я снова пел бы радость и не вздыхал: увы!
Нет, никогда: увы!
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.
Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен.
В град божий через море, через валы и рвы!
Я снова пел бы радость и не вздыхал: увы!
Нет, никогда: увы!
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)
Для начала начнем с того, что отметим, что так называемый «Манесский кодекс» представляет собой одну из наиболее известных иллюстрированных рукописей эпохи Средневековья и ценнейший исторический источник наших сведений относительно рыцарского снаряжения первых десятилетий XIV века. Называется он «Манесским», поскольку составлен был по заказу знатного рыцаря из семьи Манесс, Рюдигера фон Манесс Старшего, члена городского совета швейцарского города Цюриха.
Страница «Манесского кодекса» со стихами Вальтера фон дер Фогельвейде.
Всего же в этом манускрипте 426 пергаментных листов, имеющих размеры 35,5 на 25 см и 138 миниатюр, которые изображают упоминаемых в нем средневековых поэтов. И вот эти-то миниатюры и являются главной ценностью этого Кодекса. Вряд ли будет преувеличением назвать их шедеврами средневековой книжной миниатюры. На них изображена феодальная знать в одежде геральдических цветов, битвы, различные куртуазные и охотничьи сцены, то есть вся жизнь того времени.
Правда, манускрипт этот был закончен спустя сто лет после смерти некоторых из поэтов-миннезингеров (немецкий аналог французских труверов или трубадуров), стихи которых были в него помещены. То есть достоверность ряда геральдических сведений этой рукописи не может быть установлена с абсолютной достоверностью, из-за того, что гербы часто изменялись, причем в течение жизни даже одного поколения, а сто лет – это жизнь трех поколений, а в ту эпоху так даже и четырех.
На этой миниатюре мы видим Вольфрама фон Эшенбаха в полном рыцарском снаряжении. И вот тут сразу возникает вопрос: а что это у него на шлеме? Рога? Не похоже. Секиры? Тоже вроде бы нет. Одно ясно - это геральдические фигуры, раз изображение их есть и на щите, и на вымпеле.
Данная миниатюра демонстрирует нам эффективность тогдашнего рыцарского меча. При удачном ударе им можно было вполне разрубить полностью закрытой шлем топхельм!
Здесь арбалетчики в длинных кольчужных рубахах, надетых поверх вертикально простеганных гамбизонов, обстреливают осажденный замок. Защитники тоже отстреливаются из арбалетов и сбрасывают им на голову камни, причем не только мужчины, но и женщины. В спину воина, разбивающего топором ворота, вонзилась стрела, но он, видимо, ее не замечает. На страже ворот стоят уже не простые воины, а знатный рыцарь. На щите у него золотая рыба и… рога на шлеме из двух золотых рыб, вдобавок еще и украшенных перьями.
Ну, а эта сценка дышит миролюбием и заботой о ближнем: на сломанную ногу накладывается шина.
Не правда ли, рассматривая миниатюры из этого манускрипта, мы словно окунаемся в средневековую жизнь, и переносимся в то далекое и уже мало непонятное для нас время…
Автор: kalibr