Бронеавтомобиль Magirus M-ARW (Германия)
В середине двадцатых годов Германия тайно возобновила создание перспективных боевых бронированных машин для перевооружения армии. Со временем появился целый ряд проектов новой техники различных классов, в том числе бронеавтомобилей. Первые результаты в этом направлении были получены уже в конце десятилетия. Самым удачным ранним броневиком Германии оказалась боевая машина Magirus M-ARW.
Секретная программа разработки армейской бронетехники стартовала с поиска оптимальных решений и подходов. Вскоре появилась концепция, в соответствии с которой следовало строить легкие и средние броневики, отличавшиеся как по своему техническому облику, так и по предназначению. Легкие машины предлагалось строить на основе существующих автомобильных шасси и использовать для разведки. Средние бронеавтомобили, в свою очередь, должны были использовать собственные шасси и решать задачи огневой поддержки.
Общий вид броневика Magirus M-ARW. Фото Aviarmor.net
Программа создания средних броневиков, способных нести сравнительно мощное вооружение, получила название Mannschafstransportwagen или MTW – «Транспортная машина для личного состава». В 1927-28 годах эта программа дошла до стадии выдачи технического задания подрядчикам. В соответствии с требованиями армии несколько ведущих предприятий автомобильной промышленности должны были разработать собственные конструкции броневиков.
К программе привлекли три компании, имевшие солидный опыт в строительстве самоходной техники, в том числе боевых машин: Magirus, Büssing-NAG и Daimler-Benz. В 1928 году были представлены три проекта, созданные по имеющемуся техническому заданию. Все проекты имели собственные обозначения. Так, броневик от фирмы «Магирус» назвали M-ARW. Это сокращенное название расшифровывалось как Magirus-Achtradwagen – «Восьмиколесная машина от «Магирус».
В соответствии с предъявленными требованиями, перспективный броневик на специально разработанном шасси должен был показывать максимально возможную проходимость и маневренность на пересеченной местности и пересекать водные преграды вплавь. При этом он должен был защищать экипаж от вражеского огня и атаковать противника с использованием малокалиберной пушки и пулемета винтовочного калибра. На основе этих требований и с учетом ограничений по габаритам и массе специалисты фирмы Magirus сформировали оригинальный облик будущего M-ARW.
В соответствии с техническим заданием, броневик должен был основываться на собственном шасси, разработанном с нуля. Кроме того, его следовало оснастить специально созданным бронекорпусом с противопульной защитой. Эти задачи были успешно решены. Проект M-ARW предусматривал использование четырехосного шасси, прикрытого бронекорпусом необычной формы. Сам корпус при этом был несущим и принимал на себя все основные нагрузки, что позволило отказаться от отдельной рамы и получить желаемые характеристики.
Корпус решили собирать из нескольких крупных листов-секций сложной изогнутой формы, образовывавших единую поверхность с минимумом выступающих частей. Все элементы бронирования имели одинаковую толщину – 13,5 мм, что позволяло защитить экипаж и агрегаты от пуль стрелкового оружия. Передняя часть корпуса отдавалась под некоторые устройства трансмиссии и рабочее место водителя. Центральный отсек выполнял функции боевого отделения, кормовой – моторного.
Опытный образец, использовавшийся для отработки шасси. Фото Aviarmor.net
Сборный корпус, состоявший из нескольких крупных деталей, отличался оригинальной формой. Его лоб имел клиновидный профиль с центральным изгибом. При помощи изогнутых скул такой лоб соединялся с незначительно разваленными наружу бортами. Верхний лобовой элемент корпуса располагался со значительным наклоном. В центральной части корпуса предусматривалась незначительно выгнутая крыша, центральная часть которой являлась подбашенным листом.
Впоследствии корпус переработали, добавив выступающую подбашенную коробку, выполненную в виде прямоугольного агрегата. Задняя ее часть отличалась немного увеличенными размерами и измененной формой. Корма корпуса при развитии проекта оставалась без изменений. Она напоминала лобовой агрегат, но отличалась увеличенной длиной. Кроме того, в ее составе предлагалось использовать вертикальный задний лист с несколькими технологическими проемами.
