Одноместный дальний реактивный двухдвигательный разведчик Арадо Аг234



На шестой и восьмой машинах установили по 4 ТРД BMW 003А тягой 800 кгс, которые испытывались с целью применения на машинах серии С. На шестой машине двигатели размещались в отдельных гондолах, на восьмой - в спаренных гондолах.

Первый полет шестой машины состоялся 8 апреля 1944 г., в дальнейшем она проходила

войсковые испытания на фронте. Седьмую машину, впервые взлетевшую 10 июля 1944 г.,

Основные технические характеристики Аг 234А: экипаж — один человек, взлегный вес - 7750 кг, [фактический потолок - 11700 м, максимальная скорость на высоте 6000 м — 765 км/ч, дальность -1940 км. Размеры: длина самолета - 12,64 м, высота - 4,3 и, размах крыла - 14.41 м. Стрелковое вооружение не устанавливалось, в задней части фюзеляжа располагались отсеки фотооборудования и тормозного парашюта. В связи с принятием решения о строительстве машин серии В дальнейшие работы по серии А прекратили.

Серия В (прототип Аг 234V9) - проектирование самолета этой серии началось в декабре 1942 г., т.е. еще до начала летных испытаний машин серии А. В техническое задание внесли изменение: самолет должен был быть многоцелевым и взлетать с любого аэродрома, в том числе и в группе. Поэтому вместо стартовой тележки и лыжи конструкторы предусмотрели нормальное трехколесное шасси, которое применялось во всех последующих сериях, в качестве силовой установки использовались два двигателя Jumo 004B-2: Аг 234В-1 -одноместный разведчик с фотооборудованием, стрелковое вооружение не устанавливалось, взлетный вес — 9200 кг, максимальная скорость — 780 км/ч, радиус действия — 1950 км, практический потолок — 11 500 м.




Был разработан также истребительный вариант этой машины без фотооборудования, а под фюзеляжем в специальных обтекателях устанавливались две неподвижные пушки MG 151.

Аг 234В-2 — первый одноместный серийный реактивный бомбардировщик. Вооружение — две неподвижные пушки MG 151. стрелявшие параллельно оси фюзеляжа назад, с боезапасом по 250 выстрелов на ствол. Бомбовая нагрузка могла браться в трех вариантах: одна бомба 1000 кг — под фюзеляжем, 2 бомбы по 500 кг — под гондолами двигателей, одна бомба 500 кг — под фюзеляжем и две бомбы по 250 кг — под гондолами двигателей.

Он стал первым серийным самолетом с неподвижным оружием для стрельбы назад. Это было вызвано появлением в последние годы войны высокоскоростных, но маломаневренных реактивных истребителей, в связи с чем линия погони в воздушном бою приближалась к прямой и наиболее вероятной для истребителя являлась атака бомбардировщика с хвоста.

Прицеливание при стрельбе осуществлялось через перископический прицел PV-1B, установленный в верхней части кабины летчика. Окуляр прицела находился перед глазами летчика, а верхняя часть с двумя объективами (передним и задним) выступала за габариты фонаря. Для предотвращения обледенения под защитными стеклами объективов имелись обогреватели. Передний объектив прицела использовался при бомбометании с пикирования, переключение направления прицеливания (вперед или назад) осуществлялось путем соответствующей перестановки оптической призмы прицела.

Для прицеливания при бомбометании с горизонтального полета применялся автоматизированный синхронный бомбардировочный прицел Lotfe-7k, в который вводились данные о высоте полета и скорости самолета. Помимо этого перед вылетом в прицел вручную вводились данные о скорости и направлении ветра, а также баллистический коэффициент бомбы.

Прицел был связан с автопилотом. При подходе к цели летчик включал автопилот и разворачивал прицел, направляя вертикальную ось сетки на цель. Поворот прицела передавался автопилоту, и самолет ложился на боевой курс. После этого летчик поворачивал следящую призму прицела, забрасывая визирный луч вперед и направляя перекрестье сетки прицела на цель, и включал синхронный механизм. Синхронный механизм поворачивал визирный луч (призму прицела) назад с угловой скоростью, равной угловой скорости движения самолета относительно цели, благодаря чему перекрестье сетки продолжало накрывать цель до сброса бомб. Прицел был также связан с электросбрасывателем ASK-234, поэтому сбрасывание бомб (залповое или одиночное) происходило автоматически, когда визирный луч прицела составлял с вертикалью необходимый угол прицеливания.

