Здесь Афродита вышла на берег (Кипр в эпоху меди и бронзы)
Многим читателям ВО понравился рассказ о древнем Крите и его истории. «А как же Кипр? – стали задавать они вопросы. – Ведь они же близко друг от друга, поэтому по морю с Крита нетрудно добраться и до Кипра…И… а как культура развивалась там?» Что ж – все так, поэтому сегодня наш рассказ посвящается древней истории этого острова.
Кроме Крита в акватории Средиземного моря есть и другие острова, причем довольно большие – Сицилия, Сардиния, Мальта и, конечно же, Кипр – остров ближайший к берегам Азии и потому пути древних миграций ну никак не могли его миновать. И если Крит прочно связан в сознании людей с именем человека-зверя Минотавра, то Кипр - по легенде та земля, где когда-то из пены морской ступила на земь богиня Афродита – богиня любви и красоты.
Кипр и впрямь, даже сейчас, остается удивительно красивым местом…
Есть две мифологические версии рождения прекрасной богини. Гомер считал, что отцом Афродиты был бог Зевс, а матерью – морская нимфа Диона. Версия Гесиода, однако, намного занимательнее. По ней бог Кронос отсек своему отцу Урану его детородные органы и бросил их в море, там его сперма смешалась с морской водой, получилась белоснежная пена, и вот из нее-то и родилась Афродита.
Впрочем, сегодня мы познакомимся не столько с легендами, сколько с историей этого уникального острова, который так же, как и Крит, во многом сформировал облик давным-давно исчезнувшей средиземноморской цивилизации. Начать же нужно с того, что одно время он, видимо, соединялся перешейком с азиатским материком и по этому материку на остров перекочевали, например, карликовые слоны и гиппопотамы. Впрочем, это они потом стали карликовыми, когда волны моря отрезали его от материка. На нем были животные, но не было людей. До поры до времени.
«Дом» древнего кипрского «города» Хирокития.
А вот так он выглядел изнутри…
Известно, что первые поселенцы уже занимались земледелием, но еще не освоили гончарное дело, поэтому этот период на Кипре относится к «докерамическому неолиту».
Внутри Хирокитии было тесно. Дома стояли один к другому, да еще и были обнесены высокой каменной стеной. Интересно, что стена есть, а вот никаких следов нападения на «город» обнаружено не было, то есть более тысячи (!) лет хирокитийцы жили под защитой стены, но никто на них так и не напал? А потом вдруг взяли, все бросили и ушли… и больше на этом месте никто не селился еще 1500 лет! Почему? Никто не знает! Такие вот Кипр преподносит археологам загадки!
Прибывшие на остров первобытные люди из южной Анатолии или Сиро-Палестинского побережья привезли с собой собак, овец, коз, свиней, хотя морфологически эти животные были еще неотличимы от своих диких сородичей. Поселенцы начали строить круглые дома и все это происходило в X тысячелетии до нашей эры!
Фигуры-реконструкции кипрского карликового слона и кипрского карликового гиппопотама вы можете увидеть в Музее моря (Thalassa museum) в Айя Напе.
Поселения той эпохи были раскопаны по всему острову, включая Хирокитию и Калавасос у южного побережья. Все последующее время их обитатели посуду делали из камня, однако в конце неолита (около 8500 – 3900 г. до н.э.) островитяне учились работать с глиной и создавать сосуды, которые они обжигали и украшали абстрактными узорами красного цвета на светлом фоне.
Киприоты и киприотки любили украшать себя браслетами, хотя бы и стекленными (Археологический музей Ларнаки)
А еще они умащивались благовонными маслами, из-за чего все музеи Кипра полны вот такими стеклянными сосудами.
