Стратосферное оружие против авианосцев



Потому взлет трех полков ракетоносной авиации для атаки авианосной группировки мог немного затянуться по времени.

Марковский справедливо замечает, что американский “ответ” на угрозу со стороны советских ракетоносцев имел похожие недостатки.


УРВВ большой дальности AIM-54 “Феникс”, главный калибр истребителей-перехватчиков F-14.


15-дюймовый снаряд со стартовой массой в полтонны и дальностью пуска 180 км. С маршевой скоростью 5М, боевой частью 60 кг и уникальной для своего времени системой управления “Хьюз” AN/AWG-9, установленной на борту истребителя. Способной одновременно сопровождать до 24 целей.

Сейчас, по прошествии десятилетий, выяснилось, что F-14 мог вылететь на патрулирование с полным вооружением (шесть ракет “Феникс”), но приземлиться обратно на палубу уже не мог. Поэтому опыта пилотирования “Томкэта” в такой конфигурации ни у кого из пилотов не было.

Надо ли уточнять стоимость этих ракет по сравнению с другими обычными УРВВ ("Сперроу", "Сайдвиндер")? Она оказалась таковой, что большинство пилотов ВМС США стреляли ими только на бумаге и тренажерах.

Возвратимся к отечественному “вундерваффе”. Помимо низкой эксплуатационной пригодности, крылатая ракета Х-22 обладала рядом других “положительных” качеств.

Длина — 11,67 метра.
Диаметр корпуса — 0,9 м.
Стартовая масса — 5760 кг.

Размеры и масса ракет ограничивали их число на носителе, а внешняя подвеска ухудшала летные характеристики и повышала заметность ракетоносца. Если с одной КР Ту-22М2 имел радиус действия 2200 км, то вариант подвески двух или трех ракет был уже перегрузочным, а радиус действия при этом снижался до 1500 км.



По некоторым данным, под подкрыльевом держателе Ту-22М3 находится ракета Х-32 (модернизированная версия Х-22)


Подобная цель — идеальный подарок для вражеской ПВО. Одиночная, крупная, летящая на высоте 20+ км, с ЭПР, достаточной, чтобы заметить ракету уже в момент её отделения от носителя.

Что касается высокой маршевой скорости (3,5—4,6М) и высоты (22,5—25 км), то она уязвима для корабельных средств ПВО “вероятного противника” на всех этапах её полета. Модификации корабельной ЗУР “Стандарт-2” имели макс. дальность пуска 100 морских миль (180) и высоту перехвата свыше 80 тыс. футов (24+ км). При этом у зенитных расчетов был куда больший опыт учебных стрельб и реального применения оружия, чем у пилотов ракетоносцев.

Современные “стандарты” обладают еще более высокими характеристиками. К примеру, SM-6 с активной ГСН бьет по воздушным целям на 240 км и достает на 33-34 км. Для более высотных целей существует заатмосферный перехватчик SM-3.

Выводы

Оружие не должно пугать своей сложностью и стоимостью. В ходе военно-морских учений RIMPAC-2010 американцы “всадили” в корабль-мишень (бывш. вертолетоносец “Нью-Орлеан”) по меньшей мере 10 противокорабельных ракет “Гарпун”.



Массовые дозвуковые ПКР — самое реалистичное и фактически единственное противокорабельное ракетное оружие нашего времени. Эти ракеты размещены на тысячах носителей: кораблях, самолетах, подлодках. А воинские подразделения имеют опыт обращения с этим оружием. Достаточный опыт, который позволяет надеяться, что в боевой ситуации ракетчики смогут в нужный момент выпустить ракету в противника, не забыв отключить все предохранители и обозначить корректное полетное задание.

Наконец, групповые низколетящие цели с малой ЭПР и заметностью (в силу ограниченных размеров ракет) представляют большую угрозу, чем единичные цели на больших высотах.

Что касается ракет-монстров, то десятилетия разработки и испытаний обычно заканчиваются неясным и в то же время закономерным результатом. Где авиационный вариант “трехмаховой” ракеты П-800 “Оникс”, о котором говорят уже третий десяток лет? Единственное фото — муляж ракеты под фюзеляжем Су-30МКИ, сделанное в 1990-х.

Индийцы уже лет 10 обещают принять на вооружение авиационный “Брамос-А”. Надо ли говорить, что его не существует? Откровенно говоря, у индусов даже корабельный вариант до сих пор не достиг оперативной готовности.

Янки, взявшись за разработку перспективной ПКР, немедленно “забросили” проект сверхзвукового LRASM-B, переключившись на более простой проект дозвуковой ракеты с куда более низкой стоимостью и меньшими эксплуатационными проблемами.

Другая ракета-монстр RATTLERS так и не вышла за пределы макета в масштабе 1:2.

Стоит отметить, что перечисленные системы — детский лепет на фоне циклопической Х-22. Воистину можно удивляться технологической и промышленной мощи СССР, который был способен воплощать 11-метровых монстров “в металле”. Пусть даже без достижения реальной боеготовности в строевых авиационных полках.



История с ракетой Х-22 тесно переплетена с новой сенсацией — перспективной гиперзвуковой ПКР “Циркон”. Доставка боевой части (300-400 кг) на дальность 400 км на скорости до 6М. Все это — с использованием ПВРД и в габаритах, позволяющих разместить ракету в стандартных ячейках УКСК “Калибр”. Т.е. при длине менее 10 м и стартовой массе ракеты всего около 3 тонн.

В отличие от Х-22, запускавшейся с борта летящего в стратосфере Ту-22М, фантастическому “Циркону” еще предстоит самостоятельно набирать высоту и разгоняться до скорости, на которой станет возможно включение маршевого ПВРД (очевидно, за счет стартового твердотопливного ускорителя, который должен весить как полракеты). Плюс обязательный слой тепловой защиты.

Применение ПВРД вместо жидкостного реактивного двигателя должно положительным образом сказаться на эксплуатационной пригодности “Циркона”. С другой стороны, анализ ТТХ других ракетных систем похожего назначения (имеющих большую массу и габариты при значительно меньшей скорости полета) позволяет предположить, что создание ПКР “Циркон” с озвученными характеристиками является невозможным.

Таков вывод с точки зрения существующих ракетных технологий. Но кто сказал, что российская наука не может совершить прорыв?