Кабина самолета обогревалась воздухом, отбираемым от силовых установок. Дня входа в кабину на левом борту фюзеляжа имелись выдвижная лесенка, подножки и ручки. Крышка входного люка в кабину в аварийных случаях могла сбрасываться при помощи специального механизма. Главное достоинство компоновки кабины - хороший обзор летчика вперед, в стороны и вниз, так как большая часть кабины была обшита плексигласом.

Для облегчения взлета тяжело нагруженной машины под крылом с внешних сторон двигателей могли подвешиваться стартовые ускорители тягой по 500 кгс каждый, что почти вдвое сокращало разбег.

Топливо размещалось в двух мягких баках: переднем емкостью 1800 л и заднем емкостью 2000 л. Для каждого двигателя Испытание сцепки из Аг 234 и Pi 103 предусмотрели возможность подачи топлива из любого бака при помощи кранов перекрестного питания.

В случае необходимости могли устанавливаться два подвесных бака по 300 л каждый, которые подвешивались под двигателями. В полете топливо из левого подвесного бака перекачивалось в задний основной, а из правого подвесного — в передний основной бак.

Всего до конца войны построили 210 самолетов серии В, ими комплектовались разведывательные «зондеркоманды» «Хехт» и «Шперлинг» (Аг 234В-1) и бомбардировочная эскадра KG 76 (Аг 234В-2). Предполагалось использовать Аг 234В в качестве буксировщика крылатой ракеты Fi 103, которая оснащалась сбрасываемым двухколесным шасси и креплением для буксира, такие испытания проводились в Рехлине.

Серия С (прототип Аг 234V19) - бомбардировщик, мог одновременно нести до 1500 кг бомб, для достижения более высоких скоростей вместо двух ТРД Jumo 004B-2 установили четыре ТРД BMW 003A, сдвоенные под каждой консолью крыла. Габаритные размеры машин этой серии анало-2™(аналогичны серии В. Аг 234С-1) — одноместный разведчик, вооружение — четыре неподвижные пушки MG 151 (две в носовой части фюзеляжа для стрельбы вперед и две в хвостовой части фюзеляжа, направленные назад), взлетный вес — 9900 кг, максимальная скорость — 870 км/ч, радиус действия — 1475 км, практический потолок — 11 530 м;

Аг 234С-2 — одноместный бомбардировщик, аналогичен предыдущей версии, взлетный вес — 10 100 кг, максимальная скорость — 895 км/ч, радиус действия — 1600 км, практический потолок — 11 530 м. Аг 234С-3 — одноместный бомбардировщик и ночной истребитель с четырьмя пушками MG 151 (в варианте истребителя две пушки располагались в носовой части фюзеляжа, а две — в обтекателях под фюзеляжем стволами вперед), взлетный вес — 11 555 кг, максимальная скорость — 892 км/ч, радиус действия — 1230 км, практический потолок — 11 530 м, в носовой части фюзеляжа должен был устанавливаться радиолокатор FuG 218 «Neptun».

Аг 234С-4 — одноместный разведчик с двигателями BMW 003C, вооружение — четыре пушки MG 151 (две в носовой части фюзеляжа, две в обтекателях под фюзеляжем для стрельбы назад — стволами к хвосту), взлетный вес — 9Ю0 кг, максимальная скорость — 880 км/ч, практический потолок — 11 530 м.

Аг 234С-5 — двухместный бомбардировщик с двигателями BMW 003С.

Аг 234С-6 — одноместный разведчик на базе предыдущей версии.

Аг 234С-7 — двухместный ночной истребитель, оснащенный четырьмя двигателями HeS 011А тягой по 1350 кгс и радиолокатором FuG 245 «Bremen» в носовой части фюзеляжа, вооружение — две пушки МК 108 калибра 30 мм и две пушки MG 151, взлетный вес — 11555 кг.

Аг 234С-8 — одноместный бомбардировщик с двумя двигателями Jumo 004D тягой по 1050 кгс, взлетный вес — 9800 кг, максимальная скорость — 755 км/ч.

Всего до конца войны из этой серии построили 10 опытных машин и 14 серийных.

Аг 234С испытывался также в качестве буксировщика ракеты Hs 294, помимо этого отрабатывалась методика запуска крылатой ракеты Fi 103 со спины Аг 234С, для чего использовались MG 151, взлетный вес — 11700 кг, максимальная скорость — 850 км/ч, радиус действия — 1125 км