Изначально проект Magirus M-ARW предусматривал использование башни с колпаком полусферической формы. В лобовой части такого броневого агрегата должны были помещаться амбразуры пушки и пулемета. Впоследствии к проекту привлекли компанию Rheinmetall-Borsig, сотрудники которой разработали новый вариант боевого отделения. Для некоторого увеличения внутренних объемов купол башни выполнили в виде усеченного конуса со скошенной крышей и иными средствами монтажа оружия.
В кормовом отсеке корпуса помещался бензиновый двигатель Daimler-Benz M36 мощностью 100 л.с. С двигателем соединили коробку передач, обеспечивавшую по пять скоростей переднего и заднего хода. Достаточно сложная механическая трансмиссия выдавала крутящий момент двигателя на все восемь ведущих колес и на кормовой гребной винт.
В составе ходовой части использовались восемь одинарных колес на четырех мостах. Оси располагались на разных расстояниях друг от друга. Промежуток между вторыми и третьими колесами был минимальным, из-за чего они имели общую колесную арку. Первая и четвертая оси находились на большем удалении от ближайших колес.
Вид сзади. Фото Ost-front.ru
Для снижения массы колеса оснастили литыми алюминиевыми дисками. С целью получения максимальной маневренности переднюю и заднюю пары колес выполнили управляемыми. Броневик M-ARW мог перемещаться по воде. Для этого в кормовом отсеке расположили привод гребного винта. Вал выводился наружу в нижней части кормового листа; винт предлагалось устанавливать на него только перед спуском на воду.
В соответствии с первой версией проекта перспективный броневик должен был нести пушечно-пулеметное вооружение. В лобовых амбразурах полусферической башни предлагалось поместить 37-мм пушку и пулемет калибром 7,92 мм. Поворот всей башни должен был обеспечить горизонтальную наводку в любом направлении. Механизмы монтажа вооружения позволяли вести огонь с углами возвышения от -10° до +70°. Боекомплект состоял из 66 снарядов и нескольких тысяч патронов в лентах.
Второй вариант башни получил иное вооружение. В его лобовой детали поместили пару шаровых установок для двух пулеметов Schwarzlose. Два пулемета с водяным охлаждением стволов на собственных установках могли наводиться независимо друг от друга и одновременно обстреливать разные цели в одном секторе пространства. Общий боекомплект состоял из 1050 патронов в лентах.
Экипаж броневика Magirus M-ARW должен был состоять из пяти человек. В передней части машины располагались водитель и его помощник. В соответствии с ранней версией проекта, для наблюдения предлагалось использовать пару полусферических устройство со смотровыми щелями. Впоследствии корпус получил пару смотровых щелей в лобовом листе подбашенной коробки. Доступ в отделение управления обеспечивался прямоугольным люком в верхней лобовой детали.
Два стрелка и командир должны были работать в боевом отделении. В корме башни от Rheinmetall-Borsig предусматривался прямоугольный люк для посадки в машину. В крыше находилось несколько групп смотровых щелей, позволявших следить за обстановкой или искать цели для пулеметов.
В соответствии с проектом, броневик M-ARW должен был иметь длину 8,45 м при ширине 2,28 м и высоте 2,14 м. Боевая масса задавалась на уровне 7,8 т. Имея удельную мощность более 13 л.с. на тонну такая машина могла бы развивать на шоссе скорость до 65 км/ч. Запас ходе – 250 км. Колесное шасси позволяло подниматься на 18-градусный склон или на стенку высотой 30 см и преодолевать траншеи шириной 1,15 м.
Фото на память: личный состав и бронемашина. Фото Ost-front.ru
В 1928 году командование Рейхсвера ознакомилось с тремя новыми проектами, и сразу отметило Magirus M-ARW как наиболее удачный. От двух других разработок программы Mannschafstransportwagen эта машина уже на стадии проектирования отличалась более высокими техническими и боевыми характеристиками. Тем не менее, военные не стали торопиться с выводами, и заказали строительство нескольких новых броневиков разных типов.
