Тендеры, поставки и другие вертолетные успехи
Перевооружение российских вооруженных сил набирает обороты. Постепенно в него включаются все новые и новые классы техники. Так, в последние несколько лет военное руководство стало уделять большее внимание вертолетам. И нельзя сказать, что такая техника не стоит вложений, даже наоборот. Рассмотрим последние шаги в области обновления вертолетного парка, которые, в конечном счете, приведут к обещанной тысяче новых бортов к 2020 году.
Прежде всего, нужно признать тот факт, что «слухи о смерти» наших вертолетов оказались преувеличенными. Недавний скандально известный тендер на поставку легких вертолетов, в технических требованиях которого ясно виделись европейские машины, был «признан несостоятельным» и завершен. Точные причины такого решения министерства обороны непонятны, хотя имеются некоторые основания подозревать его в своеобразной хитрости. Дело в том, что на момент объявления конкурса отечественный сектор легких вертолетов был, как минимум, немассовым. Возможно, Минобороны заведомо несостоятельным и спорным тендером решило подстегнуть отечественных вертолетостроителей и намекнуть им, что стране нужны легкие машины. Но это только версия, пусть даже и логичная.
В сфере транспортных и многоцелевых вертолетов по-прежнему самым успешным является Ми-8 и его глубокая модернизация Ми-171. Сейчас Минобороны расширяет номенклатуру эксплуатируемых «Восьмерок» транспортно-штурмовой версией этого вертолета. Ми-8АМТШ (он же Ми-171Ш) предназначен для перевозки и огневой поддержки бойцов. В некоторой мере этот вертолет отвечает небезызвестной концепции «летающая БМП», с той разницей, что в отличие от Ми-24 он создавался на основе транспортной машины.
Что касается ударных вертолетов, то здесь основной заказ приходится на Ми-28Н и Ка-52. Первых в этом году будет построено 12 единиц, а вторых – около двух десятков. Всего же планируется отправить в войска около сотни Ми-28Н и 140 Ка-52. Закупка этого количества будет растянута по времени. Так, все запланированные Ми-28Н отправятся служить до 2014 года, а поставки Ка-52 будут осуществляться в течение ближайших семи лет.
Постепенное наращивание темпов закупки новой техники, напрямую связанное с увеличением финансирования, в самом скором времени сделает вертолеты самым быстроразвивающимся сектором отечественной военной техники. Так, в 2011 году в нашей стране было построено 265 вертолетов, план на текущий год включает в себя уже три сотни, а в 2015 году ежегодный выпуск должен перевалить через отметку в 400 вертолетов. Другое хорошее начинание связано со снабжением и подготовкой летчиков. За последние несколько лет наконец-то пропал дефицит горюче-смазочных материалов, и в войска стало поступать достаточно боеприпасов для учебных стрельб. В итоге увеличилась интенсивность подготовки. В качестве примера можно взять авиабазы Южного военного округа. Благодаря приоритетному оснащению новой техникой и отсутствию дефицита необходимых ресурсов летчикам этих частей в прошлом году удалось впервые за несколько лет довести годовой налет до сорока с лишним часов, около десяти из которых пришлось на ночные полеты.
Текущая обстановка в сфере отечественного вертолетостроения дает все основания полагать, что заявленная тысяча машин до 2020 года является вполне достижимым количеством. Возможно, из-за некоторых обстоятельств нынешние намерения будут реализованы не в полной мере, но все-таки хотелось бы, чтобы план в тысячу бортов был не только выполнен, но и с лихвой перевыполнен.
Прежде всего, нужно признать тот факт, что «слухи о смерти» наших вертолетов оказались преувеличенными. Недавний скандально известный тендер на поставку легких вертолетов, в технических требованиях которого ясно виделись европейские машины, был «признан несостоятельным» и завершен. Точные причины такого решения министерства обороны непонятны, хотя имеются некоторые основания подозревать его в своеобразной хитрости. Дело в том, что на момент объявления конкурса отечественный сектор легких вертолетов был, как минимум, немассовым. Возможно, Минобороны заведомо несостоятельным и спорным тендером решило подстегнуть отечественных вертолетостроителей и намекнуть им, что стране нужны легкие машины. Но это только версия, пусть даже и логичная.
Ка-226
Ми-26Т2
В сфере транспортных и многоцелевых вертолетов по-прежнему самым успешным является Ми-8 и его глубокая модернизация Ми-171. Сейчас Минобороны расширяет номенклатуру эксплуатируемых «Восьмерок» транспортно-штурмовой версией этого вертолета. Ми-8АМТШ (он же Ми-171Ш) предназначен для перевозки и огневой поддержки бойцов. В некоторой мере этот вертолет отвечает небезызвестной концепции «летающая БМП», с той разницей, что в отличие от Ми-24 он создавался на основе транспортной машины.
Ми-8АМТШ
Что касается ударных вертолетов, то здесь основной заказ приходится на Ми-28Н и Ка-52. Первых в этом году будет построено 12 единиц, а вторых – около двух десятков. Всего же планируется отправить в войска около сотни Ми-28Н и 140 Ка-52. Закупка этого количества будет растянута по времени. Так, все запланированные Ми-28Н отправятся служить до 2014 года, а поставки Ка-52 будут осуществляться в течение ближайших семи лет.
Ми-28Н
Ка-52
Постепенное наращивание темпов закупки новой техники, напрямую связанное с увеличением финансирования, в самом скором времени сделает вертолеты самым быстроразвивающимся сектором отечественной военной техники. Так, в 2011 году в нашей стране было построено 265 вертолетов, план на текущий год включает в себя уже три сотни, а в 2015 году ежегодный выпуск должен перевалить через отметку в 400 вертолетов. Другое хорошее начинание связано со снабжением и подготовкой летчиков. За последние несколько лет наконец-то пропал дефицит горюче-смазочных материалов, и в войска стало поступать достаточно боеприпасов для учебных стрельб. В итоге увеличилась интенсивность подготовки. В качестве примера можно взять авиабазы Южного военного округа. Благодаря приоритетному оснащению новой техникой и отсутствию дефицита необходимых ресурсов летчикам этих частей в прошлом году удалось впервые за несколько лет довести годовой налет до сорока с лишним часов, около десяти из которых пришлось на ночные полеты.
Текущая обстановка в сфере отечественного вертолетостроения дает все основания полагать, что заявленная тысяча машин до 2020 года является вполне достижимым количеством. Возможно, из-за некоторых обстоятельств нынешние намерения будут реализованы не в полной мере, но все-таки хотелось бы, чтобы план в тысячу бортов был не только выполнен, но и с лихвой перевыполнен.
Автор: Glenn Witcher