Проект зенитного комплекса LADS (США)
Как известно, в 1977 году Пентагон запустил очередную программу разработки перспективных зенитных систем. Всего за несколько лет ряд компаний представил свои новые проекты, один из которых получил одобрение военных и был рекомендован к дальнейшему развитию. Его итогом стало появление значительного числа зенитных самоходных установок M247 Sergeant York. Чуть позже стартовал инициативный проект с рабочим обозначением LADS. Его целью было создание буксируемой и легкой самоходной зенитной системы, максимально унифицированной с машиной M247.
Все работы по ряду проектов осуществлялись в рамках крупной программы DIVAD (Divisional Air Defense System – «Дивизионная система противовоздушной обороны»). В соответствии с изначальным техническим заданием, новые ЗСУ должны были строиться на шасси танка M48, тогда как состав вооружения и приборного оснащения позволили определять разработчикам. Как впоследствии решили военные, наиболее удачный проект был предложен компанией Ford Aerospace. Ее самоходка, имевшая пару 40-мм автоматических орудий и радиолокационные средства обнаружения, впоследствии получила армейское обозначение M247 и имя «Сержант Йорк».
Незадолго до старта проекта LADS компания «Форд Аэроспейс» начала разработка подвижного командного пункта PCC (Platoon Coordination Center – «Центр координации взвода»). Такой центр основывался на шасси HMMWV и получал полный набор средств обнаружения, взятый из проекта M247. Кроме того, он должен был нести средства связи и управления. Задачей командного пункта было слежение за воздушной обстановкой с выдачей целеуказания различным средствам ПВО, от переносных зенитных комплексов до самоходок типа «Сержанта Йорка».
После начала разработки LADS появилось новое предложение в контексте проекта PCC. Эту машину предлагалось дополнить средствами дистанционного управления батареей буксируемых зенитных систем. Таким образом, командный пункт мог бы не только выдавать целеуказание, но и напрямую контролировать работу отдельных элементов ПВО. Такой подход заметным образом упростил бы боевую работу, уменьшив участие человека. Еще одним преимуществом было сокращение времени реакции, теперь ограниченного только возможностями электроники и систем связи.
По мере своего развития перспективный проект LADS получал только положительные оценки. Предложенная в инициативном порядке система позволяла дополнить прочие комплексы и закрыть некоторые остававшиеся ниши в структуре ПВО. Кроме того, новая система, имея максимальную унификацию с уже созданной M247 Sergeant York, отличалась минимально возможной стоимостью. Естественно, присутствовали и определенные недостатки, свойственные ствольным зенитным системам, но в свете имеющихся преимуществ они не выглядели фатальными.
В целом, созданная зенитная установка не уступала современным и перспективным образцам своего класса, имевшимся или создававшимся в других странах. При этом по ряду параметров и с точки зрения некоторых особенностей конструкции LADS превосходила конкурентов. Таким образом, военные имели все основания для оптимистичных оценок и могли строить большие планы на будущее.
Имея полную поддержку военного ведомства, компания Ford Aerospace в течение нескольких лет выполнила проект и подготовила всю необходимую документацию. Также, не позднее начала 1983 года, стартовало строительство первого опытного образца комплекса LADS на буксируемом колесном лафете. В скором будущем его планировалось отправить на полигон для проведения испытаний.
Однако испытания так и не начались. В это время над программой DIVAD и проектом M247 стали сгущаться тучи. Проблемы этих проектов могли ударить и по смежным разработкам. Напомним, победитель программы DIVAD в лице ЗСУ от Ford Aerospace был выбран еще в 1981 году, и это решение сразу подверглось критике. Тем не менее, в следующем году появился контракт на поставку первой партии из 50 самоходок, а также были сформированы планы на дальнейшее серийное производство.
Несмотря на победу в конкурсе и появление контракта на серийное производство, существующая машина M247 далеко не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям. Она показывала недостаточную надежность, а также не укладывалась в изначальные планы по стоимости. Уже в 1983 году дальнейшая судьба проекта «Сержант Йорк» стала предметом споров. Будущее смежных проектов так же оказалось под вопросом.
Командная машина PCC
Отсутствие окончательного решения по ЗСУ M247 привело к временной приостановке работ в рамках проекта LADS. Скандал вокруг программы DIVAD не позволил выделить необходимое финансирование для испытаний построенного прототипа, и в течение нескольких следующих лет будущее буксируемой установки оставалось туманным.