В 1929 году завод «Магирус» построил первый макетный образец будущего бронеавтомобиля. Поскольку в перспективном проекте использовалось совершенно новое шасси, испытания решили начать именно с его проверки. Для этого была построена восьмиколесная машина с полным набором агрегатов силовой установки и трансмиссии. Вместо требуемого броневого корпуса она получила конструкцию из дерева, имевшую сопоставимую массу. Примечательно, что от проектируемого броневика такой прототип отличался угловатыми формами корпуса.
Упрощенный опытный образец с деревянным корпусом успешно справился с ходовыми испытаниями, после чего компания-разработчик получила возможность начать строительство полноценного прототипа. По результатам испытаний броневик оснастили новой подбашенной коробкой и некоторыми другими устройствами. Боевая бронированная машина в полной комплектации с «новой» конической башней была достроена в начале 1930 года.
Германия тщательно скрывала свои новые проекты от ряда зарубежных стран, создавая иллюзию соблюдения всех существующих договоренностей. В связи с этим в 1929-30 годах немецкие военные отправили ряд перспективных образцов бронетехники в танковую школу «Кама», работавшую под Казанью. Таким образом, с определенного момента все испытания броневика M-ARW проводились только на советской территории. Полигоны Поволжья использовались для определения реальных характеристик техники, что позволяло сделать необходимые выводы.
В некоторых источниках упоминается строительство нескольких новых броневиков, так же предназначавшихся для испытаний. Тем не менее, дальнейшие события и сохранившиеся документы показывают, что броневик компании Magirus, полностью соответствовавший проекту, был построен лишь в одном экземпляре. Таким образом, есть все основания полагать, что во всех случаях речь идет только об одном опытном броневике M-ARW, который позволил определить все реальные перспективы проекта.
Известно, что после возвращения в Германию единственный броневик от «Магирус» не был принят на вооружение. Кроме того, отсутствуют сведения о продолжении испытаний этой техники. Вероятно, все необходимые результаты были получены еще во время проверок на советской площадке, и новые испытания уже не требовались. От броневика уже успели отказаться, и поэтому он не имел никаких реальных перспектив.
Точные сведения о дальнейшей судьбе опытного M-ARW отсутствуют. Вскоре после возвращения в Германию следы машины теряются, что позволяет предположить ее скорый конец. Более не нужный прототип могли разобрать и отправить в переплавку. Схожим образом немецкое командование распорядилось и с другими опытными машинами, построенными в рамках программы MTW.
Бронеавтомобиль Magirus M-ARW справился с испытаниями и, в целом, неплохо показал себя, однако не был принят на вооружение. Имея достаточно высокие технические и боевые характеристики, эта машина отличалась неприемлемой сложностью производства и дороговизной. В условиях того времени Германия не могла развернуть полноценное массовое производство подобных броневиков, и потому военные отказались от новых проектов.
Однако наработки по проекту не пропали. В рамках программы Mannschafstransportwagen немецкие инженеры и военные собрали массу важной информации, касавшейся различных аспектов конструирования и эксплуатации бронеавтомобилей. С использованием полученных знаний немецкие специалисты вскоре разработали новые проекты. Вскоре в серию пошли новейшие броневики Sd.Kfz.231 (6-rad) и Sd.Kfz.231 (8-rad). Эта бронетехника тоже не была лишена недостатков, но строилась достаточно большой серией и активно эксплуатировалась. Служба новых колесных бронемашин продолжалась до конца Второй мировой войны.
Желая построить полноценные бронетанковые войска, Германия тайно запустила специальную программу MTW, в рамках которой было разработано сразу несколько бронеавтомобилей. Отсутствие опыта не позволило сразу создать удачную технику, пригодную для полноценной эксплуатации в войсках. При этом именно новые проекты вскоре стали источником необходимого опыта, и таким образом поспособствовали дальнейшему развитию немецкой военной техники.
По материалам:
http://aviarmor.net/
http://ost-front.ru/
https://forum.warthunder.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй Мирвоой войны 1933-1945. АСТ/Астрель, М.: 2003.
Секретная программа разработки армейской бронетехники стартовала с поиска оптимальных решений и подходов. Вскоре появилась концепция, в соответствии с которой следовало строить легкие и средние броневики, отличавшиеся как по своему техническому облику, так и по предназначению. Легкие машины предлагалось строить на основе существующих автомобильных шасси и использовать для разведки. Средние бронеавтомобили, в свою очередь, должны были использовать собственные шасси и решать задачи огневой поддержки.
Общий вид броневика Magirus M-ARW. Фото Aviarmor.net
Программа создания средних броневиков, способных нести сравнительно мощное вооружение, получила название Mannschafstransportwagen или MTW – «Транспортная машина для личного состава». В 1927-28 годах эта программа дошла до стадии выдачи технического задания подрядчикам. В соответствии с требованиями армии несколько ведущих предприятий автомобильной промышленности должны были разработать собственные конструкции броневиков.
К программе привлекли три компании, имевшие солидный опыт в строительстве самоходной техники, в том числе боевых машин: Magirus, Büssing-NAG и Daimler-Benz. В 1928 году были представлены три проекта, созданные по имеющемуся техническому заданию. Все проекты имели собственные обозначения. Так, броневик от фирмы «Магирус» назвали M-ARW. Это сокращенное название расшифровывалось как Magirus-Achtradwagen – «Восьмиколесная машина от «Магирус».
В соответствии с предъявленными требованиями, перспективный броневик на специально разработанном шасси должен был показывать максимально возможную проходимость и маневренность на пересеченной местности и пересекать водные преграды вплавь. При этом он должен был защищать экипаж от вражеского огня и атаковать противника с использованием малокалиберной пушки и пулемета винтовочного калибра. На основе этих требований и с учетом ограничений по габаритам и массе специалисты фирмы Magirus сформировали оригинальный облик будущего M-ARW.
В соответствии с техническим заданием, броневик должен был основываться на собственном шасси, разработанном с нуля. Кроме того, его следовало оснастить специально созданным бронекорпусом с противопульной защитой. Эти задачи были успешно решены. Проект M-ARW предусматривал использование четырехосного шасси, прикрытого бронекорпусом необычной формы. Сам корпус при этом был несущим и принимал на себя все основные нагрузки, что позволило отказаться от отдельной рамы и получить желаемые характеристики.
Корпус решили собирать из нескольких крупных листов-секций сложной изогнутой формы, образовывавших единую поверхность с минимумом выступающих частей. Все элементы бронирования имели одинаковую толщину – 13,5 мм, что позволяло защитить экипаж и агрегаты от пуль стрелкового оружия. Передняя часть корпуса отдавалась под некоторые устройства трансмиссии и рабочее место водителя. Центральный отсек выполнял функции боевого отделения, кормовой – моторного.
Опытный образец, использовавшийся для отработки шасси. Фото Aviarmor.net
Сборный корпус, состоявший из нескольких крупных деталей, отличался оригинальной формой. Его лоб имел клиновидный профиль с центральным изгибом. При помощи изогнутых скул такой лоб соединялся с незначительно разваленными наружу бортами. Верхний лобовой элемент корпуса располагался со значительным наклоном. В центральной части корпуса предусматривалась незначительно выгнутая крыша, центральная часть которой являлась подбашенным листом.
Впоследствии корпус переработали, добавив выступающую подбашенную коробку, выполненную в виде прямоугольного агрегата. Задняя ее часть отличалась немного увеличенными размерами и измененной формой. Корма корпуса при развитии проекта оставалась без изменений. Она напоминала лобовой агрегат, но отличалась увеличенной длиной. Кроме того, в ее составе предлагалось использовать вертикальный задний лист с несколькими технологическими проемами.
