Пятнадцать мегаватт на сундук мертвеца



Имеющиеся сегодня авиадвигатели на взлетном режиме (в частности на форсаже) развивают тягу порядка 30 тонн. Заметим, что она не слишком выросла за последние два десятилетия, поэтому у наиболее тяжелых самолетов четыре, а то и шесть, как у Ан-225, двигателей. Американцы поставили на знаменитый бомбер Б-52 восемь моторов. В среднесрочной перспективе вряд ли появится двигатель с тягой более 40 тонн на взлетном форсажном режиме и 20 тонн – на маршевом. Даже эти показатели сегодня кажутся фантастическими. Тем не менее, примем их за основу дальнейших расчетов. Исходя из такой прогнозируемой тяги одного двигателя, легко определим их число для экранопланов различного взлетного веса.



То есть на экраноплане-авианосце потребуется разместить более 130 двигателей, каждый – с тягой, сегодня еще не вполне достижимой. И, если предположить, что на взлетном режиме можно применить специальные стартовые ракетные двигатели, обладающие особо большой тягой, в дополнение к маршевым, все равно потребное количество запредельное – более 100. Где разместить моторы на относительно небольшой поверхности Э-плана типа прямоугольного монокрыла длиной 250 метров? Ведь их нужно устанавливать в пределах одного эшелона, иначе они создадут обоюдные помехи. Я не говорю о проблемах, связанных с одновременным использованием в полете столь большого количества моторов. Признаем, что реально на крыле можно установить не более 15-20 двигателей, что соответствует предельному взлетному весу судна до 3000 тонн.