В конце лета 1985 года появился приказ о закрытии проекта M247 в связи с наличием проблем и отсутствием смысла в их исправлении. Также, при всем своем несовершенстве, техника оказывалась достаточно дорогой, а ее улучшение привело бы к новым расходам. Руководство Пентагона сочло это неприемлемым, и решило отказаться от неудачных самоходок.
Вскоре стало ясно, что отказ от ЗСУ Sergeant York не позволит продолжить работы по теме LADS. Буксируемая установка представляла интерес только в связке с самоходными M247. Кроме того, делаемые экономические показатели производства и эксплуатации могли быть получены только при одновременном выпуске двух комплексов. Самостоятельное производство LADS оказывалось слишком дорогим.
Проведя новый анализ потребностей и возможностей противовоздушной обороны, командование пришло к новым негативным для LADS выводам. Военачальники посчитали, что более удобным и выгодным средством ПВО ближней зоны станут зенитные комплексы M1097 Avenger, оснащенные управляемыми ракетами. Буксируемая ствольная система на их фоне выглядела не самым лучшим образом.
К концу 1985 года Пентагон, изучив потребности и возможности, принял решение отказаться от дальнейшей поддержки проекта LADS. По результатам недавних разбирательств, а также в связи с наблюдаемым прогрессом «Легкая система противовоздушной обороны» потеряла большую часть своих преимуществ, и потому не представляла интереса для армии. К моменту появления приказа о прекращении работ был построен всего один опытный образец. Дальнейшая его судьба неизвестна. Вероятнее всего, установку разобрали за ненадобностью.
Буксируемая зенитная система LADS с самого начала создавалась в качестве дополнения к самоходному комплексу M247, и эта особенность проекта в итоге оказалась фатальной. Отказ от «Сержанта Йорка» моментально лишил систему LADS ряда преимуществ и сделал ее бесполезной. Более того, некоторые особенности программы DIVAD позволяют утверждать, что проект LADS изначально имел не самые высокие шансы на успешное завершение. Так или иначе, работы по этому проекту были свернуты. Армия США так и не смогла получить новый буксируемый зенитный артиллерийский комплекс.
По материалам сайтов:
https://secretprojects.co.uk/
http://pvo.guns.ru/
http://tanknutdave.com/
http://youroker.livejournal.com/
Все работы по ряду проектов осуществлялись в рамках крупной программы DIVAD (Divisional Air Defense System – «Дивизионная система противовоздушной обороны»). В соответствии с изначальным техническим заданием, новые ЗСУ должны были строиться на шасси танка M48, тогда как состав вооружения и приборного оснащения позволили определять разработчикам. Как впоследствии решили военные, наиболее удачный проект был предложен компанией Ford Aerospace. Ее самоходка, имевшая пару 40-мм автоматических орудий и радиолокационные средства обнаружения, впоследствии получила армейское обозначение M247 и имя «Сержант Йорк».
Незадолго до старта проекта LADS компания «Форд Аэроспейс» начала разработка подвижного командного пункта PCC (Platoon Coordination Center – «Центр координации взвода»). Такой центр основывался на шасси HMMWV и получал полный набор средств обнаружения, взятый из проекта M247. Кроме того, он должен был нести средства связи и управления. Задачей командного пункта было слежение за воздушной обстановкой с выдачей целеуказания различным средствам ПВО, от переносных зенитных комплексов до самоходок типа «Сержанта Йорка».
После начала разработки LADS появилось новое предложение в контексте проекта PCC. Эту машину предлагалось дополнить средствами дистанционного управления батареей буксируемых зенитных систем. Таким образом, командный пункт мог бы не только выдавать целеуказание, но и напрямую контролировать работу отдельных элементов ПВО. Такой подход заметным образом упростил бы боевую работу, уменьшив участие человека. Еще одним преимуществом было сокращение времени реакции, теперь ограниченного только возможностями электроники и систем связи.
По мере своего развития перспективный проект LADS получал только положительные оценки. Предложенная в инициативном порядке система позволяла дополнить прочие комплексы и закрыть некоторые остававшиеся ниши в структуре ПВО. Кроме того, новая система, имея максимальную унификацию с уже созданной M247 Sergeant York, отличалась минимально возможной стоимостью. Естественно, присутствовали и определенные недостатки, свойственные ствольным зенитным системам, но в свете имеющихся преимуществ они не выглядели фатальными.