Изначально проект Magirus M-ARW предусматривал использование башни с колпаком полусферической формы. В лобовой части такого броневого агрегата должны были помещаться амбразуры пушки и пулемета. Впоследствии к проекту привлекли компанию Rheinmetall-Borsig, сотрудники которой разработали новый вариант боевого отделения. Для некоторого увеличения внутренних объемов купол башни выполнили в виде усеченного конуса со скошенной крышей и иными средствами монтажа оружия.
В кормовом отсеке корпуса помещался бензиновый двигатель Daimler-Benz M36 мощностью 100 л.с. С двигателем соединили коробку передач, обеспечивавшую по пять скоростей переднего и заднего хода. Достаточно сложная механическая трансмиссия выдавала крутящий момент двигателя на все восемь ведущих колес и на кормовой гребной винт.
В составе ходовой части использовались восемь одинарных колес на четырех мостах. Оси располагались на разных расстояниях друг от друга. Промежуток между вторыми и третьими колесами был минимальным, из-за чего они имели общую колесную арку. Первая и четвертая оси находились на большем удалении от ближайших колес.
Вид сзади. Фото Ost-front.ru
Для снижения массы колеса оснастили литыми алюминиевыми дисками. С целью получения максимальной маневренности переднюю и заднюю пары колес выполнили управляемыми. Броневик M-ARW мог перемещаться по воде. Для этого в кормовом отсеке расположили привод гребного винта. Вал выводился наружу в нижней части кормового листа; винт предлагалось устанавливать на него только перед спуском на воду.
В соответствии с первой версией проекта перспективный броневик должен был нести пушечно-пулеметное вооружение. В лобовых амбразурах полусферической башни предлагалось поместить 37-мм пушку и пулемет калибром 7,92 мм. Поворот всей башни должен был обеспечить горизонтальную наводку в любом направлении. Механизмы монтажа вооружения позволяли вести огонь с углами возвышения от -10° до +70°. Боекомплект состоял из 66 снарядов и нескольких тысяч патронов в лентах.
Второй вариант башни получил иное вооружение. В его лобовой детали поместили пару шаровых установок для двух пулеметов Schwarzlose. Два пулемета с водяным охлаждением стволов на собственных установках могли наводиться независимо друг от друга и одновременно обстреливать разные цели в одном секторе пространства. Общий боекомплект состоял из 1050 патронов в лентах.
Экипаж броневика Magirus M-ARW должен был состоять из пяти человек. В передней части машины располагались водитель и его помощник. В соответствии с ранней версией проекта, для наблюдения предлагалось использовать пару полусферических устройство со смотровыми щелями. Впоследствии корпус получил пару смотровых щелей в лобовом листе подбашенной коробки. Доступ в отделение управления обеспечивался прямоугольным люком в верхней лобовой детали.
Два стрелка и командир должны были работать в боевом отделении. В корме башни от Rheinmetall-Borsig предусматривался прямоугольный люк для посадки в машину. В крыше находилось несколько групп смотровых щелей, позволявших следить за обстановкой или искать цели для пулеметов.
В соответствии с проектом, броневик M-ARW должен был иметь длину 8,45 м при ширине 2,28 м и высоте 2,14 м. Боевая масса задавалась на уровне 7,8 т. Имея удельную мощность более 13 л.с. на тонну такая машина могла бы развивать на шоссе скорость до 65 км/ч. Запас ходе – 250 км. Колесное шасси позволяло подниматься на 18-градусный склон или на стенку высотой 30 см и преодолевать траншеи шириной 1,15 м.
Фото на память: личный состав и бронемашина. Фото Ost-front.ru
В 1928 году командование Рейхсвера ознакомилось с тремя новыми проектами, и сразу отметило Magirus M-ARW как наиболее удачный. От двух других разработок программы Mannschafstransportwagen эта машина уже на стадии проектирования отличалась более высокими техническими и боевыми характеристиками. Тем не менее, военные не стали торопиться с выводами, и заказали строительство нескольких новых броневиков разных типов.
