Инфоудар, или Новые принципы ведения войны
«Одно слово стоит нескольких дивизий». Эти слова, которые в свое время произнес Наполеон Бонапарт, достаточно емко отражают принцип ведения боевых действий в течение последних пары веков. С недавнего времени наполеоновская фраза получила самую, что ни на есть, однозначную трактовку. Нередко информационная кампания может произвести гораздо больший эффект, чем самые активные боевые действия. В конце концов, использования разных видом оружия в классическом его понимании могут привести к уничтожению определенного количества сил и средств противника, но не смогут уничтожить его психологической оценки действий противника. Можно использовать ковровые бомбардировки, системы залпового огня, бронетехнику и специальные части для подавления сопротивления противника, однако подавить сопротивление физическое еще не значит, что одновременно с этим произойдет подавление целеполагания необходимости сопротивляться дальше. Идея всегда может привести к формированию нового очага конфронтации, на который снова придется бросать военную технику и живую силу.
Однако методы ведения боевых действий в последнее время существенно изменились. Даже наличие превосходящей по численности и оснащенности армии уже перестало быть твердой гарантией победы на том или ином фронте. На первый план выходит психология борьбы, когда ответом на любые боевые удары и налеты может стать небольшая информационная контратака или даже атака, предупреждающая сам боевой удар.
Если ранее классическим вариантом атаки на позиции противника считалась: артподготовка (авианалет) – атака на бронетехнике – использование пехотных соединений, то сегодня такой принцип стал не более чем военной историей. На первом месте сегодня ставится информационная атака, которая может идти по самым различным каналам: от печатных изданий до телевидения и Интернета. Ложь, сказанная 50 раз, вполне может превратиться в правду. После информационной «артподготовки» в стане противника появляются люди, которые уже не понимают целесообразности своего сопротивление – атака словом сделала свое дело, сформировав пусть даже небольшой отряд «сомневающихся». Как только такой отряд есть у противника, в ход идет использование второй пропагандистской атаки: на экранах телевизоров и компьютеров, в журналах и газетах вдруг появляются сведения о том, что армия определенного противника деморализована – солдаты разбегаются, командиры идут на суицид, растет число недовольных центральным командованием. При этом добавляется главное информационное зерно: миссия наступающих имеет только гуманные цели – освобождение от диктатуры, нацеленность на соблюдение прав человека и открытие новых горизонтов свободы. Такая информация, по понятным причинам, легко переходит через полосу фронтового раздела и достигает населения. Принимая эту информационную гранату за реальное положение вещей, общественность видит единственный выход – смириться с тем, что силы противника на самом деле являются вовсе не захватчиками, а освободителями. Такое «осознание» напоминает болезнь, с которой человек начинает срастаться и жить, как ему кажется, достаточно спокойно и беспроблемно. А после этого, в принципе, уже не нужны ни танки, ни ракеты, ни другие элементы открытого и прямого боевого контакта.
Рассмотрим несколько примеров информационных атак, которые приводили к впечатляющим последствиям.
Эпизод 1. Вторжение американцев в Ирак, 2003 год
Соединенные Штаты упорно вели информационные бои на разных фронтах, пытаясь убедить мировое сообщество в том, что в Ираке уже много лет ведутся разработки оружия массового уничтожения. С начала 2003 года редкий выпуск новостей на Западе проходил без упоминания о Саддаме Хуссейне как главном мировом диктаторе, отдающем приказы по созданию биологического и ядерного оружия в секретных лабораториях. При такой массированной атаке на сознание людей, уже к концу января 2003 года большинство американцев поддерживало планы Белого Дома ввести свои войска в Ирак. Кульминацией информационной игры стало выступление тогдашнего Государственного секретаря США господина Пауэлла, потрясающего пробиркой, в которой якобы находилось определенное количество вещества сибирской язвы, полученное на секретных иракских заводах. Именно это выступление стало настоящим событием для впечатлительной западной цивилизации - война была начата 20 марта 2003 года и закончилась, по официальным данным 1 мая того же года, хотя послевоенный хаос в Ираке продолжается и сегодня.
