ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2: Суперзверобои

Великую Отечественную войну, равно как и Вторую Мировую в целом, часто именуют войной моторов. И правда, появление в войсках огромного количества моторизированной техники кардинально изменило тактику и стратегию войны. Одним из классов новой техники был танк. Появление более мощных двигателей позволило конструкторам-танкостроителям развернуть настоящую гонку вооружений: уже в середине Второй Мировой ни у кого не было сомнений, что краеугольным камнем практического применения танка является противостояние орудия и брони. Вот и наращивались толщина бронелистов и калибр пушек.

БЛ-8 на базе ИСУ-152 (фото http://yuripasholok.livejournal.com)


С другой стороны, у обновленной самоходки хватало проблем. Дульный тормоз новой конструкции не показывал расчетных характеристик, а ствол оказался менее живучим, чем требовалось. Кроме того, его длина мешала нормально передвигаться по пересеченной местности. Пятиметровая «труба» вкупе с небольшими углами вертикальной наводки и отсутствием поворотной башни очень часто буквально упиралась в землю и требовалась помощь со стороны. Наконец, новое орудие было тяжелее МЛ-20С и усилило нагрузку на переднюю часть ходовой. Ухудшилась маневренность и проходимость.

Опыт с ИСУ-152-1 признали частично удачным, но требующим серьезных доработок. В идеале, для приведения новой самоходки в нормальный вид требовались новый двигатель большей мощности, новая конструкция подвеса орудия с большими углами вертикальной наводки, что в конечном счете потребовало бы перекомпоновать всю бронерубку и даже изменить ее размеры. Выигрыш в боевых характеристиках посчитали недостаточным поводом для столь серьезной доработки. Однако единственная опытная самоходка ИСУ-152-1 не пропала и стала основой для очередной модернизации.




В качестве последнего шанса для обновления ИСУ-152 конструкторам завода №100 и ОКБ-172 разрешили доработать пушку и испытать оборудованную ей самоходку. К концу 44-го года конструкторский коллектив И.И. Иванова уменьшил длину ствола пушки БЛ-8, доработал казенную часть и конструкцию креплений к лобовой бронеплите самоходки-носителя. Получившееся орудие БЛ-10 было установлено на «объект 246» вместо признанного неудачным БЛ-8. Второй вариант модернизации ИСУ-152 был назван ИСУ-152-2 или «объект 247». Начавшиеся в декабре 1944 года испытания «объекта 247», как это ни странно, показали отсутствие улучшения ситуации в какой-либо области. Маневренность и проходимость остались такими же, как и у ИСУ-152-1, а показатели бронепробиваемости, в свою очередь, немного упали.

ИСУ-152 с БЛ-10


К моменту завершения испытаний ИСУ-152-2 стало ясно, что подобные модернизации «Зверобоя» уже не имеют практической ценности. Самоходок с пушками МЛ-20С и так было достаточно, да и боевые характеристики позволяли им совершенно спокойно выполнять свои задачи вплоть до конца войны. Да и послевоенные перспективы подобной машины виделись весьма смутными. Холодная война еще даже не витала в воздухе, а основной проблемой советской промышленности было доведение Великой Отечественной войны до победного конца. Доведение пушки БЛ-10 посчитали ненужным и прекратили, а единственный построенный экземпляр ИСУ-152-2, до этого бывший ИСУ-152-1, был отправлен на хранение. Сегодня его можно увидеть в Бронетанковом музее в г. Кубинке.