В 1929 году завод «Магирус» построил первый макетный образец будущего бронеавтомобиля. Поскольку в перспективном проекте использовалось совершенно новое шасси, испытания решили начать именно с его проверки. Для этого была построена восьмиколесная машина с полным набором агрегатов силовой установки и трансмиссии. Вместо требуемого броневого корпуса она получила конструкцию из дерева, имевшую сопоставимую массу. Примечательно, что от проектируемого броневика такой прототип отличался угловатыми формами корпуса.
Упрощенный опытный образец с деревянным корпусом успешно справился с ходовыми испытаниями, после чего компания-разработчик получила возможность начать строительство полноценного прототипа. По результатам испытаний броневик оснастили новой подбашенной коробкой и некоторыми другими устройствами. Боевая бронированная машина в полной комплектации с «новой» конической башней была достроена в начале 1930 года.
Германия тщательно скрывала свои новые проекты от ряда зарубежных стран, создавая иллюзию соблюдения всех существующих договоренностей. В связи с этим в 1929-30 годах немецкие военные отправили ряд перспективных образцов бронетехники в танковую школу «Кама», работавшую под Казанью. Таким образом, с определенного момента все испытания броневика M-ARW проводились только на советской территории. Полигоны Поволжья использовались для определения реальных характеристик техники, что позволяло сделать необходимые выводы.
В некоторых источниках упоминается строительство нескольких новых броневиков, так же предназначавшихся для испытаний. Тем не менее, дальнейшие события и сохранившиеся документы показывают, что броневик компании Magirus, полностью соответствовавший проекту, был построен лишь в одном экземпляре. Таким образом, есть все основания полагать, что во всех случаях речь идет только об одном опытном броневике M-ARW, который позволил определить все реальные перспективы проекта.
Известно, что после возвращения в Германию единственный броневик от «Магирус» не был принят на вооружение. Кроме того, отсутствуют сведения о продолжении испытаний этой техники. Вероятно, все необходимые результаты были получены еще во время проверок на советской площадке, и новые испытания уже не требовались. От броневика уже успели отказаться, и поэтому он не имел никаких реальных перспектив.
Точные сведения о дальнейшей судьбе опытного M-ARW отсутствуют. Вскоре после возвращения в Германию следы машины теряются, что позволяет предположить ее скорый конец. Более не нужный прототип могли разобрать и отправить в переплавку. Схожим образом немецкое командование распорядилось и с другими опытными машинами, построенными в рамках программы MTW.
Бронеавтомобиль Magirus M-ARW справился с испытаниями и, в целом, неплохо показал себя, однако не был принят на вооружение. Имея достаточно высокие технические и боевые характеристики, эта машина отличалась неприемлемой сложностью производства и дороговизной. В условиях того времени Германия не могла развернуть полноценное массовое производство подобных броневиков, и потому военные отказались от новых проектов.
Однако наработки по проекту не пропали. В рамках программы Mannschafstransportwagen немецкие инженеры и военные собрали массу важной информации, касавшейся различных аспектов конструирования и эксплуатации бронеавтомобилей. С использованием полученных знаний немецкие специалисты вскоре разработали новые проекты. Вскоре в серию пошли новейшие броневики Sd.Kfz.231 (6-rad) и Sd.Kfz.231 (8-rad). Эта бронетехника тоже не была лишена недостатков, но строилась достаточно большой серией и активно эксплуатировалась. Служба новых колесных бронемашин продолжалась до конца Второй мировой войны.
Желая построить полноценные бронетанковые войска, Германия тайно запустила специальную программу MTW, в рамках которой было разработано сразу несколько бронеавтомобилей. Отсутствие опыта не позволило сразу создать удачную технику, пригодную для полноценной эксплуатации в войсках. При этом именно новые проекты вскоре стали источником необходимого опыта, и таким образом поспособствовали дальнейшему развитию немецкой военной техники.
По материалам:
http://aviarmor.net/
http://ost-front.ru/
https://forum.warthunder.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй Мирвоой войны 1933-1945. АСТ/Астрель, М.: 2003.
Автор: Glenn Witcher