В эпоху поздней бронзы (около 1600 – 1050 гг. до н. э.) медь на острове производилась в массовых масштабах, а торговля медью киприотами расширилась до Египта, Ближнего Востока и всего Эгейского региона. Переписка между фараоном Египта и владыкой Алазии, датируемая первой четвертью четырнадцатого века до н.э., дает нам ценную информацию о торговых отношениях между Кипром и Египтом. Подтверждением тому являются предметы из фаянса и алебастра, которые были импортированы на Кипр из Египта в этот период. Находки при кораблекрушении в Улу-Буруне, обнаруженные на юго-западном побережье Анатолии, указывают на то, что корабль плыл на запад, возможно, побывав и в других гаванях Леванта, и что он загрузил 355 медных слитков (десять тонн меди) на Кипре, а также большие сосуды для хранения сельскохозяйственных товаров, включая кориандр.
Корабль, который вез этот груз. Реконструкция (Музей моря в Айя-Напе).
Когда ты видишь перед собой вот такие сосуды, то невольно задаешься вопросом: это же сколько нужно было дерева, чтобы его обжечь? Вот на Кипре лесов-то и не осталось! (Археологический музей Ларнаки)
Неоспоримое влияние Эгейского моря на кипрскую культуру в эпоху поздней бронзы можно увидеть в развитии письменности, бронзовых изделий, резьбы по камню, производстве ювелирных изделий и некоторых керамических стилях, особенно в двенадцатом веке до нашей эры, когда на остров периодически прибывали микенские переселенцы. Примерно с 1500 г. до н.э. киприоты начали использовать письмо, которое очень напоминает линейное письмо А Минойского Крита. Обнаружены обожженные глиняные таблички, найденные в городских центрах, таких как Энкоми (на восточном побережье) и Калавасос (на южном побережье). В эпоху поздней бронзы Кипр также был важным центром производства произведений искусства, которые показывают смесь местных и зарубежных влияний. Стилистические черты и иконографические элементы, заимствованные из Египта, Ближнего Востока и Эгейского моря, часто смешиваются в кипрских работах. Несомненно, иностранные мотивы и значимость, которые они имели, были переосмыслены на месте, поскольку они стали частью отличительных местных художественных традиций. Кипрские ремесленники тоже ездили за границу, а в двенадцатом веке до нашей эры некоторые кипрские металлурги, возможно, поселились на западе, на островах Сицилия и Сардиния. В эпоху поздней бронзы Кипр явно поддерживал прочные связи с Ближним Востоком, особенно с Сирией, о чем говорят находки в городских центрах с дворцовыми постройками четырнадцатого и тринадцатого веков до н.э., таких как Энкоми и Китинг, и богатые кладбища того же периода с предметами роскоши из самых разных материалов. С начала четырнадцатого века на Кипр отмечен значительный приток высококачественных микенских судов, которые встречаются почти исключительно в гробницах аристократической элиты. С разрушением микенских центров в Греции в двенадцатом веке до нашей эры политические условия в Эгейском море стали нестабильными, и беженцы покинули свои дома в поиске более безопасных мест, включая Кипр.
Якоря и пресс для отжима оливкового масла. (Археологический музей Ларнаки)
Скульптуры эпохи классической Греции. (Археологический музей Ларнаки)
Именно они и дали начало процессу эллинизации острова, который затем имел место в течение следующих двух столетий. Самым важным для Кипра событием между 1200 и 1050 годом до н. э. стало прибытие нескольких последовательных волн иммигрантов с греческого материка. Эти новички принесли с собой и увековечили на острове микенские обычаи погребения, одежду, керамику, производство и навыки военного дела. В это время ахейские иммигранты принесли греческий язык и на Кипр. Ахейское общество, политически доминирующее в XIV веке, создало независимые государства, управляемые ванактами (правителями). Греки постепенно захватывали контроль над крупными общинами, такими как Саламин, Китинг, Лапитос, Палаопафос и Соли. В середине одиннадцатого века финикийцы заняли Кетис на южном побережье Кипра. Их интерес к Кипру был вызван в основном богатыми медными рудниками острова и его лесами, которые обеспечивали обильный источник древесины для судостроения. В конце девятого века финикийцы установили на острове культ своей богини Астарты в монументальном храме в Кетисе. Стела, найденная в Кетисе, сообщает о представлении кипрских царей Ассирии в 709 г. до н.э. При ассирийском господстве царство Кипра процветало, и кипрские цари пользовались некоторой независимостью, пока они регулярно платили дань ассирийскому царю. От седьмого века до н.э. сохранились записи о том, что в то время существовало десять (!) правителей Кипра, которые правили в десяти отдельных государствах. Можно подумать, что площадь этих государств была очень невелика, как и сам остров, но раз их было десять и все они мирно уживались, это говорит, во-первых, о толерантности их жителей, а во-вторых, о том, что там всем всего хватало. У некоторых из них были греческие имена, у других имена были явно семитского происхождения, свидетельствующие о этническом разнообразии Кипра в первой половине первого тысячелетия до н.э. Гробницы в Саламине предполагают, как богатство, так и внешние связи этих правителей в восьмом и седьмом веках. В шестом веке Египет при фараоне Амасисе II установил контроль над Кипром. Хотя кипрские царства продолжали поддерживать относительную независимость, значительное увеличение египетских мотивов в кипрских произведениях искусства с этого периода отражает явное усиление египетского влияния.
Римляне на острове тоже отметились и оставили после себя вот такие напольные мозаики.
В 545 г. до н.э. при Кире Великом (примерно 559 – 530 гг. до н.э.) персидская империя покорила Кипр. Однако новые правители не вмешивались в то, что творилось на острове, и не пытались устанавливать там свою религию. Кипрские войска участвовали в персидских военных походах, независимые царства платили обычную дань, а Саламин занял первое место на острове. К началу пятого века до н.э. остров был неотъемлемой частью Персидской империи. Ну, а дальше начались знаменитые греко-персидские войны, и греки с материка вновь стали господствовать на Кипре.
П.С. Интересно, что память об этом сохранилась и если у вас усы, прямой нос, темные глаза и шевелюра, то на Кипре вас запросто могут спросить: "Континентал грик?" То есть - "Вы континентальный грек? На острове это своего рода элита. Им дают большие скидки, особенно в такси... Не то, что иностранцам из Европы.
Кроме Крита в акватории Средиземного моря есть и другие острова, причем довольно большие – Сицилия, Сардиния, Мальта и, конечно же, Кипр – остров ближайший к берегам Азии и потому пути древних миграций ну никак не могли его миновать. И если Крит прочно связан в сознании людей с именем человека-зверя Минотавра, то Кипр - по легенде та земля, где когда-то из пены морской ступила на земь богиня Афродита – богиня любви и красоты.
Кипр и впрямь, даже сейчас, остается удивительно красивым местом…
Есть две мифологические версии рождения прекрасной богини. Гомер считал, что отцом Афродиты был бог Зевс, а матерью – морская нимфа Диона. Версия Гесиода, однако, намного занимательнее. По ней бог Кронос отсек своему отцу Урану его детородные органы и бросил их в море, там его сперма смешалась с морской водой, получилась белоснежная пена, и вот из нее-то и родилась Афродита.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
«Теогония» Гесиод
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
«Теогония» Гесиод
Впрочем, сегодня мы познакомимся не столько с легендами, сколько с историей этого уникального острова, который так же, как и Крит, во многом сформировал облик давным-давно исчезнувшей средиземноморской цивилизации. Начать же нужно с того, что одно время он, видимо, соединялся перешейком с азиатским материком и по этому материку на остров перекочевали, например, карликовые слоны и гиппопотамы. Впрочем, это они потом стали карликовыми, когда волны моря отрезали его от материка. На нем были животные, но не было людей. До поры до времени.
«Дом» древнего кипрского «города» Хирокития.
А вот так он выглядел изнутри…
Известно, что первые поселенцы уже занимались земледелием, но еще не освоили гончарное дело, поэтому этот период на Кипре относится к «докерамическому неолиту».
Внутри Хирокитии было тесно. Дома стояли один к другому, да еще и были обнесены высокой каменной стеной. Интересно, что стена есть, а вот никаких следов нападения на «город» обнаружено не было, то есть более тысячи (!) лет хирокитийцы жили под защитой стены, но никто на них так и не напал? А потом вдруг взяли, все бросили и ушли… и больше на этом месте никто не селился еще 1500 лет! Почему? Никто не знает! Такие вот Кипр преподносит археологам загадки!
Прибывшие на остров первобытные люди из южной Анатолии или Сиро-Палестинского побережья привезли с собой собак, овец, коз, свиней, хотя морфологически эти животные были еще неотличимы от своих диких сородичей. Поселенцы начали строить круглые дома и все это происходило в X тысячелетии до нашей эры!
Фигуры-реконструкции кипрского карликового слона и кипрского карликового гиппопотама вы можете увидеть в Музее моря (Thalassa museum) в Айя Напе.
Поселения той эпохи были раскопаны по всему острову, включая Хирокитию и Калавасос у южного побережья. Все последующее время их обитатели посуду делали из камня, однако в конце неолита (около 8500 – 3900 г. до н.э.) островитяне учились работать с глиной и создавать сосуды, которые они обжигали и украшали абстрактными узорами красного цвета на светлом фоне.
Киприоты и киприотки любили украшать себя браслетами, хотя бы и стекленными (Археологический музей Ларнаки)
А еще они умащивались благовонными маслами, из-за чего все музеи Кипра полны вот такими стеклянными сосудами.
В эпоху поздней бронзы (около 1600 – 1050 гг. до н. э.) медь на острове производилась в массовых масштабах, а торговля медью киприотами расширилась до Египта, Ближнего Востока и всего Эгейского региона. Переписка между фараоном Египта и владыкой Алазии, датируемая первой четвертью четырнадцатого века до н.э., дает нам ценную информацию о торговых отношениях между Кипром и Египтом. Подтверждением тому являются предметы из фаянса и алебастра, которые были импортированы на Кипр из Египта в этот период. Находки при кораблекрушении в Улу-Буруне, обнаруженные на юго-западном побережье Анатолии, указывают на то, что корабль плыл на запад, возможно, побывав и в других гаванях Леванта, и что он загрузил 355 медных слитков (десять тонн меди) на Кипре, а также большие сосуды для хранения сельскохозяйственных товаров, включая кориандр.
Корабль, который вез этот груз. Реконструкция (Музей моря в Айя-Напе).
Когда ты видишь перед собой вот такие сосуды, то невольно задаешься вопросом: это же сколько нужно было дерева, чтобы его обжечь? Вот на Кипре лесов-то и не осталось! (Археологический музей Ларнаки)
Неоспоримое влияние Эгейского моря на кипрскую культуру в эпоху поздней бронзы можно увидеть в развитии письменности, бронзовых изделий, резьбы по камню, производстве ювелирных изделий и некоторых керамических стилях, особенно в двенадцатом веке до нашей эры, когда на остров периодически прибывали микенские переселенцы. Примерно с 1500 г. до н.э. киприоты начали использовать письмо, которое очень напоминает линейное письмо А Минойского Крита. Обнаружены обожженные глиняные таблички, найденные в городских центрах, таких как Энкоми (на восточном побережье) и Калавасос (на южном побережье). В эпоху поздней бронзы Кипр также был важным центром производства произведений искусства, которые показывают смесь местных и зарубежных влияний. Стилистические черты и иконографические элементы, заимствованные из Египта, Ближнего Востока и Эгейского моря, часто смешиваются в кипрских работах. Несомненно, иностранные мотивы и значимость, которые они имели, были переосмыслены на месте, поскольку они стали частью отличительных местных художественных традиций. Кипрские ремесленники тоже ездили за границу, а в двенадцатом веке до нашей эры некоторые кипрские металлурги, возможно, поселились на западе, на островах Сицилия и Сардиния. В эпоху поздней бронзы Кипр явно поддерживал прочные связи с Ближним Востоком, особенно с Сирией, о чем говорят находки в городских центрах с дворцовыми постройками четырнадцатого и тринадцатого веков до н.э., таких как Энкоми и Китинг, и богатые кладбища того же периода с предметами роскоши из самых разных материалов. С начала четырнадцатого века на Кипр отмечен значительный приток высококачественных микенских судов, которые встречаются почти исключительно в гробницах аристократической элиты. С разрушением микенских центров в Греции в двенадцатом веке до нашей эры политические условия в Эгейском море стали нестабильными, и беженцы покинули свои дома в поиске более безопасных мест, включая Кипр.
