Зачем работает «АвтоВАЗ»?



Собственно говоря, сегодня мы как раз наблюдаем кризис этой самой «модели хозяйствования», если бы не санкции, она могла бы жить ещё какое-то время, но санкционное давление и «низкая нефть» попросту уничтожили её перспективы. «Решение» наш замечательный бизнес предлагает гениальное: зарплаты срезать, всех посадить на процент и выгонять в поля… увеличивать продажи… Или пусть как мухи дохнут с голоду. Как-то так.

В своё время «демократы» активно критиковали СССР за «сырьевой экспорт» и закупки ширпотреба на нефтедоллары, но как раз в рамках СССР/СЭВ существовало сверхмощное внутреннее производство, которое и создавало гигантское количество рабочих мест. Которых сегодня попросту не стало. Токаря сегодня не очень востребованы, как и технологи-конструкторы… по крайней мере хорошо платить им не совсем готовы (это если мерить по советским стандартам).

А вот «наращивать продажи» мечтают все. То есть эти «замечательные люди в дорогих костюмах» в отличие от плохих «комми» с их заводами и фабриками приходят не для того, чтобы дать работу, они приходят за деньгами, которые «кто-то» должен для них заработать. В Россию везётся импортный товар, продаётся, выручка конвертируется в валюту и… вывозится из страны. Ну, под давлением «партии и Медведева» прошла некая «локализация», но в целом направление движения валюты то же, пусть и поменьше. Да, возник определённый экспорт готовых товаров из России, но не сказать, чтобы мы затмили Японию с Кореей.

По-прежнему бизнес — это продажа импортного товара (купленного за нефтедоллары) россиянам. Всё как бы хорошо, но… «бездонный российский рынок» уже давным-давно освоен. Дальше «копать» просто некуда. Всё, господа, тупик. А не нравится никому эта простая идея… ведь так хорошо «зарабатывать» деньги в совсем простом цикле «купи-продай» — там так тепло и уютно, вот если бы ещё не «гадкий АвтоВАЗ» со своими «тазиками»… как бы всё было здорово.

Я же говорю, никто из тех, кто смеётся над шутками про «АвтоВАЗ» сам валюты не зарабатывает (ну почти никто). И делать этого не собирается. Забавная штука жизнь: очень многие мужчины в РФ могут популярно (в сравнении!) объяснить все плюса и минуса японских и немецких машин, но искусством зарабатывания валюты не владеет почти никто из «корифеев». В принципе и не интересуется никто… Зачем? Есть гадкий Газпром и гадкая Роснефть — вот они пусть и работают как папы Карло, а нам недосуг… Почему-то у большинства населения в голове как гвоздь сидит простая мысль, что валюта быть должна…

Ну, почти на протяжении всего 20-го века валюты у нас как раз для широких масс населения не было… Забыли? Вообще да, к хорошему (например, к избытку валюты) привыкаешь быстро, отвыкать всегда сложно. Чтобы понять, что почём и на что реально способен тот самый бизнес, который «не совок», достаточно одной простой вводной: работайте как хотите, но нефтедолларов больше нет. Свобода полная! Налоги минимальны, но все нефтедоллары (как и было задумано) идут на стратегические цели.

Смешно может получиться. Это примерно, как ограничение на продажу алкоголя сначала в киосках, а потом в магазинах. То есть если можно торговать водкой, то бизнес идёт на ура, если нельзя… то начинаются большие проблемы. Нерентабельно. Вообще-то исторически водка — основа российского бюджета (флот, утопленный японцами при Цусиме, был построен как раз на «пьяные» деньги). И вот, «ухватившись за горлышко бутылки», наш бизнес очень неплохо развернулся. Приватизация водочного бизнеса шла на ура. Движение в обратную сторону идёт весьма небыстро и сопровождается громкими воплями «потерпевших». С сигаретами, кстати, история похожая.

Что-то подобное мы имеем и с торговлей ширпотребом (сюда мы включим и Мерседесы) за нефтедоллары. Государство не брало на себя обязательство снабжать ими бизнес бесконечно, а сам по себе в достаточном количестве он их заработать не в состоянии. «Пичалька». Вот если не вдаваться в детали, а смотреть в целом (особенно с берегов Москвы-реки), то всё как бы выглядит неплохо… и всё как бы работает. Но стоит, например, внимательно отследить потоки валюты, как «благодать» рассеивается полостью и возникают неудобные вопросы.

А сможет это всё так же уверенно работать без нефтяных денег? Или хотя бы работать вообще? Вот почему-то никто в этом направлении (в том числе из активных экономических субъектов) думать особо не желает. Сложно потому как, сложно и муторно. Они маялись круглые сутки, вытачивая шестерню… потом плюнули и продали тонну нефти — как-то так. И знаете, вот именно это как раз напрягает очень и очень сильно. Как поётся в одной известной песне: «Что же будет с Родиной и с нами?» Легендарный и широко разрекламированный бизнес парадоксальнейшим образом не берётся решать сложные и вечные вопросы, но бульдожьей хваткой вцепляется в самое вкусное.