В целом, созданная зенитная установка не уступала современным и перспективным образцам своего класса, имевшимся или создававшимся в других странах. При этом по ряду параметров и с точки зрения некоторых особенностей конструкции LADS превосходила конкурентов. Таким образом, военные имели все основания для оптимистичных оценок и могли строить большие планы на будущее.
Имея полную поддержку военного ведомства, компания Ford Aerospace в течение нескольких лет выполнила проект и подготовила всю необходимую документацию. Также, не позднее начала 1983 года, стартовало строительство первого опытного образца комплекса LADS на буксируемом колесном лафете. В скором будущем его планировалось отправить на полигон для проведения испытаний.
Однако испытания так и не начались. В это время над программой DIVAD и проектом M247 стали сгущаться тучи. Проблемы этих проектов могли ударить и по смежным разработкам. Напомним, победитель программы DIVAD в лице ЗСУ от Ford Aerospace был выбран еще в 1981 году, и это решение сразу подверглось критике. Тем не менее, в следующем году появился контракт на поставку первой партии из 50 самоходок, а также были сформированы планы на дальнейшее серийное производство.
Несмотря на победу в конкурсе и появление контракта на серийное производство, существующая машина M247 далеко не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям. Она показывала недостаточную надежность, а также не укладывалась в изначальные планы по стоимости. Уже в 1983 году дальнейшая судьба проекта «Сержант Йорк» стала предметом споров. Будущее смежных проектов так же оказалось под вопросом.
Командная машина PCC
Отсутствие окончательного решения по ЗСУ M247 привело к временной приостановке работ в рамках проекта LADS. Скандал вокруг программы DIVAD не позволил выделить необходимое финансирование для испытаний построенного прототипа, и в течение нескольких следующих лет будущее буксируемой установки оставалось туманным.
В конце лета 1985 года появился приказ о закрытии проекта M247 в связи с наличием проблем и отсутствием смысла в их исправлении. Также, при всем своем несовершенстве, техника оказывалась достаточно дорогой, а ее улучшение привело бы к новым расходам. Руководство Пентагона сочло это неприемлемым, и решило отказаться от неудачных самоходок.
Вскоре стало ясно, что отказ от ЗСУ Sergeant York не позволит продолжить работы по теме LADS. Буксируемая установка представляла интерес только в связке с самоходными M247. Кроме того, делаемые экономические показатели производства и эксплуатации могли быть получены только при одновременном выпуске двух комплексов. Самостоятельное производство LADS оказывалось слишком дорогим.
Проведя новый анализ потребностей и возможностей противовоздушной обороны, командование пришло к новым негативным для LADS выводам. Военачальники посчитали, что более удобным и выгодным средством ПВО ближней зоны станут зенитные комплексы M1097 Avenger, оснащенные управляемыми ракетами. Буксируемая ствольная система на их фоне выглядела не самым лучшим образом.
К концу 1985 года Пентагон, изучив потребности и возможности, принял решение отказаться от дальнейшей поддержки проекта LADS. По результатам недавних разбирательств, а также в связи с наблюдаемым прогрессом «Легкая система противовоздушной обороны» потеряла большую часть своих преимуществ, и потому не представляла интереса для армии. К моменту появления приказа о прекращении работ был построен всего один опытный образец. Дальнейшая его судьба неизвестна. Вероятнее всего, установку разобрали за ненадобностью.
Буксируемая зенитная система LADS с самого начала создавалась в качестве дополнения к самоходному комплексу M247, и эта особенность проекта в итоге оказалась фатальной. Отказ от «Сержанта Йорка» моментально лишил систему LADS ряда преимуществ и сделал ее бесполезной. Более того, некоторые особенности программы DIVAD позволяют утверждать, что проект LADS изначально имел не самые высокие шансы на успешное завершение. Так или иначе, работы по этому проекту были свернуты. Армия США так и не смогла получить новый буксируемый зенитный артиллерийский комплекс.
По материалам сайтов:
https://secretprojects.co.uk/
http://pvo.guns.ru/
http://tanknutdave.com/
http://youroker.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher