«Люфтваффе в 45-м. Последние полёты и проекты». Продолжение. Часть 2



Данный текст представляет собой продолжение сокращённого перевода книги «Luftwaffe’45. Letzte Fluge und Projekte», сделанного коллегой NF68, являющимся автором переводов многих интересных тем, касающихся военно-воздушных сил Германии. Иллюстрации взяты из оригинала книги, литературная обработка перевода с немецкого выполнена автором этих строк.

Технические проблемы, возникшие при разработке нового вооружения, например, такого как Bachem BP 20 «Natter», истребителей с реактивным двигателем типа HeS 11, Hütter 8-211 или DFS 228, а также Lippisch L11 с более мощными двигателями типа BMW и Jumo, были ещё далеки от устранения. До 20 января 1945 г. было установлено, что самолёты типа Ме 262 А-1а можно будет производить в количестве, равном не более 50 % от запланированного. Между тем, в результате действий противника были потеряны 14 истребителей типа Та-152. Из-за потери авиастроительного предприятия фирмы Focke-Wulf в Позене (Posen), дальнейшее производство истребителей типа FW-190 D-9 сильно сократилось. Одновременно с этим всё больше сказывалась нехватка авиационного топлива, поэтому рассчитывать приходилось только на незначительный резервный запас. Например, это касалось необходимого для самолётов типа Ме-262 авиационного керосина J2. Но надвигалась ещё большая катастрофа, особенно это касалось самолётов типа Ме-262 А-1а в Южной Германии, поскольку летать они не могли из-за сильного мороза. К тому же Люфтваффе могли использовать для борьбы с бомбардировщиками противника только относительно небольшое количество реактивных самолётов. 25 января 1945 г. рейхсмаршал Геринг распорядился ежемесячно производить 24 двухместных самолёта типа Do-335 в варианте дальнего самолёта-разведчика и по 120 самолётов типа Si 204D в вариантах ближнего и ночного разведчиков.


FW-190 или F-9 из F-9 II/SG 4.

Помимо этого, в составе воздушного флота «Reich» находились группы ночных штурмовиков (NSGr.) 1, 2 и 20. Вдоль линии Восточного фронта начиная с января 1945 г. дислоцировались авиационные соединения, предназначавшиеся для нанесения ударов с минимальной высоты. В состав воздушного флота «Reich» входила 3-я авиагруппа штурмовой эскадры SG 3 и группа ночных штурмовиков, на вооружении которой находились устаревшие тихоходные самолёты типа Ar-65 Go-145. В составе 4-го воздушного флота находились штурмовые авиационные эскадры SG 2, SG 10 и группа 4/SG 9. В основном в составе этих соединений использовались самолёты типа FW-190 и Ju-87. Штурмовые авиагруппы 1 и 2 имели в общей сложности 66 самолётов типа FW-190. Экипажи авиагруппы 3/SG 2 всё еще летали на Ju-87 D, тогда как в эскадре SG 10 использовали FW-190 A и FW-190 F. На крайнем севере эскадра SG 10 всё ещё могла использовать 33 самолёта типа Ju-87. В состав 6-го воздушного флота входили штурмовые эскадры SG 1 и SG с двумя группами каждая, а в штурмовой эскадре SG 77 имелись 3 группы. Специально для использования ночью предназначалась эскадра NSGr 4, имевшая 60 самолётов типа Ju-87 и Si-204 D. 11 января 1945 г. советские танки в Восточной Пруссии уже стояли перед Гумбинненом (Gumbinnen) и Голдапом (Goldap).

До конца января 1945 г. большие соединения советских войск, занявшие всю территорию между Кёнигсбергом (Königsberg) и Лётценом (Lötzen), стремились продвинуться далее на запад. Также Красная армия стремилась окружить Грауденц (Graudenz) и Торн (Thorn), для чего продвигалась к Эльбингу (Elbing) с явным намерением занять Вартеланд (Wartheland). До 22 января 1945 г. Красная армия продвинулась в западном направлении между между польскими Лодзем (Lodz, нем. Litzmannstadt) и Ченстоховой (Tschenstochau). На очереди были Бриг (Brieg), Бреслау (Breslau) и Штайнау (Steinau). К 25 января, ввиду угрозы дальнейшего продвижения Красной армии в западном направлении, Вермахту пришлось подорвать аэродромы в Корнау (Kornau) и Росткене (Rostken). В тот же день немецкие аэродромы были атакованы авиацией противника.

Во время нанесения авиационных ударов по соединениям Красной армии была потеряна некоторая часть экипажей. 2 февраля 1945 г., во время атаки советских частей, были потеряны 5 бронетранспортёров, 151 грузовик, 3 специальных автомобиля с котлами, много зенитных орудий, склад боеприпасов и склад с топливом. Кроме того, немецким самолётам удалось сжечь 160 транспортных средств противника, добившись также многочисленных попаданий в наступающие танки. Ежедневные потери участвовавших в нанесении ударов по противнику 232 самолетов типа FW-190 составляли лишь 4 FW-190. На следующий день, 3 февраля, 6-й воздушный флот Люфтваффе мог использовать для нанесения ударов по наступающему противнику не только 165 истребителей типа Ме-109 и 144 истребителя типа FW-190, но и 139 штурмовиков типа FW-190.


FW-190 D-9 в варианте истребителя-бомбардировщика.

В полёте у подвешенного под самолётом командира группы 3/KG 200 майора Х. Видебрандта (Helmut Wiedebrandt) транспортного контейнера VB 250 самопроизвольно раскрылся парашют. После того, как последний обмотался вокруг хвостового оперения, самолёт стал неуправляемым и упал на землю, пилот погиб. После этого штабная группа решила прекратить операцию и самолёты вернулись назад, на аэродром у Бланкензее. Несмотря на тяжелейшее положение, Люфтваффе 3 мая 1945 г. всё ещё имели возможность использовать штурмовики, однако, эффективность их действий заметно ограничивалась недостатком авиационного топлива и количеством сбрасываемых боеприпасов. 4-й немецкий воздушный флот осуществлял поддержку войск групп армий «Юг» и «Юго-запад», для этих целей использовалась штурмовая эскадра SG 10. Первая группа эскадры SG 9 базировалась в Будвелзе (Budwels), вторая группа этой эскадры базировалась в Велзе (Wels) вместе с самолётами, предназначенными для борьбы с танками противника. В Грац-Талерхофе (Graz-Thalerhof) базировалась авиагруппа 1/SG 2. Эти эскадры, организационно входившие в группу военно-воздушных сил «Вайс» («Weiß»), действовали на участке территории в направлении Альп, осуществляя поддержку войск 16-й армии. В группу военно-воздушных сил «Rudel» входили авиагруппа ночных штурмовиков 3/NSGr 4 и авиагруппа 2/SG 77. Соединения группы ВВС «Rudel» базировались в Нименс-Зюд (Niemens-Süd). Там же базировалась авиагруппа 2/SG 2 и 10-я противотанковая эскадрилья. Полковник Х. Рудель (Hans-Ulrich Rudel) был самым результативным пилотом немецких ВВС по части борьбы с танками противника. 29 декабря 1944 г. он, единственный среди всех военных, за храбрость получил наивысшую награду в виде золотых дубовых листьев к рыцарскому кресту железного креста. Защиту его штурмовиков осуществляла истребительная авиагруппа 2/JG 6. Командование группировки Люфтваффе «West» 1 мая было переименовано в «Nordalpen», но в него также входили остатки ранее существовавших частей ночных штурмовиков и остатки разбитых истребительных эскадр JG 27, 53 и 300. В завершающей фазе войны эти части все больше и больше наносили удары по противнику с малых высот. По указанию рейхспрезидента Дёница (Dönitz) от 6 мая 1945 г. немецкие вооруженные силы прекратили боевые действия против западных союзников, но боевые действия против Красной армии продолжались. Немецкая авиация продолжала вести боевые действия до конца войны.

Однако общее положение хорошо оборудованных аэродромов около столицы Чехии к концу войны значительно ухудшилось, и большинство самолётов были подорваны немецкими военнослужащими, поскольку к этому времени уже почти не имелось авиационного топлива. Немецкие лётчики сумели прорваться к американцам и сдались им в плен, спасшись, таким образом, от произвола чешского населения.