Однако сегодня любая информационная атака с одной стороны может встретить серьезное сопротивление с другой. Ярким примером противодействия информационной войне служит ситуация в Сирии, где группа неравнодушных молодых людей с помощью Интернета демонстрирует реальную картинку из сирийских городов, на улицах которых якобы разгоняются мирные шествия оппозиционеров. Несколько сирийских студентов всему миру показали, кто на самом деле противостоит правительственным войскам в Сирии, что вместе с жесткой позицией России и Китая заставило забуксовать огромную машину западной пропаганды. Сегодня авторам теории информационного подавления противника приходится сталкиваться с ответными действиями, которые порой бывают даже более эффективными, чем разработанная ими методика дезинформационного удара. Задача противодействия информационной войне имеет одно решение: заставить ложь, произнесенную хоть пятьдесят раз, остаться всего лишь ложью, очевидной для всех.
Однако методы ведения боевых действий в последнее время существенно изменились. Даже наличие превосходящей по численности и оснащенности армии уже перестало быть твердой гарантией победы на том или ином фронте. На первый план выходит психология борьбы, когда ответом на любые боевые удары и налеты может стать небольшая информационная контратака или даже атака, предупреждающая сам боевой удар.
Если ранее классическим вариантом атаки на позиции противника считалась: артподготовка (авианалет) – атака на бронетехнике – использование пехотных соединений, то сегодня такой принцип стал не более чем военной историей. На первом месте сегодня ставится информационная атака, которая может идти по самым различным каналам: от печатных изданий до телевидения и Интернета. Ложь, сказанная 50 раз, вполне может превратиться в правду. После информационной «артподготовки» в стане противника появляются люди, которые уже не понимают целесообразности своего сопротивление – атака словом сделала свое дело, сформировав пусть даже небольшой отряд «сомневающихся». Как только такой отряд есть у противника, в ход идет использование второй пропагандистской атаки: на экранах телевизоров и компьютеров, в журналах и газетах вдруг появляются сведения о том, что армия определенного противника деморализована – солдаты разбегаются, командиры идут на суицид, растет число недовольных центральным командованием. При этом добавляется главное информационное зерно: миссия наступающих имеет только гуманные цели – освобождение от диктатуры, нацеленность на соблюдение прав человека и открытие новых горизонтов свободы. Такая информация, по понятным причинам, легко переходит через полосу фронтового раздела и достигает населения. Принимая эту информационную гранату за реальное положение вещей, общественность видит единственный выход – смириться с тем, что силы противника на самом деле являются вовсе не захватчиками, а освободителями. Такое «осознание» напоминает болезнь, с которой человек начинает срастаться и жить, как ему кажется, достаточно спокойно и беспроблемно. А после этого, в принципе, уже не нужны ни танки, ни ракеты, ни другие элементы открытого и прямого боевого контакта.
Рассмотрим несколько примеров информационных атак, которые приводили к впечатляющим последствиям.
Эпизод 1. Вторжение американцев в Ирак, 2003 год
Соединенные Штаты упорно вели информационные бои на разных фронтах, пытаясь убедить мировое сообщество в том, что в Ираке уже много лет ведутся разработки оружия массового уничтожения. С начала 2003 года редкий выпуск новостей на Западе проходил без упоминания о Саддаме Хуссейне как главном мировом диктаторе, отдающем приказы по созданию биологического и ядерного оружия в секретных лабораториях. При такой массированной атаке на сознание людей, уже к концу января 2003 года большинство американцев поддерживало планы Белого Дома ввести свои войска в Ирак. Кульминацией информационной игры стало выступление тогдашнего Государственного секретаря США господина Пауэлла, потрясающего пробиркой, в которой якобы находилось определенное количество вещества сибирской язвы, полученное на секретных иракских заводах. Именно это выступление стало настоящим событием для впечатлительной западной цивилизации - война была начата 20 марта 2003 года и закончилась, по официальным данным 1 мая того же года, хотя послевоенный хаос в Ираке продолжается и сегодня.
Однако сегодня любая информационная атака с одной стороны может встретить серьезное сопротивление с другой. Ярким примером противодействия информационной войне служит ситуация в Сирии, где группа неравнодушных молодых людей с помощью Интернета демонстрирует реальную картинку из сирийских городов, на улицах которых якобы разгоняются мирные шествия оппозиционеров. Несколько сирийских студентов всему миру показали, кто на самом деле противостоит правительственным войскам в Сирии, что вместе с жесткой позицией России и Китая заставило забуксовать огромную машину западной пропаганды. Сегодня авторам теории информационного подавления противника приходится сталкиваться с ответными действиями, которые порой бывают даже более эффективными, чем разработанная ими методика дезинформационного удара. Задача противодействия информационной войне имеет одно решение: заставить ложь, произнесенную хоть пятьдесят раз, остаться всего лишь ложью, очевидной для всех.
Автор: Володин