Например, в торговлю водкой или в экспорт «отходов цветмета», или в нефтяной бизнес… Нет чтобы «замутить» гигантскую фабрику по изготовлению микросхем… или заняться прокладкой коммуникаций в удалённые районы страны. Было бы так здорово, но нет. Не будет наш бизнес этим заниматься. Не интересно. Вот по идее повышение курса доллара для производящей экономики — это благо. Наш товар становится дешевле. Если, конечно, это именно наш товар.

И вот ещё в 1998 году это было именно так: отечественные товаропроизводители резко выиграли от роста курса доллара. Их продукция иногда в валюте дешевела в разы. А вот в 2008 году всё было уже не совсем так… Никакого бурного роста производства (пусть в отдельных отраслях) как-то не наблюдалось. Ах, дело в том, что оборудование и комплектующие покупаются за рубежом? Международное разделение труда, говорите? Мужики, вы вообще производством заняты или «серым импортом»? Какова у вас «добавочная стоимость»? Не отрицательная случайно? (В случае локализации путём лишней разборки-сборки так бывает.)

«Апофигеем» такой вот схемы работы был «Сухой Суперджет», который позиционировался как новый российский самолёт. А почему из импортных комплектующих? А они сертифицированы для международного рынка. Для экспорта это важно. Потом оказалось, что, затратив миллиарды, мы собираем не самый лучший и не самый современный самолёт, в основном для себя, но «комплектовка» при этом покупается за валюту…

То есть по факту место России в этом «международном разделении труда» в том, чтобы тупо быть потребителем не у нас произведённых товаров? Не будучи при этом эмитентом доллара/евро? Незавидная участь, прямо скажем. И высокого жизненного уровня для большей части населения такая схема никак не предполагает. Да и сама по себе схема мал по малу разваливается: «дешёвые китайцы», наработав капитал, перестают быть такими уж дешёвыми. Всё, сегодня Китай перестал быть страной, готовой пахать за копейки. А американские банки отказались финансировать российский бизнес, и даже таджики стали качать права… «Парадиз» внезапно стал разваливаться.



Символом происходящего процесса стало «таджикское восстание» в ТЦ «Москва». Когда-то там был завод (Государственный подшипниковый завод номер 1). А сейчас ТЦ. И вот охранники (то ли молдаване, то ли украинцы) побили «толкателя тележек» из Таджикистана… Сильно так побили. А таджики, соответственно, восстали. Неблагодарные! И комментарии немедленно раздаются в российской прессе громкие и гневные, прямо скажем «антитаджикские» комментарии… Застращать их и депортировать… а потом откопать и ещё раз депортировать… Таджики, дескать, «стали представлять угрозу».

Проблема не в таджиках, а в весьма специфической организации современной российской экономики, где в бывших гигантских цехах, где трудились тысячи высококвалифицированных русских рабочих создаются ТЦ, куда «согласно законам рыночной» экономики нанимают грузчиков из Средней Азии… которые, живя в нечеловеческих условиях, тягают на тележках «высококачественные товары» из Поднебесной и земли турецкой…

Остаются вакансии и для «местных» в качестве охранников и «манагеров» по продажам, того самого ништяка, что тягают в тележках неприхотливые граждане среднеазиатских республик. Лепота… По факту имеет место примитивизация экономики, её деградация и неизбежное снижение жизненного уровня. Даже так, сколько ни рассказывай сказки про бесконечное «увеличение объёма продаж», как путь к повышению благосостояния (Увеличение за счёт кого? Подземных гномов?). Не может экономика 150-миллионной страны (самой большой в мире!) состоять главным образом из «таджиков» и «дальнобойщиков», «охранников» и «манагеров». Забыл про «топ-манагеров», простите. «Топ-манагер» — он как вишенка на торте, хотя и не сам торт…

Кто ж иначе донесет до нас простую идею, что главное не размер зарплаты, а стремление достичь поставленной цели? И деньги для работника не принципиальны изначально, главное —правильная организация труда… работники сети «Магнит» не дадут соврать.

В стране же будут иметь место рост безработицы и снижение жизненного уровня. Что, в принципе, уже происходит. И социальные волнения, и межнациональные столкновения, когда «осетра урежут окончательно».

Производством же заниматься сложно и геморройно, однако это фактически единственный путь к повышению занятости и зарплат. Это единственный путь к массовому созданию «дорогих» рабочих мест. И только то «производство» может считаться производством без кавычек, которое получает бонусы от снижение курса национальной валюты. Парадоксальным образом и в Турции (сегодня мы везём в Турцию зерно, а вывозим станки для гибки металла!) и тем более в Китае (где производится практически всё) развитие происходит именно по этому сценарию, а мы всё тщимся призвать к порядку «зарвавшихся» Рамшанов с Джамшутами…

Напрасные старания. Единственный реальный путь к массовому повышению благосостояния — производство и экспорт высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. То, что мы научились смеяться над АвтоВАЗом — это замечательно, просто чудесно… но вот когда смеющиеся научаться зарабатывать валюту лучше, чем они её умеют тратить, нас будет просто не остановить.

Автор: Олежек