Якоря и пресс для отжима оливкового масла. (Археологический музей Ларнаки)
Скульптуры эпохи классической Греции. (Археологический музей Ларнаки)
Именно они и дали начало процессу эллинизации острова, который затем имел место в течение следующих двух столетий. Самым важным для Кипра событием между 1200 и 1050 годом до н. э. стало прибытие нескольких последовательных волн иммигрантов с греческого материка. Эти новички принесли с собой и увековечили на острове микенские обычаи погребения, одежду, керамику, производство и навыки военного дела. В это время ахейские иммигранты принесли греческий язык и на Кипр. Ахейское общество, политически доминирующее в XIV веке, создало независимые государства, управляемые ванактами (правителями). Греки постепенно захватывали контроль над крупными общинами, такими как Саламин, Китинг, Лапитос, Палаопафос и Соли. В середине одиннадцатого века финикийцы заняли Кетис на южном побережье Кипра. Их интерес к Кипру был вызван в основном богатыми медными рудниками острова и его лесами, которые обеспечивали обильный источник древесины для судостроения. В конце девятого века финикийцы установили на острове культ своей богини Астарты в монументальном храме в Кетисе. Стела, найденная в Кетисе, сообщает о представлении кипрских царей Ассирии в 709 г. до н.э. При ассирийском господстве царство Кипра процветало, и кипрские цари пользовались некоторой независимостью, пока они регулярно платили дань ассирийскому царю. От седьмого века до н.э. сохранились записи о том, что в то время существовало десять (!) правителей Кипра, которые правили в десяти отдельных государствах. Можно подумать, что площадь этих государств была очень невелика, как и сам остров, но раз их было десять и все они мирно уживались, это говорит, во-первых, о толерантности их жителей, а во-вторых, о том, что там всем всего хватало. У некоторых из них были греческие имена, у других имена были явно семитского происхождения, свидетельствующие о этническом разнообразии Кипра в первой половине первого тысячелетия до н.э. Гробницы в Саламине предполагают, как богатство, так и внешние связи этих правителей в восьмом и седьмом веках. В шестом веке Египет при фараоне Амасисе II установил контроль над Кипром. Хотя кипрские царства продолжали поддерживать относительную независимость, значительное увеличение египетских мотивов в кипрских произведениях искусства с этого периода отражает явное усиление египетского влияния.
Римляне на острове тоже отметились и оставили после себя вот такие напольные мозаики.
В 545 г. до н.э. при Кире Великом (примерно 559 – 530 гг. до н.э.) персидская империя покорила Кипр. Однако новые правители не вмешивались в то, что творилось на острове, и не пытались устанавливать там свою религию. Кипрские войска участвовали в персидских военных походах, независимые царства платили обычную дань, а Саламин занял первое место на острове. К началу пятого века до н.э. остров был неотъемлемой частью Персидской империи. Ну, а дальше начались знаменитые греко-персидские войны, и греки с материка вновь стали господствовать на Кипре.
П.С. Интересно, что память об этом сохранилась и если у вас усы, прямой нос, темные глаза и шевелюра, то на Кипре вас запросто могут спросить: "Континентал грик?" То есть - "Вы континентальный грек? На острове это своего рода элита. Им дают большие скидки, особенно в такси... Не то, что иностранцам из Европы.
Автор: kalibr